Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути познания в теории социальной работы.






Пути познания в социальной работе соединены с практикой помощи клиентам, осмыслением важных феноменов их бытия, поддерживающими стратегиями. Пути познания для социальной работы соединены с традиционными операциями, присущими почти всем областям познания, но тут есть и своя специфичность, соответствующая и для способов исследования.

Главные пути познания в социальной работе соединены с дедуктивным, индуктивно-эмпирическим, диалектико-материалистическим и наивно-герменевтическим методом познания (психосоциальным диагнозом), которые, но, не исчерпывают весь диапазон познавательных действий.

Дедуктивный путь познания связан с рассуждениями от общих принципов к личным. При дедуктивном рассуждении исследователь начинает с наиболее общих закономерностей и применяет его к определенному примеру. Главные процедуры дедуктивного способа связывают с выдвижением гипотезы, наблюдением, с принятием либо ее опровержением. При дедуктивном пути познания исследователь исходит, обычно, из одной определенной теории. Нужным условием использования дедуктивного способа познания является критическая и логическая проверка фактов.

Индуктивно-эмпирический способ познания связан с таковым исследованием, когда исследователь исследует факты и потом развивает их анализ до обобщения, объясняющего дела меж наблюдаемыми объектами. Логическая схема содержит в себе последующие элементы: наблюдение, обнаружение закономерностей, формулирование выводов. Индуктивно-эмпирический способ познания в социальной работе отыскал отражение в исследовательской практике, в таком ее направлении как описательная (дескриптивная) статистика. Индуктивно-эмпирический путь познания находит отражение в отдельных проф. сферах социальной работы, обычно, связанных с соц. явлениями, которые требуют оперативного разъяснения и локализации. Таковы, к примеру: раннее материнство, употребление детьми наркотиков и т.д.

Но индуктивно-эмпирический путь познания в социальной работе связывают также и с клиентоориентированными способами поддержки, когда «теория» (разъяснение) формулируется под определенный вариант клиента.

Диалектико-материалистический путь познания характерен для исследования социально-экономических критерий и их конфигурации в сторону равенства употребления и перераспределения материальных благ, как в критериях развитого капиталистического общества, так и в критериях государств, строящих рыночные дела. Социальные работники, выясняя предпосылки деструктивных действий в жизнедеятельности как общества, так и отдельного индивидума, имеют возможность прийти к противоборствующим действиям, позволяющим выявить и наметить конструктивные процессы. Соц. работа в данном контексте познания представлена марксистской социальной работой, где познание публичных противоречий является основой способа исследования.

Психосоциальный диагноз связан с выяснением жизненных заморочек клиента. Для него характерны феноменологические вопросцы., связанные с обычными переживаниями, обычными реакциями его окружения и т.п. Каузальные вопросцы. — вопросцы догадки, дозволяющие разъяснить развитие личности и проблематику клиента. Стратегические вопросцы — вопросцы, побуждающие к дискуссиям, поискам вероятных альтернатив в решении проблематики клиента. Значимым моментом в этом познавательном подходе являются информационные источники, дозволяющие воспроизвести «жизненную историю» клиента.

