Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №3. Глобализация и формирование «баланса интересов» как новый этап развития экономики.




Глобализация и формирование «баланса интересов». Процесс глобализации как новая форма или новый этап в развитии современного мирового хозяйства в конце XX в. имеет свои особенно­сти.

1) основа глобализации — интернационализация произ­водства, институциональной формой которого выступают транснацио­нальные корпорации (ТНК). Хотя выход капитала за национальные рамки начался еще в начале XX в., однако сегодня он значительно усилился. Сегодня международное производство и соответствующая ему международная торговля по своему содержанию преимущественно не меж-, а внутриотраслевая торговля, основанная на внутриотраслевой специализации отдельных стран.

2) стремительный рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), которые ока­зывают большое влияние на сферу торговли и производства. Причем если еще недавно финансовые рынки обслуживали реальный сектор эко­номики, то сегодня эта сфера приобрела самостоятельное значение, что привело к резкому возрастанию числа финансовых спекуляций.

3) рационализация эконо­мической деятельности (например, Западная Европа, США и Латинс­кая Америка и др.). На базе этого возникают широкие замкнутые эко­номические пространства, в рамках которых снимаются какие-либо препятствия для торговли, свободного передвижения капитала и лю­дей.

4) глобализация воздействует на культуру, мораль, жизненные ценно­сти, искусство. В системе глобальной экономики находятся телевиде­ние, видеопроизводство, издательская деятельность.

Все перечисленные тенденции оказывают существенное влияние на функционирование институтов гражданского общества, отчасти разру­шая их. Выход капитала за национальные рамки и функционирование его в мировом масштабе, пренебрежения национальными границами ведут к тому, что государство как средство достижения общественного компромисса внутри страны постепенно разрушается. Соответственно меняются и его экономические функции.

С одной стороны, международный капитал не может подчиняться какому-то одному национальному правительству. По своей природе он интернационален и его развитие неизбежно сопровождается формиро­ванием соответствующего мирового правительства в виде международ­ных экономических и финансовых институтов. С другой стороны, в мировом масштабе еще не сложились такие механизмы, которые про­тивостояли бы узкоэгоистическим интересам мирового капитала и по­зволили бы учесть при выработке экономических решений и стратегии международных финансовых институтов интересы всех социальных групп, представленных в тех или иных странах. То есть «баланс интере­сов», который в конечном счете был достигнут благодаря созданию институтов гражданского общества внутри отдельных стран и благода­ря чему государства большинства стран превратились в «социальные государства», сегодня вследствие глобализации существенно подорван. Это и является, на наш взгляд, одной из главных причин перехода в конце XX в. в большинстве стран от политики «социального государ­ства» к политике «эффективного государства».



Переход к политике «эффективного государства» — это пример на­рушения «баланса интересов» под воздействием глобализации. Глоба­лизация экономической жизни в том виде, как это было представлено выше, существенно усилила позиции капитала не только в масштабе мирового хозяйства, но и внутри стран. И такому усилению неспособ­но противодействовать даже самое сильное государство.

Билет №4. Эволюция методов государственного регулирования.Тенденции изменения государственного воздействия на экономику.

Существуют две группы методов государственного регулирования экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические).

Специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономи­ческие интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их дея­тельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбо­ра для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.



Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе кос­венных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с цен­трализованно управляемой экономикой, где господствуют админист­ративные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах госу­дарственного регулирования с административных (прямых) на кос­венные методы.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желатель­но, а необходимо:

контроль над монополистическими рынками;

обеспечение экологической безопасности и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов;

разработка ряда важных обще­национальных стандартов, направленных на сохранение здоровья, бе­зопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением;

определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, соци­альные выплаты и пособия);

защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

 

Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснова­ны и вторгаются в чужеродную для них область.

Тенденции изменения государственного воздействия на экономику:

со временем масштабы и интенсивность государственного вмешательства в экономику усиливаются;

изменение масштабов и интенсивности государствен­ного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический (волнообразный) характер;

государственное вмешательство в экономику, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа;

государственная активность в экономике остается необходимой для сохранения нравственных устоев общества.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал