Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание. В широком социальном смысле воспитание включает в себя






В широком социальном смысле воспитание включает в себя

воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отож-

дествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это це-

ленаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитан-

ников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является

объектом изучения множества наук и комплексной научной катего-

рией. В современной науке используются различные подходы к

классификации воспитания: по содержанию (нравственное, трудо-

Глава 1.. Общие основы педагогики

вое, физическое и т.д.); по институциональному принципу (семей-

ное, дошкольное, школьное и т.п.); по доминирующим принципам

и стилю отношения воспитателя и воспитуемых (авторитарное,

свободное, демократическое).

Психологический механизм воспитания можно представить

следующим образом: включение человека в систему отношений ин-

ститутов воспитания; приобретение и накопление знаний и других

элементов социального опыта; интериоризация этого опыта, т.е.

преобразование внутренних структур психики человека благодаря

усвоению структур социальной деятельности; экстериоризация,

т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное

поведение (действия, высказывания и т.д.).

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспита-

ния представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а

социальное взаимодействие различных субъектов — индивидуаль-

ных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы)

и условно социальных институтов воспитания. Между тем цент-

ральными фигурами в процессе воспитания остаются воспитатель

и воспитуемый. Воспитание для воспитателя — это творческий про-

цесс, требующий постоянных поисков новых методов и приемов,

работы над собой, уважения и интереса к детям, знания их возмож-

ностей, желаний, потребностей.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой об-

мен между его участниками информацией, типами и способами де-

ятельности, ценностными ориентациями, социальными установка-

ми, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избиратель-

ный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный

субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и

мировоззренческими ценностями.

Обучение

Обучение, как и воспитание, направлено на развитие лично-

сти. Но в обучении эта направленность реализуется посредством

организации усвоения обучающимся научных знаний и способов

деятельности.

Цели обучения и воспитания — это система требований общества

к формированию таких качеств личности, которые позволили бы

ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную дея-

тельность и социальные отношения. Это также планируемый обще-

28 Часть I. Педагогика

ством (этносом, нацией, социальной группой) эталон личности, он

задается системе обучения и воспитания в виде социального заказа

и определяет развитие социальных институтов формирования лич-

ности (школ, различных учебно-воспитательных учреждений,

средств массовой информации и др.).

Цели обучения и воспитания выполняют и роль критерия эф-

фективности учебно-воспитательной системы, так как реальные

результаты ее функционирования — сформированная личность —

сравниваются с эталоном и по расхождению реальных результатов

с заданным, планируемым эталоном общество судит о действенно-

сти обучения и воспитания. При большом расхождении реальных

результатов с социальным заказом общество корректирует систему

обучения и воспитания, внося в нее изменения. Например, в насто-

ящее время наряду с государственной общеобразовательной шко-

лой возникли новые различные типы учебных заведений: лицеи,

колледжи и т.д., — так как старая общеобразовательная школа пере-

стала справляться с новым социальным заказом.

Цели обучения и воспитания можно охарактеризовать и как

движущие силы развития психолого-педагогических наук и прак-

тики образования. В том случае, когда реальный результат учеб-

но-воспитательного процесса не соответствует эталону, психоло-

го-педагогические науки и практика ищут пути и средства повы-

шения эффективности и качества функционирования образова-

тельного процесса.

Цели обучения и воспитания — это внешний по отношению к си-

стеме обучения и воспитания компонент, их задает общество, кото-

рое определяет эффективность функционирования этой системы.

Если педагогически интерпретированный социальный заказ

адекватен педагогическим средствам его выполнения (содержа-

нию, методам и формам организации образовательного процесса),

то он выступает в роли критерия эффективности, способа отбора

и поиска оптимальных средств, позволяет определить функции

школы и других социальных институтов, формирующих личность в

целостной социальной системе обучения и воспитания.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это особый вид социальной (про-

фессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию

целей образования. Традиционно основными видами педагогиче-

Глава 1. Общие основы педагогики 29

ской деятельности, которые осуществляются в целостном педагоги-

ческом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осу-

ществляемое в рамках любой организационной формы, а не только

урока, обычно имеет жесткие временные ограничения, строго опре-

деленную цель и варианты способов ее достижения. Важным крите-

рием эффективности обучения является достижение учебной цели.

Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой орга-

низационной формы, но не преследует прямого достижения цели,

так как эта цель не достижима в ограниченные временными рамка-

ми сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь по-

следовательное решение конкретных задач, ориентированных на

цель. Важным критерием эффективного решения воспитательных

задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников,

проявляющиеся в эмоциональных реакциях и поведении.

В структуре педагогической деятельности можно выделить три

взаимосвязанных компонента (Н.В. Кузьмина).

Конструктивная деятельность — конструктивно-содержательная

(отбор и сочетание учебного материала, планирование и построе-

ние педагогического процесса); конструктивно-оперативная (пла-

нирование своих действий и действий учащихся) и конструктив-

но-материальная (проектирование учебно-материальной базы педа-

гогического процесса).

