Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и цивилизация






Одно из самых распространенных понятий современной философии и науки – культура. В повседневной жизни мы тоже часто обращаемся к этому понятию. В научном мире существует около двухсот определений понятия «культура». Почему так много? Потому что культура – одно из самых сложных и многомерных явлений человеческого бытия. Оно имеет разветвленную структуру, множество функций, форм и разновидностей. Философы и ученые разных исторических эпох и различных философских течений по-разному трактовали это понятие.

В античную эпоху культура рассматривалась как совокупность навыков и умений, результатов деятельности человека. Творец культуры – человек, он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. В средневековье происходит переосмысление основополагающих принципов, лежащих в основе культуры. Главная ценность – бог, - всемогущий, справедливый создатель всего сущего. Культурный процесс – процесс бесконечного совершенствования. В эпоху Возрождения идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека. В новое время складывается просвещенческая модель культуры. Содержание культурного процесса сводится к развитию разума (разумности общественного порядка, совокупности достижений в науке, искусстве и т.д.). Цель культуры – сделать людей счастливыми, что соответствует высшему назначению разума. Но уже Ж.Ж.Руссо писал об «отчуждении» человека от культуры: деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, враждебную самому человеку. Происходит «разлом культуры»: роскошь и бездушность искусства – с одной стороны и нищета, недоступность произведений искусства для большинства – с другой. В последующий период многие философы предрекали гибель европейской культуры, видели главную ее беду в подчинении человека вещам, расхожим мнениям, в обезличивании, отчуждении человека от самого себя, утрате духовности.

Современные представления о культуре также весьма разнообразны. Можно выделить три основных подхода: ценностный, деятельностный и гуманитарный. В соответствии с ценностным подходом культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, идеалов и смыслов, значимых для конкретного общества. При этом фиксируется сущест­вующая иерархия ценностей, выступающая проявлением разумно­сти человека. И разумность человека - продукт его деятельности, а не что-то врождённое, как считают очень многие, в том числе и многие деятели культуры. При деятельностном подходе культура характеризуется как способ организации и развития человеческой деятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества. Гуманитарный подход делает акцент на том, что культура есть, прежде всего, проявление человеческой сущности, процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, мера человеческого в человеке.

Как известно, человек - единственное существо на Земле, кото­рое приспосабливается к среде, изменяя её. Внебиологические фор­мы закрепления программ человеческого поведения могут быть на­званы культурой, хотя они и не исчерпывают всего богатства этого сложного феномена. Но в первом приближении культура- это действи­тельно то, что в природе отсутствует, но по степени важности для человека может быть названо «второй природой». Культура выступает как связующее звено между природой и обществом. И основой этого соединения выступает человек как субъект деятельности, познания, общения и переживания. Культура представляет собой результат объективации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний.

Культура выполняет в обществе ряд важных функций, благодаря чему оно не только существует как особое объединение разумных существ, но и прогрессивно развивается. Наибольшую значимость представляют следующие функции:

- отражение объективной действительности в различных творческих достижениях человеческого духа. Культура представляет собой особый способ освоения мира человеком, в которой ее различные формы (религия, философия, наука, право, искусство и т.д.) являются средствами постижения мира (рациональными, чувственными, иррациональными, мистическими) и систематизации опыта человечества. Культура не существует вне своего живого носителя – человека. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение;

- организация и регулирование жизни людей с помощью норм морали, общественного уклада, религиозных традиций, юридических законов, идеологических и политических предписаний, научных знаний. В различных обществах одни из указанных регуляторов имели большее влияние, другие – меньшее. Однако не существовало и не существует такого общества, где они бы не действовали совсем;

- социализация новых поколений и передача накопленного исторического опыта. Иными словами, культура является средоточием и вместилищем всех достижений человечества. Она вводит новые поколения в мир опыта и достижений предков, позволяет воспринимать его и усваивать. Поэтому существует историческая преемственность в развитии общества.,. Картина мира, ценности, идеалы закладываются в сознание человека традицией, незаметно изменяются в процессе жизнедеятельности. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами деятельности, человек осваивает и изменяет культуру;

- совершенствование человека и общества. Накапливая опыт веков, культура дает возможность человеку видеть и оценивать историческую значимость тех или иных достижений морали и права, познания и практики, искусства и духовного делания. Тем самым человек учится, применяя не только свой личный жизненный опыт, но опыт всего человечества. Он способен узнавать лучшее и использовать его в своей духовной и практической деятельности.