11. М.В. Фирсов, рассматривает ее как мног оуровневую теорию. Согласно Фирсову М.В., концептуальная схема теории социальной работы имеет ряд уровней: мезо-, микро-, макро- и метоуровень и подразумевает наличие своего объекта, предмета исследования, системы описания понятийного аппарата; методов научного исследования. Базовыми конструктами концептуальной схемы социальной работы выступают: философия помощи, феноменология деятельности (социопсихотехника); феноменология субъекта помощи; феноменология объекта помощи. Каждый конструкт (элемент) представлен своим понятийным рядом и отражает определенный уровень понимания предмета и объекта социальной работы. Метоуровень социальной работы. Имеет в большей степени отношение к разработке общих теоретических основ социальной работы. Задачи данного уровня: дать представление о процессе помощи в ее социально-историческом развитии; наметить основные принципы формирования теории социальной работы; определить основные границы теории познания социальной работы, принципы научного мышления; сформулировать общие подходы к методу социальной работы, ее научной идентичности и методологии исследования определить основные подходы к техникам и методам помощи; сформировать представление о жизненном сценарии субъекта; разработать базисные принципы подготовки профессионала – социального работника. На макроуровне социальная работа выступает как теория социально-административной работы, где в качестве основного субъекта помощи выступают общество и государство. Задачи данного уровня: дать представление о функциях государства как субъекте; регулирования и осуществления социальной помощи и поддержки населения; раскрыть сущность государственных методов и техник помощи, поддержки и контроля; сформировать целостное представление о гражданском обществе как субъекте помощи в его социоисторическом и культурно-психологическом своеобразии.
мезоуровне связана с групповыми процессами, которые рассматриваются в контексте процессов помощи и взаимопомощи. М.В. Фирсов выделяет следующие задачи теоретического осмысления социальной работы на данном уровне: осознание генезиса различных девиационных, адаптационных, дезадаптационных процессов; выявление тактики и стратегии работы с различными группами; выявление принципов помощи, самопомощи, организации и самоорганизации. Разрабатываются следующие теоретические аспекты: 1. Феноменология помощи – разрабатываются теория социокультурной групповой работы, теория территориальной групповой работы, теория семейной социальной работы, теория социотерапевтической групповой работы. 2.Феноменология деятельности - разрабатываются техники и технологии групповой работы с различными категориями населения. 3.Феноменология субъекта помощи – разрабатывается теория групповой помощи. 4.Феноменология объекта помощи – разрабатываются вопросы социопсихопедагогики дезадаптационных и девиационных групп. Микроуровень социальной работы рассматривает и изучает различные подходы к личности, ее проблемам. Задачи уровня: осмысление жизненного сценария личности (исходя из его половозрастных, биосоциальных, этнических, общественных проблем); рассмотрение техник и технологий помощи на основе личностных запросов клиента. На данном уровне разрабатываются: 1.Феноменология помощи- теория индивидуальной работы. 2.Феноменология деятельности – техники и инструментарий индивидуальной работы; теория социального патронажа. 3.Феноменология субъекта помощи- разрабатываются вопросы теории ролей социального работника, профессиональных ресурсов и техники социального работника. 4. Феноменология объекта помощи - изучаются вопросы, касающиеся жизненного сценария личности. 3.Представление о структуре социальной работы как науки было бы неполным, если не рассматривать ее функциональный аспект. Любое системное образование выполняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сум­ме функций компонентов этой системы. Теория социальной работы не является исключением.

12социальная работа как парадигмальная теория

В основе данного подхода лежит модель помощи и поддержки клиенту, которая является не только парадигмой осмысления проблем клиента, но и инструментом изменения его ситуации. В зависимости от понимания развития личности в онтогенезе проблем, возникающих в результате социального взаимодействия, выстраиваются технологии помощи, которые соответствуют моделям понимания и объяснения " личности в ситуации". По мнению исследователей, такие теории имеют следующую обязательную структуру:

1) объяснение;

2) понимание;

3) инструментальный компонент;

4) императивный аспект;

5) способность к развитию.

Каждая из данных моделей выполняет определенную функцию в системе общественных связей. Исследователь Лена Доминелли, осмысляя роль теории социальной работы применительно к практическим задачам по достижению общественного и индивидуального благосостояния, рассматривает теории данного уровня как определенные формы идеологии, реализованные в обществе.

Отталкиваясь от анализа теоретических работ, предпринятого М. Пэйном, и концепции Л. Доминелли, можно классифицировать основные парадигмы данного уровня (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Теоретические подходы, разрабатываемые в русле парадигмальной теории

Теоретические подходы Основные концепции
Рефлексивно-терапевтические 1. Теория социального конструирования. 2. Гуманистическо-экзистенциальная теория. 3. Теория социального развития. 4. Феминистская теория. 5. Теория активизации
Социал-коллективистские 1. Критическая теория. 2. Теория структурной социальной работы. 3. Феминистская теория. 4. Антидискриминационная теория. 5. Теория активизации
Индивидуально-реформистские 1. Задаче-центрированная теория. 2. Кризисная теория. 3. Психодинамическая теория. 4. Когнитивно-поведенческая теория. 5. Системная теория. 6. Теория семейной терапии. 7. Теория активизации

Третья модель, интегративная

Исследователи данного подхода считают, что теории социальной работы обладают определенными признаками, отличающими их от других теоретических познавательных конструктов. Для всех теорий социальной работы характерно понимание:

– индивида;

– среды;

– взаимоотношений индивида со средой.

Таким образом, данные конструкты выступают определенной матрицей, позволяющей создавать теоретические модели исходя из ситуативного контекста.

