Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая культура






Педагогическая культура —часть общей культуры, в которой в

наибольшей степени отразились духовные и материальные ценно-

сти, а также способы творческой педагогической деятельности, не-

обходимые человечеству для обслуживания исторического процес-

са смены поколений и социализации личности.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрож-

дение и самореализацию творчества педагога и воспитанников.

Методологической основой педагогической культуры является фи-

лософская теория диалога культур (B.C. Библер). Феномен культу-

ры определяется через диалог и взаимопроникновение культур

прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно

рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты

передачи человеческой культуры:

1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривает-

ся как ≪ Я≫ в ≪ них≫ и ≪ ты≫ в ≪ Я≫ (взаимопроникновение).

2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстети-

ческого и интеллектуального развития субъектов педагогического

взаимодействия.

3. Открытие личности для себя в другой личности.

Педагогическую культуру можно рассматривать как динамиче-

скую систему педагогических ценностей, способов деятельности и

профессионального поведения преподавателя, это тот уровень об-

разованности, с помощью которого передают профессиональные

знания.

В первую группу компонентов педагогической культуры вхо-

дят педагогическая позиция и профессионально-личностные каче-

ства педагога —это личное отношение к определенным сторонам

действительности, проявляющейся в соответствующем поведении.

Педагогическая позиция —это некоторый моральный выбор, кото-

рый делает преподаватель. Для педагогической позиции характер-

ны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании об-

щественной значимости профессии, убежденности в правильности

выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенче-

ская (выражается в способности педагога принимать решения, не-

сти за них ответственность и создавать условия для самореализа-

ции личности ребенка).

Глава 4. Педагогическая деятельность 87

Педагогическая позиция реализуется через личностно-профес-

сиональные качества педагога, его интересы и духовные потребно-

сти. Она включает в себя: направленность личности, которая выра-

жается в убеждениях, социальной активности, гражданственности

личности; нравственные качества, гуманизм, объективизм, интел-

лигентность; отношение к педагогическому труду.

Вторую группу компонентов педагогической культуры со-

ставляют педагогические знания и мышление.

Согласно И.Я. Лернеру, знания бывают следующими: методо-

логические —дают представления о путях познания педагогиче-

ских явлений; теоретические —объясняют и ориентируют педа-

гогов в совершении педагогической теории; общепедагогические,

прикладные —знания в отдельных областях педагогического

процесса; частноприкладные —знания по отдельным дисципли-

нам.

Согласно Е.В. Бондаревской, знания подразделяются на методо-

логические, теоретические, технологические, методические.

Педагогическую культуру определяет не столько наличие зна-

ний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяет-

ся уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя:

критическое мышление (подразумевает необходимость анализиро-

вать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную

направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым);

проблемно-вариативное мышление.

К т р е т ь е й группе компонентов педагогической культуры от-

носятся профессиональные умения и творческий характер педаго-

гической деятельности.

Группы умений

1. Информационные умения. Включают в себя умение отобрать

и скомпоновать информацию.

2. Умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную

деятельность.

3. Организаторские умения.

4. Коммуникативные умения.

5. Умения проводить анализ и самоанализ.

6. Умения морально-волевой организации.

7. Владение педагогической техникой (жесты, мимика).

8. Прикладные умения.

88 Часть I. Педагогика

Общие черты опыта творческой деятельности

1. Запросы преподавателя совпадают с запросами учащихся.

2. Забота о развитии личности учащегося.

3. Опора на активность личности учащегося.

Показатели творческого опыта

1. Ярко выражено умение анализировать ситуацию с позиции

учащегося (что ему интересно, важно и разовьет его способности).

2. Умение разрабатывать методы и средства, отличные от тра-

диционных.

К ч е т в е р т о й группе компонентов педагогической культуры

относят саморегуляцию личности и культуры профессионального

поведения (в первую очередь, педагогический такт).

Саморегуляция —это поведение в соответствии с педагогически-

ми требованиями, активность в направлении удовлетворения по-

требностей и интересов детей. Любая саморегуляция реализуется

через: нормативный компонент (т.е. это совокупность знаний, по-

нятий и требований к личности педагога); регулятивный компо-

нент (это чувства, отношения, убеждения, которые реализует педа-

гог в своем поведении) и деятельностно-поведенческий компонент

(подразумевает реализацию волевых процессов в направлении кон-

троля и коррекции своего поведения).

Уровни педагогической культуры характеризуют степень сфор-

мированности ее компонентов. Существует три вида уровней педа-

гогической культуры.

1. Высокий, или профессионально-творческий, уровень. Педа-

гог добивается высоких результатов и проявляет необходимые лич-

ностные качества.

2. Профессионально-адаптивный уровень.

3. Низкий, или репродуктивно-профессиональный, уровень.

В О П Р О С Ы

1. В чем заключается разница между стилем деятельности и стилем поведе-

ния?

2. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?

3. В чем состоит своеобразие педагогической профессии?

4. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

Глава 4. Педагогическая деятельность 89

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Требования к личности и профессиональной деятельности педагога в раз-

личных образовательных моделях.

2. Понятие педагогической культуры на современном этапе.

3. Проблема психологизации профессионального сознания педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

2. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогиче-

ской культуры преподавания в высшей школе. М., 1993.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

5. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. СПб., 1995.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

8. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибрск, 1991.

9. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

10. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1993.

11. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации

социокультурных ценностей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.