Культурный процесс носит противоречивый характер. Во-первых, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты – традиции и инновации. Различное соотношение традиций и новаций в культуре служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные. В традиционном обществе традиция господствует над новацией, творчеством, отклонение от нормы не одобряется. В средние века, например, художник стремился строго следовать канону. Это являлось свидетельством мастерства художника. В современном обществе главной ценностью становится новаторство. Истинный художник – создатель нового. Во-вторых, в культурном процессе прослеживаются как прогрессивные, так и регрессивные черты. В XVII веке в Европе наряду с небывалым расцветом естественных наук своего пика достигает «охота на ведьм». В-третьих, культура носит и общечеловеческий, универсальный и самобытный, уникальный характер. Фольклор любого народа самобытен, неповторим, в то же время в нем всегда присутствуют общечеловеческие нормы нравственности.

ХХ век породил новый социальный феномен, получивший название «массовой культуры». Она противопоставляется «высокой» или элитарной культуре. Как сложились и существуют эти два типа культуры в одном и том же обществе? В истории человечества пользоваться плодами «высокой» культуры могли, как правило, лишь представители политической, военной, религиозной элиты, люди богатые и образованные. Основная же масса населения мало что знала об античной демократии, индийских философских трактатах, арабской астрономии или художниках Возрождения. Ситуация начала изменяться с конца XIX столетия. Широкая индустриализация и урбанизация, развитие демократии, национально-освободительные движения вывели на историческую арену миллионы людей, которые оказались не готовыми и не способными воспринимать «высокую культуру», по крайней мере, из-за недостатка образования. Им требовалась другая, более понятная, более доступная и идейно более близкая культура. Литература, киноиндустрия, изобразительное искусство, СМИ, эстрада начали интенсивно порождать и транслировать произведения, ориентированные на мировоззренческие и эстетические потребности среднего, ничем не выдающегося представителя многомиллионной массы. Возникает массовая культура – культура, произведения которой стандартизированы и распространяются в обществе без учета региональных, религиозных и классовых структур. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Массовая культура неразрывно связана с идеями потребительства, неотделима от моды и рекламы. Широкому и быстрому распространению массовой культуры способствует и тот факт, что она базируется на архетипах – бессознательной форме воспроизведения фундаментальных структур обыденной жизни: любви, ненависти, труда, счастья и т.д. История «Золушки» или «графа Монте-Кристо» понятна и знакома любому человеку в любой части света, для восприятия этих сюжетов не требуется никаких особых усилий. Элитарная же культура требует интеллектуального и эмоционального напряжения, развитого вкуса, самостоятельности суждений.

Специалисты отмечают как позитивные, так и негативные следствия развития массовой культуры. Одним из ее параметров является распространенность культурного образца в массах, его воспроизводимость массами. Массовая культура связана с развитием массового сознания, формирование которого с помощью средств массовой информации может идти как по антигуманным, так и по высоконравственным образцам. Позитивно то, что впервые достижения человечества стали доступны буквально для каждого. Газеты, журналы, книги, музеи, театры, кино, радио и телевидение, а в конце ХХ века и Интернет, открыли самые широкие возможности приобщения к миру культуры. Не надо знать основ кибернетики, чтобы работать на компьютере, надо только знать, в каком порядке нажимать кнопки. Не надо знать, как устроен двигатель внутреннего сгорания, чтобы ездить на автомобиле, надо только выучить последовательность операций с рулем и педалями. Массовая культура экономит время и энергию людей – не надо изобретать велосипед, не надо снова открывать дифференциальное исчисление. Но одновременно она избавляет нас от необходимости думать. Достаточно овладеть техникой, технологией действий – и можно преуспеть.

Оказалось, что массовая культура в большинстве своих порождений мало способствует одухотворению и совершенствованию человека. Она ориентирована на обывателя с его скучной жизнью, использует примитивные сюжеты, образы и идеи. Она предлагает человеку шаблонные решения, но не учит понимать, оценивать и делать нравственный выбор. Люди превращаются в любопытствующих наблюдателей жизни: иллюзорный мир видеообразов для них становится реальностью, а реальный мир – иллюзией, досадной подробностью бытии. Потребление образцов массовой культуры возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых превращает в пассивных созерцателей.

Следует отметить, что несмотря на различия, массовая и элитарная культура не имеют раз и навсегда данных, непреодолимых границ. Элементы массовой культуры могут переходить в элитарную (например, джаз, лубок), а элитарной – в массовую (сонеты Шекспира, положенные на эстрадную музыку). Массовая и элитарная культура представляют собой проявления единого общечеловеческого культурного процесса.

