Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление педагогической науки






Любой прогресс общественного развития связан с передачей

культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Впол-

не естественно, что, делая открытия в познании мира (гуманитар-

ные, технические, естественно-научные), люди стремились пере-

дать эти знания потомкам.

Пока сумма знаний об окружающем мире была небольшой (на

ранних этапах развития человеческого общества) и сводилась ско-

рее к опыту приспособления к окружающей действительности, а не

к ее познанию, вопрос о способах передачи этих знаний не требо-

вал от людей специального осмысления. Но на более поздних эта-

пах культурного развития, с появлением основ не только эмпири-

ческого, но и теоретического научного познания, великие мысли-

тели стали обращаться к анализу путей эффективности процесса

передачи накопленных знаний. Так появились первые педагогиче-

ские теории и практические модели обучения и воспитания.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Со-

крат (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего

времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диало-

га, полемике, логическому мышлению. Сократ был противником

догматизма, считал, что все надо подвергать критическому анали-

зу, т.е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру, во всем

сомневаться.

Ученики Сократа, в первую очередь Платон и Ксенофонт, запи-

сали мысли своего великого учителя. Благодаря этим текстам мы

получили представление о педагогических приемах Сократа. Один

из основных таких приемов заключался в том, что Сократ застав-

лял ученика развивать последовательно спорное положение и при-

водил его к осознанию абсурдности этого начального утверждения.

Затем Сократ направлял ученика на правильный путь и помогал

сформулировать выводы. Этот прием поиска истины и обучения

3 - 4455

34 Часть I. Педагогика

получил название ≪ метод сократической беседы≫; в основе этого

метода — вопросно-ответная система обучения, суть которой з обу-

чении мыслить логически.

Ближайшим учеником Сократа был Платон. Будучи филосо-

фом, он внес большой вклад и в педагогику, написав множество

сочинений в форме диалогов и основав в Афинах собственную

школу. Эта школа получила название Платоновской академии и

сыграла значительную роль в развитии античного идеализма, спо-

собствовала развитию математики и астрономии.

В основе педагогической теории Платона лежит идея о том,

что восторг и познание — единое целое, и обучение должно быть

связано с положительными эмоциями (само слово ≪ школа≫ в пере-

воде с греческого означает ≪ досуг≫, а досуг всегда связан с чем-то

приятным).

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его

ученик, а затем и соратник Аристотель (III в. до н.э.). Написав трак-

таты по философии, физике, биологии, этике, политике, истории,

искусству, Аристотель охватил почти все доступные для его време-

ни отрасли знаний. В его школе речь шла прежде всего об общей

культуре человека. Он внес свой вклад в педагогику, впервые сфор-

мулировав такие основные требования к образованию, как необхо-

димость учета возрастной периодизации; рассмотрение воспита-

ния как средства укрепления государства; обязательность государ-

ственного характера образования, где граждане должны получать

одинаковое воспитание; рассмотрение семейного и общественного

воспитания как целостного процесса образования.

Аристотель считал, что важнейшей задачей образования явля-

ется воспитание интереса и любви к природе, потребности осмыс-

ливать отношения человека в ней. Большое внимание Аристотель

уделял нравственному воспитанию, считал, что ≪ из привычки так

или иначе сквернословить развивается склонность к совершению

дурных поступков≫. В целом он рассматривал воспитание как един-

ство физического, нравственного и умственного, причем, по его

мнению, физическое воспитание должно предшествовать интел-

лектуальному.

Примерно в то же время (IV— вв. до н.э.) в Древней Спарте

сформировалась другая воспитательная модель, где культивирова-

лись выносливость, беспрекословное послушание и умение побеж-

дать. Основные признаки этой воспитательной системы (жесто-

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 35

кость и суровость воспитания, множественные лишения и наказа-

ния воспитанников, их раннее отлучение от семьи) позволили

использовать название ≪ спартанское воспитание≫ как нарицатель-

ное для обозначения строгого воспитания в суровых условиях.

В наше время существуют школы (особенно в Великобритании),

где используются основные принципы спартанского воспитания:

умение обходиться только самым необходимым, развивать вынос-

ливость, послушание и стремление побеждать.

Таким образом, можно утверждать, что основы педагогической

теории и практики обучения были заложены уже в V—I вв. до н.э.

Многие положения великих мыслителей того времени находят

свое место и в современных педагогических концепциях.

Педагогика Средневековья (XIV—XVI вв.) характеризуется двумя

основными признаками: во-первых, не создавались отдельные

самостоятельные педагогические теории, а использовались компо-

ненты философских систем для построения реального образова-

тельного процесса. Во-вторых, педагогические воззрения нахо-

дились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспита-

ние развивались исключительно в пределах религиозной

идеологии.

Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не

на родном, а на латинском языке — эти и другие признаки обучения

отражают общую социальную обстановку ≪ мрачного Средневе-

ковья≫ с его нетерпимостью ко всему, что выходило за рамки рели-

гиозных канонов. Такая поляризация не могла не привести к акти-

визации гуманистических тенденций. И в противовес схоластиче-

скому воспитанию средних веков возникли прогрессивные идеи

мыслителей эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле

и др.), которые призывали использовать культурное наследие ан-

тичного мира и достижения естественно-научных областей, сде-

лать образование светским, а не религиозным.

В эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный

вклад в развитие педагогики внес великий чешский гуманист, фило-

соф, историк, выдающийся общественный деятель Ян Амос Комен-

ский (1592—1670). С научными трудами этого ученого связывают воз-

никновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания.

Дидактику он трактовал и как теорию обучения, и как теорию

воспитания. Коменский создал целостную педагогическую систему,

в основу которой заложил принцип непрерывности образования.

3*

36 Часть I, Педагогика

Он разработал систему дошкольного и школьного обучения, гово-

рил о необходимости высших школ для молодежи и ≪ школ зрелого

возраста и старости≫.

Основные положения своей педагогической теории Комен-

ский изложил в фундаментальной работе ≪ Великая4 дидактика≫, над

которой он трудился более десяти лет.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от

схоластической школы, должен был не отвращать детей от заня-

тий, а возбуждать в них радость, превращая процесс познания в

приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам наук без ску-

ки, окрика и побоев. Школа, по Коменскому, — дом радости. Его ди-

дактика построена на принципе целесообразности и природосооб-

разности. Его девиз: никакого насилия над человеком!

Он был убежден, что продвигаться в обучении будет легче, если

каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому его предназ-

начила природа. Коменский твердо верил в огромные творческие

силы и способности человека, которые могут и должны быть раз-

виты в процессе обучения и воспитания.

Он также выдвинул очень важную и актуальную до сих пор

идею о том, что необходимо сообщать ученикам не отдельные, раз-

розненные сведения, а систему знаний, которые могли бы ≪ связно

удержаться в памяти≫ и ≪ сделать учащегося универсально образо-

ванным человеком≫. Широко известны слова Коменского: ≪ Чело-

век, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой корень,

питающее себя собственным соком и поэтому постоянно растущее,

приносящее плоды≫.

Анализируя существующий тогда педагогический процесс, Ко-

менский выступал за разгрузку учащихся, призывая при этом бо-

роться не с количеством наук, а с методами их освоения. Он счи-

тал, что ≪ все, имеющее между собой связь, должно быть преподава-

емо одновременно, параллельно друг с другом≫.

Он первый ввел принцип наглядного обучения, издал иллюст-

рированный учебник ≪ Мир чувственных вещей в картинках≫. При-

знавая три источника познания (чувства, разум, веру), Коменский

главную роль отводил чувствам, при этом рассматривая обучение и

воспитание в неразрывном единстве.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой пе-

дагогической теории и практики. Многие его дидактические прин-

ципы лежат в основе современных теорий обучения. Уже при жиз-

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 37

ни он приобрел известность как автор лучших учебников, по кото-

рым учились многие поколения в различных странах мира.

Дальнейшее развитие педагогической науки связано с трудами

целого ряда просветителей и педагогов-демократов XVIII—XIX вв.

Один из них — французский философ-просветитель Жан Жак

Руссо (1712—1778), который изложил свои педагогические воззре-

ния в книге ≪ Эмиль, или О воспитании≫ (1762). Он предлагал рас-

сматривать ребенка как активного участника собственного обуче-

ния и воспитания, особое внимание при этом обращал на нравст-

венное воспитание. Руссо предлагал обращаться не столько к

просвещенному разуму, сколько к религиозному чувству, живуще-

му, по его мнению, в сердце как внутренний голос совести. Он был

противником догматизма и схоластики, призывал развивать у де-

тей самостоятельность мышления, настаивал на активизации обу-

чения, его связи с жизнью и личностным опытом ребенка, особое

внимание придавал трудовому и нравственному воспитанию.

В дальнейшем идеи Руссо развивал швейцарский педагог-демо-

крат Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827). Он считал, что цель

обучения в гармоническом развитии всех способностей человека

и, следовательно, воспитание должно быть природосообразным,

т.е. направленным на раскрытие присущих человеческой природе

духовных и физических сил в соответствии со свойственным ре-

бенку стремлением к деятельности.

Песталоцци является одним из основоположников дидактики

начального обучения. Его теория элементарного образования

включает в себя взаимосвязь умственного, нравственного, физиче-

ского и трудового обучения. Песталоцци не только выступал за це-

лостность начального образования, но и разработал методические

основы такого образования в области математики, речи, геогра-

фии.

