Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие нормы






ДИНАМИКА И ВАРИАНТНОСТЬ НОРМЫ

 

 

Литературный язык соединяет поколения людей, поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность традиций, должны быть как можно более устойчивыми. С другой стороны, язык — живое явление, он постоянно обновляется, развивается, по-своему откликаясь на изменения, происходящие в жизни людей. Норма, следовательно, не может не отражать реальные изменения, происходящие в языке. Эта подвижность нередко приводит к тому, что для одного и того же языкового явления существует не один способ выражения, а больше: прежняя норма ещё не утрачена, но наряду с ней возникает уже новая. Другой путь возникновения вариантов — тенденция к стилистическому размежеванию (книжные и разговорные варианты). Нельзя путать варианты нормы, допускаемые в литературном языке, с отклонениями от норм, конечно, не получившими в нём «прав гражданства», то есть просто ошибками.

Итак, норма — это не перечень запретов, она зачастую выступает в виде двух списков — обязательного и допустимого (дополнительного). Новое попадает в язык вопреки существующим правилам: оно появляется обычно на периферии или даже за пределами литературного употребления — в просторечии, профессиональной речи, разговорно-бытовой.

Выделяют нормы императивные (строго обязательные, не допускающие другой реализации, например, орфографические) и диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные, допускающие варианты). С первыми мы встречаемся, когда решаем вопрос: как нужно говорить или писать?; а со вторыми — как лучше сказать? Конечно, невозможно дать рецепты на все случаи речевой практики. Наличие вариантов нормы, разных форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает речь, создаёт возможности для более точного и более тонкого оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан.

 

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь толковым словарём русского языка, определите лексическое значение слова норма. Что, с вашей точки зрения, влияет на установление правил в языке, на закрепление в качестве нормы одного из возможных вариантов употребления слова, грамматической формы, вариантов произношения?

 

2. Сравните следующие определения нормы литературного языка. Какие признаки нормы акцентируются в каждом из них? Какие ещё признаки вы могли бы назвать?

 

а) «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признаётся то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.

(А.М. Пешковский)

б) Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе…

(Э. Косериу)

в) Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.

(С.И. Ожегов)

г) Норма — это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.

(К.С. Горбачевич)

3. В одно из произведений писателя и философа Г. Гачева включено следующее письмо. Что затрудняет его чтение и адекватное восприятие? «Переведите» этот текст «с русского на русский» и сравните время, затраченное на чтение и понимание первого и второго варианта.

Здраствуй дарагой уважаемы супрух иатец пишит тибе твая верная жина ираба дила впарядки чи го итибе жалаим здаровя таксибя приехал быты галубчик утишил душу диржис пакрепче нипадай сгары та

 

4. Найдите примеры несоответствия нормам современного литературного языка. О каком свойстве нормы они свидетельствуют?

 

1. Не выкормя, не выпоя, врага не узнаешь (греч. посл.). 2. А слово «фильм», между прочим, было женского рода, говорили «приключенческая фильма» (Панова). 3. Высокий крылец на улицу Зубинского дома обставился экипажами (Аксаков). 4. Много про чудо вселенной странник в дому говорил (Фет). 5. Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей (Пушкин). 6. Наше дело – учиться, учиться, стараться накоплять возможно больше знаний (Чехов). 7. Появились новые мебели из Москвы (Тургенев). 8. С тётей Дашей мы впервые ходили в «синематограф Люмьера». Так тогда называли кино (Паустовский).


5. Изменение норм часто вызывается действием законов аналогии и экономии языковых средств. Прочитайте характеристики этих законов развития языка и приведите примеры их действия, используя материал предшествующего упражнения и собственные наблюдения.

 

а) Закон экономии заключается в том, что носители языка предпочитают более краткие формы языкового выражения, стремясь к экономии времени и усилий.

 

(Е.Д. Поливанов)

 

б) Действие закона аналогии выражается в уподоблении одной формы языкового выражения другой, соотносящейся с первой в формальном и содержательном (смысловом) выражении. Закон аналогии ведёт к выравниванию ударения у целых разрядов слов…, уподоблению морфологических форм и форм управления.

 

(К.С. Горбачевич)

 

6. Прочитайте фрагмент повести В. Войновича «Путём взаимной переписки». Какие нормы литературного языка нарушены в письме героини произведения?

 

Погоды у нас стоят холодные, много снега. Старики говорят, что урожай будет обильный. Берне вступил в партию КПСС, потому что перевели его на бухгалтера и работа очень ответственная. Ваня, ехайте скорее. Мама напекёт пирогов с грибами. Они вас дожидаются. К сему остаюсь с приветом. Ваша Люда.

 

7. Прочитайте предложения из экзаменационных работ абитуриентов. Предложите варианты исправления допущенных речевых ошибок. Подумайте, чем вызваны эти ошибки.

 

1) Памятник Пушкину в городе Иванове представляет собой красиво обделанный камень коричневого цвета. 2) На поле раздавались стоны раненых и мертвых. 3) Маша любила Дубровского и именно поэтому, как истинно русская женщина, отказала ему. 4) Его главная цель в жизни — есть добро ближнего. 5) Его глаза с нежностью смотрели друг на друга. 6) Он не мог оторвать глаз от бегущего лося. 7) Пушкин еще при жизни написал стихотворение «Памятник». 8) Девушки отрывали от себя последнее и вязали солдатам варежки. 9) Рано утром Базаров пошел ловить лягушек и быстро нашел с ними общий язык. 10) В зал вбежала Наташа с отброшенными на зад черными кудрями. 11)К счастью, Окуджава не страдал музыкальной болезнью. 12) Утух род Лермонтовых! 13) Бабушка Лермонтова во что бы то ни стало хотела перевести труп внука из Тархан в Петербург, и через несколько месяцев ей это удалось. 14) Конечно, жаль, что Лермонтов так рано погиб, ведь проживи он дольше, как, например, Лев Толстой, сколько бы ещё он смог натворить! 15) Посещая музеи, я всегда с восхищением думаю, сколько можно отсюда вынести! 16) Мать Лермонтова была неуклюжей дурашкой. 17) Пушкин, как и Лермонтов, в свободное время писал стихи. 18) Отец Лермонтова всегда был в ходу, вот его жена и заболела чахоткой. 19) Мать Лермонтова не была красавицей, но черты лица у неё были вполне симметричные. 20) Всем была хороша Маша, а с мужем не получилось. 21) В последний год жизни Лермонтов посещал литературные кружки, и Петербург увидел наконец-то поумневшего поэта. 22) Я всегда с наслаждением перечитываю следующие стихотворения Лермонтова: «Погиб», «Поэт», «Невольник чести».


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.