В любом обществе помимо господствующих норм и идеалов существуют такие феномены культуры, которые отрицают их. Наряду с так называемой культурой господствующего большинства в обществе складываются различные субкультуры, чьи социально-культурные, ценностные установки отличаются, а порой и противостоят (контркультура) господствующим. Существуют субкультуры различных социальных групп, выделенных по социально значимым признакам (пол, возраст, вероисповедание и т.д.). Наиболее показательна в этом смысле молодежная субкультура. Ее носители заметно отличаются образом жизни, языком, одеждой, стилем общения от своих родителей. В переломные моменты исторического развития субкультура может превратиться в контркультуру. Так было, например, в 70-е годы ХХ века, когда молодежь в Европе и США выступила против бесчеловечности индустриального общества, против системы ценностей старшего поколения. А в СССР этот протест выразился в движении андеграунда. Контркультурные движения всегда будоражили общество, всегда были ферментом, вызывавшим брожение в застоявшейся среде, приводившим к появлению новых идеалов, которые начинало принимать все большее число людей. В этом смысле контркультура – необходимый элемент любой культуры.

История человечества - история развития культуры. Это единый процесс, притом, что культуры отдельных стран и народов, эпох и периодов истории, различных социальных групп и слоев значительно различаются. Культурное многообразие современного мира в условиях углубляющейся политической и экономической глобализации становится важным фактором выживания человеческой цивилизации.

Понятие «цивилизация» (от латинского civilis – государственный, гражданский), так же, как и «культура», является многозначным, широко используемым научным понятием. В научную лексику оно вошло в эпоху Просвещения и в самом общем смысле означало состояние общества или человека, противоположное варварству. Что значит цивилизованное общество? Это общество, основанное на идеях свободы, справедливости, разума, закона. Причем немаловажную роль здесь играет и развитие материальной культуры. Таким образом, предполагается, что до некоторого исторического момента человек находился в варварском состоянии, которое после определенных трансформаций начинает приобретать черты цивилизованности. Что этому способствовало? По мнению немецкого философа Ф.Энгельса, это разделение труда, возникновение товарно-денежных отношений и классов, появление государства, развитие духовной культуры, письменности и изменение первобытного типа семейных отношений. Цивилизация рассматривалась как этап прогрессивного развития человечества.

Однако, в современном мире понятие «цивилизация» имеет и другие значения. О.Шпенглер определял цивилизацию как упадок культуры, этап ее вырождения и умирания. По его мнению, каждая культура уникальна и представляет собой форму жизни. Как любая форма жизни, она рождается, растет и умирает. Конец развития любой культуры – цивилизация. Цивилизация характеризуется высоким уровнем науки, техники, а это означает упадок литературы, искусства; рост городов как признак цивилизации приводит к увеличению агрессивности в отношениях между людьми; происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, что также является признаком упадка культуры. Не случайно работа, в которой О.Шпенглер анализирует состояние современного ему европейского общества, носит название «Закат Европы».

Известный английский историк и философ А.Тойнби определяет цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития. Цивилизация зарождается в процессе поиска адекватных Ответов на Вызовы, которые предъявляет людям либо природа (стимулы «бесплодной земли» и «новой земли»), либо человеческое окружение (стимулы «удара» и «давления»). Двигателем цивилизации является выделившееся из общей массы творческое меньшинство (творческая элита), способное сформировать Ответ на очередной Вызов. Основой возникновения новой цивилизации служит генетически связанная с ней предшествующая цивилизация. В современном мире А.Тойнби выделил 5 цивилизаций: китайскую, индийскую, исламистскую, русскую и западную.

Иногда при рассмотрении понятии «культура» и «цивилизации» происходит их наложение: культура в широком ее понимании отождествляется с цивилизацией. Существуют и другие трактовки понятия «цивилизация»: цивилизация как религиозная общность («христианская цивилизация»), как уровень технологического развития общества («аграрная цивилизация», «индустриальная цивилизация»), как объединенное планетарное сообщество разумных существ («цивилизация планеты Земля») и т.д.

Современное понимание цивилизации основывается на таких характеристиках общества, как уровень развития производительных сил, близость языка, общность быта, качество жизни. Таким образом, цивилизация представляет собой целостность экономической, социальной, политической и духовной сферы жизни общества в определенных пространственных и временных границах. По мнению экспертов ЮНЕСКО, сегодня можно говорить о сосуществовании 7 основных цивилизаций: европейской, североамериканской, дальневосточной, арабо-мусульманской, индийской, тропически-африканской, латиноамериканской.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Каковы особенности функционирования культуры в обществе?

2. Как соотносятся в разных культурах традиции и новации?

3. Почему одним из условий выживания человечества является культурное многообразие?

4. В чем заключается проблема массовой культуры?

5. Почему массовое общество и массовый человек появляются только в ХХ веке?

6. В чем проявляется в обществе контркультура?

7. Что такое цивилизация? Каковы ее признаки?

8. Можно ли быть цивилизованным человеком, но не культурным? И, наоборот, - культурным, но не цивилизованным?

9. Существует ли кризис современной цивилизации? Если «да», то в чем он проявляется? Почему общечеловеческие ценности приоритетны перед групповыми и индивидуальными?

10. Как связаны между собой политические и нравственные ценности?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.