Последователем Песталоцци стал немецкий педагог Фридрих

Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866), который проводил боль-

шую работу по объединению учителей с целью обмена опытом, из-

давал педагогический журнал по обучению и воспитанию.

Дистервег резко критиковал сословные и национальные огра-

ничения в области образования, выступал за придание ему светско-

го характера.

Основными принципами воспитания он считал ириродо- и куль-

туросообразность и формирование самостоятельности учащегося.

38 Часть I. Педагогика

Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных

задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к

развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал,

что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но

и с уровнем культуры данного времени и страны. Самостоятель-

ность деятельности учеников Дистервег считал решающим факто-

ром, определяющим личность человека, его поведение.

Дистервег дополнил идею Песталоцци о развивающем обуче-

нии, выдвинув ряд требований к обучению: широкое применение

наглядного метода, установление связей между предметами, систе-

матичность преподавания, прочность усвоения знаний, воспитыва-

ющий характер обучения.

Педагогические идеи Дистервега, его учебники по математике,

естествознанию, географии, астрономии оказали положительное

влияние на развитие образования не только в Германии, но и в дру-

гих странах.

В тот же период (XVIII—XIX вв.) в России активно разрабатыва-

лись основы обучения и воспитания. Эти исследования связаны с

именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского,

Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др. Так, например, Лев Николае-

вич Толстой (1828—1910) считал свободу ребенка ведущим принци-

пом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений

между учителями и учениками, исключающему принуждение, от-

стаивал идею развития личности как центральную в педагогике.

Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гумани-

стическое начало. Он писал, что, если учитель имеет только лю-

бовь к делу, он будет хороший учитель. А если учитель имеет толь-

ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к уче-

никам. Но если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к уче-

никам — это совершенный учитель.

Но особое место среди просветителей и педагогов России

XIX в. занимает Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870), ко-

торый по праву считается основоположником отечественной науч-

ной педагогики.

В цельной дидактической системе Ушинский рассматривал вос-

питание как общественное явление. Он считал, что предметом вос-

питания является человек, а педагогика, если она хочет воспиты-

вать человека во всех отношениях, прежде всего должна узнать его

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 39

во всех отношениях. Ушинский впервые обосновал тезис о том,

что ≪ знать человека во всех отношениях≫ — это значит изучить его

физические и психические способности.

Подчеркивая необходимость связи педагогики с другими наука-

ми, изучающими человека, Ушинский мечтал о том времени, когда

педагог будет не только учителем, но и психологом.

Изучая психофизиологическую природу обучения, Ушинский

сформулировал основные дидактические положения в своем фун-

даментальном 2-томном труде ≪ Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии≫ (1869). В этой работе не

только представлен анализ психологических механизмов внима-

ния, памяти, воображения, мышления и других психических про-

цессов, но и обоснована необходимость их учета в образователь-

ном процессе. Особое внимание Ушинский обращал на влияние не-

преднамеренного воспитания, значение общественной среды,

уровня культуры, приоритетов социального развития.

Целью воспитания Ушинский считал формирование активной

и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая

положительной роли религии в формировании общественной мо-

рали, он выступал в то же время за независимость науки и школы

от церкви.

Его система нравственного воспитания, центральное место в

которой занимает формирование патриотизма, исключала автори-

тарность, строилась на силе положительного примера, утверждала

эффективность сотрудничества педагога и воспитанников в реше-

нии задачи развития личности.

Ушинский подчеркивал необходимость осознавать единство

обучения и воспитания, учитывать в этом процессе возрастные

особенности обучающихся и использовать деятельностный подход.

Он писал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утом-

ляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью,

причем чем он младше, тем больше требует разнообразия деятель-

ности.

Важным положением теории Ушинского следует также считать

поставленную им перед учителем задачу научить учеников учиться.

Он отмечал, что следует передать ученику не только те или иные

познания, но и развить в нем желание и способность самостоятель-

но приобретать новые познания. То есть впервые в круг основных

педагогических задач были выдвинуты задачи формирования по-

40 Часть I. Педагогика

знавательной мотивации у учеников и вооружение их средствами

учебной деятельности.

На рубеже XIX и XX вв. в педагогике возникло как минимум два

интересных явления —Вальдорфская педагогика и педология.

Валъдорфская педагогика —оригинальное направление образова-

ния и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером

(1861—925). Вальдорфская педагогика реализует систему взглядов

Штейнера на общество и человека в нем, названную им антропосо-

фией. Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: ду-

ховно-культурную, экономическую и политико-правовую. Основная

идея воспитания ребенка, по Штейнеру, состоит в том, чтобы дать

ему свободу от требований государственной власти и хозяйствен-

ной деятельности до тех пор, пока он не сможет участвовать в них

как гражданин. В сфере духовной жизни Штейнер настаивал на

полной свободе независимых духовных объединений, которые дол-

жны защищать сферу ≪ чисто человеческого≫.

