Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологический уровень






Этот уровень включает в себя методику и технологию педагоги-

ческих исследований, обеспечивающих получение и анализ досто-

верного эмпирического материала. Различают фундаментальные и

прикладные педагогические исследования. Фундаментальные исследо-

вания направлены на создание педагогических концепций и новых

моделей развития образовательных систем, а прикладные исследо-

вания изучают элементы педагогических систем и содержат обо-

снование конкретных научно-практических рекомендаций.

Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку

проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследова-

ния. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значи-

мость полученных результатов являются критериями качества ис-

следования.

Актуальность основана на своевременности и необходимости

изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и

практики образования. В общем виде ≪ актуальность≫ обозначает

область расхождения между спросом на научно-практические зна-

20 Часть 1. Педагогика

ния и теми предложениями, которые может предоставить педаго-

гическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие

между возникшей новой потребностью и недостаточностью

средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема ис-

следования, а ее решение определяется как цель исследования.

В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в

себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педагоги-

ческий процесс, область педагогической действительности). Пред-

мет исследования — это часть объекта, наиболее значимые характе-

ристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования опре-

деляются задачи, которые, как правило, направлены на проверку ги-

потезы (теоретически обоснованные предположения, истинность

которых подлежит проверке).

Проведение исследования обычно включает в себя следующие

этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или эксперимен-

тально-теоретический) и прогностический. На этих этапах использует-

ся система методов научно-практического исследования, которая

складывается из собственно педагогических и общенаучных, при-

влекаемых педагогикой из других наук.

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования — это способы изучения педа-

гогических явлений, получение научной информации о них с

целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретиче-

ского исследования. Они необходимы для определения проблем,

выдвижения гипотез и оценки собранных фактов.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов класси-

ков в области человекознания в целом и педагогики в частности;

общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогиче-

ских документов; периодики педагогической печати, справочной

педагогической литературы, учебников и методических пособий

по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность определить, какие

проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся науч-

ные дискуссии, какие вопросы еще не решены. Работа с литерату-

рой предполагает использование таких методов, как составление

библиографии (перечень источников, отобранных для работы в свя-

Глава 1. Общие основы педагогики 21

зи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переложение

основного содержания одной или нескольких работ по общей тема-

тике), конспектирование (выделение главных идей и положений изу-

чаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержа-

ния книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений,

фактических или цифровых данных, содержащихся в литератур-

ном источнике).

Методы теоретического исследования позволяют выделить и

рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагоги-

ческих явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, система-

тизируя их, появляется возможность выявить в них общее и осо-

бенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть

в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность ви-

деть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования

составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее

эмпирические методы). Такие методы используются для изучения

как передового, инновационного педагогического опыта, так и для

изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоре-

чия педагогического процесса, назревшие или назревающие проб-

лемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа,

интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение

продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие

какого-либо педагогического явления, в процессе которого иссле-

дователь получает конкретный фактический материал. Наблюде-

ние проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие

этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется на-

блюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов реги-

страции (как вести записи); обработка и интерпретация получен-

ной информации (каков результат).

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь ста-

новится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или

невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выбороч-

ным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращен-

ным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается

в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личност-

22 Часть I. Педагогика

ные особенности (установки, интересы, психические состояния)

исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных

методов. Беседа применяется с целью получения необходимой ин-

формации или разъяснения того, что не было достаточно ясным

при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются

выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им

мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному

плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в

педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает зара-

нее намеченные вопросы в определенной последовательности, а от-

веты открыто фиксирует. Анкетирование — метод массового сбора

материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопро-

сы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих гото-

вых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый

вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Сме-

шанная анкета содержит элементы того и другого типа.

Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования,

анкетирования) во многом зависит от содержания и структуры за-

даваемых вопросов, а при очной форме — и от возникшего контак-

та между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тести-

рование, которое осуществляется по отобранным стандартизиро-

ванным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявле-

ния индивидуальных различий тестируемых. Наиболее часто в пе-

дагогических исследованиях применяют тесты для выявления

успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональ-

ной предрасположенности людей, а также используют результаты

психодиагностических исследований, проведенных психологами

(тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, лично-

стные тесты и т.п.).

Среди методов педагогических исследований большое распро-

странение получили социометрические методы, которые позволяют

изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.

Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, гра-

фических, контрольных и творческих работ) может дать информа-

цию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и

навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.

Глава 1. Общие основы педагогики 23

Метод изучения педагогической документации (классных жур-

налов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и

их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные

данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику

организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери-

мент — исследовательская деятельность с целью изучения причин-

но-следственных связей в педагогических явлениях, которая пред-

полагает опытное моделирование педагогического явления и воз-

можностей воздействия исследователя на педагогическое явление.

В эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретиче-

ский (формулировка проблемы, определение цели, объекта, пред-

мета исследования, его задач и гипотез); методический (разработ-

ка методики исследования — его плана, программы, методов обра-

ботки полученных результатов); собственно эксперимент

(создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление

и коррекция); аналитический (количественный и качественный

анализ, интерпретация полученных данных, формулирование вы-

водов и практических рекомендаций).

Педагогический эксперимент может быть констатирующим

(только устанавливающим реальные состояния процесса) или

преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение

методов, форм и содержания образования с целью более эффек-

тивного воздействия на развитие личности или учебного коллек-

тива. Преобразующий эксперимент требует наличия контроль-

ных групп, которые необходимы для сравнения с эксперименталь-

ными.

В педагогических исследованиях для обработки полученных

данных применяются математические и статистические методы.

Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают на-

дежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов,

применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование

и шкалирование. С помощью статистических методов определяют-

ся тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффи-

циенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количе-

ственные зависимости между изучаемыми явлениями.

Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического мате-

риала могут выступать психофизиологические методы и методики. На-

24 Часть I. Педагогика

пример, фиксация протекания физиологических процессов: давле-

ние крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных си-

туациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний

ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воз-

действий.

Основные понятия педагогики

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и

практики была и остается проблема личности и ее развития в спе-

циально организованных условиях. Эта проблема является общегу-

манитарной, ее рассматривают философия, социология, возраст-

ная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая про-

цесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного

опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого

процесса, понимания динамики их личностного развития и влия-

ния на личность различных социальных факторов. Поэтому педа-

гогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и

изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития лич-

ности в процессе обучения и воспитания.

Авторы различных концепций обучения и воспитания опреде-

ляли структуру и содержание педагогического процесса, опираясь

на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изуче-

ния проблемы личности, как правило, находится поиск соотноше-

ния природных (биологических, генетических) и социальных фак-

торов, влияющих на ее развитие PI формирование.

Представители тех психологических направлений, которые

подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают,

что поведение человека детерминируется присущими ему природ-

ными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая

в противоречие с требованиями общества, подавляются или заме-

щаются. Представители социологических подходов считают, что

человек рождается как биологическое существо, но в процессе

своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него

тех социальных групп, с которыми он общается.

Для современного этапа развития отечественной педагогики

характерно рассмотрение личности как целостного явления, слож-

ного, взаимообусловленного влияния природных и социальных

факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе.

Глава 1. Общие основы педагогики 25

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная пси-

хическая система, которая выполняет определенные функции и

возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую

очередь, это творческое освоение общественного опыта и включе-

ние человека в систему общественных отношений. Все стороны

личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях

с другими людьми, т.е. личность существует, проявляется и форми-

руется в деятельности и общении.

В определении сущности развития и развития личности, в част-

ности, также существуют различные подходы. Общими характери-

стиками развития являются: необратимость, прогресс-регресс,

неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство из-

менения и сохранения (Л.И. Анциферова). То есть развитие лич-

ности представляет собой единый биосоциальный процесс, в кото-

ром происходят и количественные изменения, и качественные

преобразования.

Движущими силами такого процесса развития выступают воз-

никающие противоречия развития, которые разрешаются в ходе

воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению

В.А. Крутецкого, относятся противоречия между новыми потреб-

ностями и возможностями их удовлетворения, возросшими воз-

можностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и

видами деятельности, растущими социальными требованиями и на-

личным уровнем развития личности.

Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но

имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они прояв-

ляются. Понимание развития тесно связано с такими понятиями,

как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает воз-

можности личностного развития и пути его оптимизации в образо-

вательном процессе.

Образование

Образование — это процесс и результат усвоения человеком сис-

тематизированных знаний, умений и навыков, определенный уро-

вень интеллектуального и эмоционального развития, формирова-

ние мировоззрения и познавательных интересов. Образование яв-

ляется процессом, структура которого характеризуется такими

составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в

процессе культурно-исторического развития общества, воспитание

26 Часть I. Педагогика

социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллек-

туальное и физическое развитие.

Содержание образования представляет собой комплекс специаль-

ным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна-

ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формиро-

вания личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Система образования имеет следующие основные звенья: систе-

му дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профес-

сионально-техническое образование, среднее специальное образо-

вание, высшее образование, послевузовское образование, систему

повышения квалификации и переподготовки кадров.

Как социально обусловленная система, образование имеет следу-

ющие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитатель-

ные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся),

учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав и

взаимодействие определяют построение педагогического процесса.

Одна из отличительных особенностей современной системы

образования — переход от государственного к государственно-об-

щественному управлению образованием. Основная идея государст-

венно-общественного управления образованием состоит в том, что-

бы объединить усилия государства и общества в решении проблем

образования, предоставить учителям, учащимся, родителям боль-

ше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организа-

ции учебного процесса, в выборе различных типов образователь-

ных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека

не только объектом образования, но и его активным субъектом, са-

мостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра об-

разовательных программ, учебных заведений, типов отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.