Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи, функции и принципы обучения






Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения

социально-культурного опыта, как специфическая форма отноше-

ний появилось давно, когда люди стали осознавать ценность зна-

ния, важность преемственности в его трансляции и передаче следу-

ющим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего по-

знания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие

личности. Но в обучении эта направленность реализуется посред-

ством организации усвоения обучающимися научных знаний и спо-

собов деятельности.

Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и за-

дачи обучения.

Основная цель обучения —поддержание общественного про-

гресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-куль-

турного опыта в форме научных знаний и способов их получения;

развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным

усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой

стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего по-

знания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образователь-

ной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении систе-

мы научных знаний, умений, навыков и возможности применения

их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формировании у обучаю-

щихся ценностных ориентации, убеждений, личностных качеств в

процессе усвоения социально-культурного опыта и в формирова-

нии мотивов учебной деятельности, которые во многом определя-

ют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели

этого процесса —всестороннем развитии личности как целостной

Глава 6. Общие положения дидактики 115

психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-воле-

вой и мотивационно-потребностной сферами.

Содержание этих трех функций показывает, что современная

педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект

воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса,

успешность которого в итоге определяется отношением учащегося

к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осоз-

нанности и самостоятельности в приобретении знаний.

На протяжении всего развития педагогической науки и практи-

ки формировались принципы обучения, которые служили ориен-

тирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основ-

ным принципам обучения можно отнести:

•принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, ко-

торый направлен на всестороннее развитие личности и индивиду-

альности учащегося, на формирование не только знаний и умений,

но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических

качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и

форм социального поведения;

•принцип научности содержания и методов учебного процесса

отражает взаимосвязь с современным научным знанием и обще-

ственной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакоми-

ло учащихся с объективными научными теориями, законами, факта-

ми, отражало бы современное состояние наук;

•принцип систематичности и последовательности в овладении зна-

ниями придает системный характер учебной деятельности, теорети-

ческим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логиче-

ского построения как содержания, так и процесса обучения;

•принцип сознательности, творческой активности и самостоя-

тельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необхо-

димость формирования познавательной мотивации и навыков кол-

лективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;

•принцип наглядности означает, что эффективность обучения

зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприя-

тию и переработке учебного материала, осуществляя переход от

конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрак-

тному, словесно-логическому;

•принцип доступности обучения требует учета особенностей

развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего

развития;

116 Часть /. Педагогика

•принцип прочности требует не только долговременного запо-

минания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитив-

ного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возни-

кают при систематическом повторении структурированного учеб-

ного материала и его проверки;

•принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обуче-

ния стимулировал учеников использовать полученные знания в ре-

шении практических задач;

•принцип рационального сочетания коллективных и индивидуаль-

ных форм и способов учебной работы предполагает использование

самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной

работы.

Все перечисленные принципы следует рассматривать как еди-

ную систему, которая позволяет педагогу сделать научно обосно-

ванный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства ор-

ганизации учебного процесса, создать благоприятные условия для

развития личности учащегося.

Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обуче-

ния, называется дидактикой. Одним из актуальных для современ-

ной дидактики является вопрос о соотношении обучения и разви-

тия. На сегодняшний день можно выделить три условные группы

научных представлений по этому вопросу.

1. Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф-

фка, У. Джеймс).

2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться

к нему (В. Штерн: ≪ Развитие создает возможности —обучение их

реализует≫; Ж. Пиаже: ≪ Мышление ребенка с необходимостью про-

ходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается

ребенок или нет≫).

3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и

вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер).

Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности,

Л.С. Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка:

уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно вы-

полнять задание, и ≪ зону ближайшего развития≫ (то, что ребенок

сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать само-

стоятельно).

Рассмотрим подробнее основные теории обучения.

Глава 6. Общие положения дидактики 117






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.