Организаторская деятельность — выполнение системы действий,

направленных на включение учащихся в различные виды деятель-

ности и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность — установление педагогически

целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими

педагогами, представителями общественных организаций, родите-

лями.

Педагогический процесс

Педагогический процесс — это движение от целей образования к его

результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния

другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом

педагогического взаимодействия, которое в отличие от другого

взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт пе-

дагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные

изменения в их поведении и деятельности.

30 Часть I. Педагогика

Важнейшей характеристикой педагогического процесса являет-

ся его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций си-

стемного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую сис-

тему (Ю.К. Бабанский).

Гармоничная личность может быть сформирована только в це-

лостном педагогическом процессе. Целостность — синтетическое

качество педагогического процесса, характеризующее высший уро-

вень его развития, результат стимулирующих сознательных дейст-

вий участвующих в нем субъектов.

Педагогический процесс осуществляется в специально органи-

зованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием

и технологией педагогического взаимодействия. Обычно выделя-

ют два компонента педагогического процесса — это содержание обра-

зования и средства образования (материально-технические и педаго-

гические —- формы, методы, приемы).

Педагогический процесс — это специально организованное, целе-

направленное взаимодействие педагогов и воспитанников, наце-

ленное па решение развивающих и образовательных задач. Систе-

мообразующим фактором педагогического процесса выступает его

цель.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием

постоянной обратной связи, которая позволяет учителю своевремен-

но получать информацию о соответствии полученных результатов

планировавшимся задачам. Поэтому в структуре педагогической дея-

тельности необходимо выделять и контрольно-оценочный (рефлек-

сивный) компонент. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель

живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает

особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимо-

сти постоянного совершенствования учителя за счет самообразова-

ния и самовоспитания. А. Дистервег писал, что учитель лишь до тех

пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам

работает над своим собственным воспитанием и образованием.

Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообуслов-

ленных компонента — педагогическое воздействие и ответную ре-

акцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвен-

ные, различаться по направленности, содержанию и формам

предъявления, по наличию или отсутствию обратной связи т.п. От-

Глава 1. Общие основы педагогики

ветные реакции воспитанников также многообразны: активное

восприятие, переработка информации, игнорирование или проти-

водействие, эмоциональные переживания или безразличие, по-

ступки и т.п.

Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическое

влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником, кото-

рый проявляет свою активность в ответном влиянии на педагога и

на самого себя. Понятие ≪ педагогическое взаимодействие≫ шире,

чем ≪ педагогическое воздействие≫, так как оно является следствием

взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский).

Принято различать следующие виды педагогических взаимо-

действий: педагогические (отношения воспитателей и воспитанни-

ков); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); пред-

метные (отношения воспитанников с предметами материальной

культуры); отношения к самому себе.

Эффект педагогического воздействия зависит от содержания и

способов самого воздействия, а также от динамических особенно-

стей обучаемого (задатки способностей, индивидуально-типологи-

ческие свойства нервной системы, конституциональные особенно-

сти и т.п.).

Педагогическая технология

Педагогическая технология (или технология образования)

фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы дости-

жения выдвинутых целей образования. Педагогическая техноло-

гия — это последовательная взаимообусловленная система дейст-

вий педагога, связанных с применением той или иной совокупно-

сти методов воспитания и обучения и осуществляемых в

педагогическом процессе с целью решения различных педагогиче-

ских задач: структурирование и конкретизация целей педагогиче-

ского процесса; преобразование содержания в учебный материал;

анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор мето-

дов, средств и форм педагогического процесса.

Педагогическая задача

Педагогическая задача — основная единица педагогического

процесса. Педагогическая задача — это ситуация воспитания и обу-

чения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитан-

ников с определенной целью.

Часть I. Педагогика

Она должна удовлетворять следующим условиям: обладать все-

ми существенными признаками педагогического процесса; являть-

ся общей при реализации любых педагогических целей; наблюдать-

ся при выделении путем абстрагирования в любом реальном про-

цессе. Педагогическая задача — это педагогическая ситуация,

соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож-

ности, но все они имеют общее свойство — они являются задачами

социального управления и их решение предполагает прохождение

следующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогической

задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимально-

го для данных условий; осуществление плана решения задачи на

практике, включая организацию взаимодействия, регулирование и

корректирование педагогического процесса; анализ результатов

решения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что изучает педагогика?

2. Раскройте содержание основных понятий педагогики.

3. В чем специфика построения и проведения эксперимента в педагогических

исследованиях?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Экзистенциальная философия как методологическое основание индивидуа-

лизации обучения.

2. Наблюдение как метод педагогического исследования.

3. Технология образования, ее место в педагогической науке и практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис-

следований. М., 1982.

2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева.

М., 1988.

3. Гласе Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.,

1976.

4. Готт B.C. и др. Категории современной науки. М., 1984.

5. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1980.

6. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999.

8. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.,

1989.

9. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.,

1986.

Глава 2. История становления педагогической

науки и практики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.