Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание и социализация






Социализация —это непрерывный процесс, протекающий в ходе

всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на

этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение опреде-

ленных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом.

Существующие подходы к проблеме социализации по-разному

определяют степень активности личности в процессе ее взаимоот-

ношений с обществом, которое для сохранения своей социальной

структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого

поведения, основанные на социальных (национальных, групповых,

профессиональных и др.) стандартах. Личность же, с одной сторо-

ны, имеет потребность в зависимости и аффилиации (стремление

быть в обществе других людей и быть принятой социальной груп-

пой) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для

включения в систему существующих социальных связей; а с другой

стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем са-

мым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его

влияния на отдельного человека, корректировать социальные

стандарты. То есть в процессе социализации происходит развитие

и преобразование не только самой личности, но и общества.

Средства социализации зависят не только от возрастных осо-

бенностей человека, но и от специфики его социального окруже-

ния (например, способы вскармливания младенца; тип семейного

воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощ-

рения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).

Большое влияние на процесс социализации личности оказыва-

ют социальные группы. Однако степень влияния различных соци-

альных групп меняется на разных этапах онтогенеза. Так, в раннем

и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в по-

дростковом и юношеском —группа сверстников, в зрелом —трудо-

вой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на

Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 91

отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченно-

сти самой группы.

В отличие от социализации, которая происходит в условиях сти-

хийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание

является процессом целенаправленного воздействия на человека и,

значит, может рассматриваться как механизм управления процессом

социализации личности. Следовательно, основными функциями

воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; со-

здание условий для оптимальной социализации личности.

В широком смысле воспитание обычно рассматривается как об-

щественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому

воспитание тесно связано с социально-политической структурой об-

щества, выступающего по отношению к системе образования в каче-

стве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.

В узком смысле воспитание характеризуется как специально ор-

ганизуемая деятельность по реализации целей образования в усло-

виях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспи-

танник) проявляют активность в достижении этих целей.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть

не внешнее приспособление человека к социальным требованиям,

а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. вос-

питание можно рассматривать как социально организованный про-

цесс интериоризации (перевода ≪ во внутренний план≫) общечело-

веческих ценностей.

Психологические исследования показывают, что успешность

такой интериоризации осуществляется при активном участии и ин-

теллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конст-

руируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо

стимулировать у воспитанников не только осознавание ими обще-

социальных требований и соответствия/несоответствия своего

поведения, но и чувственное проживание поиска собственной

нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится

понятным, что воспитание как процесс интериоризации общече-

ловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.

1. С помощью сообщения и разъяснения ≪ готовых≫ обществен-

но полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот

способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто свя-

занного с множеством ошибок. Он опирается на содержатель-

но-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сфе-

92 Часть I. Педагогика

ры и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отно-

шения к действительности.

2. С помощью создания специальных психолого-педагогических

условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные

побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и

тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.

Оба эти способа результативны при условии их системного

применения, взаимодополняемости и интеграции.

Отечественная педагогика наделяет большими воспитательны-

ми возможностями коллектив, который, с одной стороны, предо-

ставляет личности возможность проявляться и получать обратные

связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны,

ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии он-

тогенеза (но особенно на стадиях становления самосознания) кол-

лектив незаменим как фактор формирования нравственных ориен-

тиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навы-

ков общественного поведения.

Таблица 5.1

Классификация видов воспитания

Основание классификации

1. Методологическое (философское)

основание

2. Социальный институт

3. Общие направления

4. Специальные направления

5. Стиль отношений между воспитателя-

ми и воспитанниками

Виды воспитания

Прагматическое, аксиологическое, гума-

нистическое и др.

Семейное, школьное, конфессиональное

(религиозное), общинное и др.

Умственное, нравственное, физическое,

трудовое

Политическое, гражданское, правовое,

экологическое, экономическое и др.

Авторитарное, демократическое, либе-

ральное, свободное






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.