Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения и задачи. 1. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное






 

1. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достоверность.». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г.В.Гегеля?

 

2. Английский философ А.Д. Айер в одной из своих статей доказывает, что философия не является наукой. При этом он приводит следующие аргументы: во-первых, философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явления; во-вторых, философский теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента, в-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время, как научные положения допускают принципиальное опровержение.

Проанализируйте это рассуждение.

 

3. Ф.Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считает, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, что спрашивающий тоже вовлекается в него, т.е. тоже попадает под вопрос.

- Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса?

- Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса всей философии?

- Чем объяснить разнообразие и многообразие представлений об основном вопросе философии? Возможна ли такая ситуация в естественно-математических науках?

- В чем видите основной вопрос философии Вы?

 

4. Подумайте над словами И. Канта:

«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого.»

Может ли философия помочь просвещению?

 

5. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли: инженеру, врачу, учителю, агроному и т.д.?

 

6. В повседневной жизни слово " философия" употребляется в самых разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания, взятые из художественной, публицистической литературы. Определите, в каких значениях употреблено слово " философия" в каждом из этих контекстов.

1. " У меня философия такая: жить, никому не мешая".

2. " Брось заниматься самоанализом, все это - философия! "

3. " Наша философия - это философия мира и международного сотрудничества".

4. " Все это - философия, а нам нужны конкретные предложения".

5. " Граф - человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать".

6. " Развели здесь философию, а вопрос-то простой и ясный...".

 

7. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: " Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта ничья земля и есть философия". Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

8. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения: 1. Системность, 2. Абстрактность, 3. Логическая непротиворечивость, 4. Простота, 5. Эмпирическая обоснованность, 6. Наглядность, 7. Конкретность, 8. Максимальная общность, 9. Оценочный характер.

9. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.