Вальдорфская педагогика придерживается демократических

взглядов на отношения между учителем и учеником, отвергая внеш-

нюю школьную дисциплину. Главная задача учителя —пробуждать у

детей интерес к изучаемым предметам. Значительную часть про-

граммы составляет обучение искусствам: живописи, декламации,

актерскому мастерству, музыке. Преподавание всех предметов осу-

ществляется одним педагогом. В младших классах домашние зада-

ния не обязательны и только в средней школе большое значение

уделяется их обязательному выполнению. Важным положением

Вальдорфской педагогики является ориентация обучения на лич-

ность каждого отдельного ученика, что позволяет успешно осуще-

ствлять коррекционную работу с детьми, обладающими особенно-

стями психического развития.

Педология —наука о ребенке, включающая данные анатомии и

физиологии детства, педагогики и психологии. Педология возник-

ла в США в конце XIX —начале XX в. Ее основателем был Стенли

Холл (1846—924), известный как создатель психологической ≪ тео-

рии рекапитуляции≫ —концепции развития ребенка, опирающейся

на биогенетический закон: ≪ развитие индивида повторяет разви-

тие рода≫. Этапы психического развития ребенка, согласно взгля-

дам Холла, соответствуют эпохам человеческой цивилизации.

Представители педологии считали наследственность основным

и решающим фактором развития человека. Некоторые наиболее

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 41

прогрессивные сторонники педологии отмечали также и влияние

среды, но при этом понимали среду очень узко, ограничиваясь

семьей ребенка. Психическое развитие ребенка в педологии рас-

сматривалось прежде всего как развитие его способностей или

интеллекта (умение быстро находить решение задачи и быстро

приспосабливаться к требованиям среды). Решающим показателем

интеллектуальности для педологов являлась скорость развития за-

ложенных в ребенке способностей, а в качестве основного метода

изучения они использовали тесты, фиксирующие скорость мысли-

тельных операций.

Педология быстро получила распространение и в России. Осу-

ществлялись интересные психологические исследования, апроби-

ровались педагогические инновации. В 20—0-е гг. XX в. педология

обслуживала социальный заказ —кампанию по ликвидации безгра-

мотности. Широкое, а главное не всегда адекватное применение

тестов часто приводило к занижению реальных умственных спо-

собностей детей и открытию обширной сети вспомогательных

школ. В 1936 г. было принято специальное постановление ≪ О педо-

логических извращениях в системе наркомпросов≫, осудившее

увлечение тестами и произвольность в интерпретации получаемых

результатов. Это негативно сказалось на развитии науки, затормо-

зив разработки в области тестологии, психотехники, психологии и

педагогики. В настоящее время педология все чаще упоминается в

психолого-педагогических кругах как синоним комплексной науки

о детстве.

XX в. характеризуется созданием большого количества как чис-

то педагогических теорий (например, теории обучения и воспита-

ния В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др.), так и появлением

педагогических технологий, которые использовали в качестве ме-

тодологической основы разработанные теории в рамках различ-

ных психологических и социологических школ и научных направ-

лений.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—970) —отечествен-

ный педагог, который видел смысл педагогической деятельности в

воспитании во имя счастья ребенка. Основой успеха учителя, счи-

тал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспи-

танность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культу-

ры, умение глубоко вникать в сущность педагогического явления.

42 Часть 1. Педагогика

Сухомлинский считал, что важнейшая задача школы состоит в

том, чтобы открыть в каждом человеке творца и создать условия

для самораскрытия личности. ≪ Распознать, выявить, раскрыть,

взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный та-

лант —значит поднять личность на высокий уровень расцвета че-

ловеческого достоинства≫.

Определяя специфику современного состояния образователь-

ного процесса и его основные задачи, Сухомлинский писал, что

≪ мир вступает в век Человека≫, поэтому мы обязаны думать сейчас

о том, что вкладываем в душу человека.

Антон Семенович Макаренко (1888—939) —отечественный педагог,

который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, на

практике осуществил соединение обучения с производительным тру-

дом учащихся. Создавая теорию детского коллектива, Макаренко осо-

бое внимание уделял индивидуализации воспитания и придавал боль-

шое значение формированию педагогического коллектива, считая,

что если воспитатели не объединены в коллектив, который не имеет

единого плана работы, единого тона и подхода к ребенку, то не мо-

жет быть речи ни о каком воспитательном процессе.

Теории, которые были разработаны в рамках различных психо-

логических и социологических научных направлений и использо-

вались в качестве методологической основы современных педаго-

гических систем, будут подробно рассмотрены в главах ≪ Воспита-

ние≫ и ≪ Обучение≫.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.