По мнению ученых, социальные работники имеют возможность создавать интегрированные практико-ориентированные теории применительно к конкретному случаю. Следовательно, теория может формироваться с учетом текущей практики, а социальный работник способен самостоятельно создавать ее теоретические модели. Как считают исследователи, интегративные теории создаются не на основе имплицитных представлений, а исходя из доминирующих практико-ориентированных теоретических парадигм. Такими истоками и линиями развития интегративных теорий с позиций авторов могут быть следующие пять моделей (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Основные модели социальной работы: теоретические основания и направления развития

Теоретическая основа концепций Направление развития
  Функционализм Конструктивизм
  Бихевиоризм Теория социального научения
  Психоаналитическая теория Психосоциальная теория
  Радикальный структурализм Праксиология
  Феноменология Символический интеракционизм

 

13 djghjc1 ИСТОЧНИК Понятийный аппарат социальной работы.

Разработка категориального аппарата — приоритетная зада-

ча для любой молодой, становящейся науки.

Л. Гуслякова и Е. Холостова предлагают рассматривать три груп-

пы категорий, составляющих «понятийное поле» теории социаль-

ной работы: категории, которые не являются специфическими в

теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процес-

сы изучаются также другими науками (социальное, социальная

субъектность, социализация, социальная деятельность, отношения

и др.); категории, являющиеся, прежде всего, категориями соци-

альной работы, но используемые и другими науками (психосоци-

альная работа, структурная социальная работа, социальная реаби-

литация, социальное благополучие); категории, являющиеся соб-

ственно категориями социальной работы (призрение нуждающих-

ся, благотворительность, волонтерство, меценатство, социальное

обеспечение, социальное страхование, социальная биография, «со-

циальные сети» и др.).

Многие научные исследования в области теории социальной

работы посвящены проблемам личности социального работника,

его профессиональной компетенции, а также разработке концеп-

ции инфраструктуры помощи и поддержки нуждающимся.

Таким образом, есть все основания характеризовать теорию

социальной работы как специфическую область научного знания.

2 ИСТОЧНИК Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

- общенаучные (С-кт, О-кт, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, сис-ма, элемент, связи, отношения, развитие, изменение)

- понятия соц. наук (общ-во, культура, чел-к, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение)

- понятия, используемые в СР и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование)

- специфич. понятия СР (индивидуальная СР, групповая СР, соц. защита, соц-псих. консультирование, ТЖС, соц. служба, соц. сиротство, эскопизм).

Помимо этой дифференциации по уровню обобщения понятия СР должны быть проанализированы также по их содержанию:

1) понятия, отражающие специфику организаций СР в различных сферах соц. практики (например, понятийный аппарат СР в учреждениях образования будет значительно отличаться от понятийного аппарата в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь); имеются также свои особенности в СР с такими категориями клиентов, как беженцы, пожилые люди, инвалиды и дети группы риска; можно также выделить СР в особых условиях, которая своим понятийным аппаратом будет значительно отличаться от СР в обычных условиях.

2) понятия, отражающие различные аспекты организации профессиональной и добровольной СР, технологический подход к оказанию социальной помощи (среди таких понятий – менеджмент СР, экономика социальных служб, психосоциальные методы и др.).

Наряду с наличием объекта, предмета, методов исследования, любую науку характеризует наличие определённого понятийного аппарата. Научные понятия являются результатом обобщения и абстрагирования, они фиксируют наиболее общие и существенные свойства и признаки предметов и явлений. Они являются основой научного знания, так как представляют собой исходную логическую форму научно-теоретического знания вообще. В отличие от естественного разговорного языка, обслуживающего потребности повседневной жизненной практики и обыденного сознания, язык науки должен отвечать ряду особых требований. Значение научных терминов должно быть чётко определено, а взятые в некотором конкретном контексте, они должны быть однозначны. В научном языке не допускается неопределённости, так как это приводит к непониманию учёными друг друга или неверному пониманию в процессе научного общения и передачи научной информации.

Понятия социальной работы принято классифицировать по различным критериям. Наиболее распространённым является деление их по степени общности. В данном случае выделяют четыре группы понятий: наиболее общие, имеющие философский и общенаучный характер; понятия социальных наук; более узкие по значению понятия смежных с социальной работой дисциплин; специфические понятия социальной работы.

Философские и общенаучные понятия используются для общего описания объекта, его свойств и отношений с другими объектами. Сюда могут быть отнесены понятия: система, элемент, часть, целое, причина, следствие, закономерность, случайность, тождество, различие, противоречие, взаимодействие, развитие, изменение, эволюция и др.

Понятия социальных наук обеспечивают более подробное и всестороннее описание субъектов социальной работы, их взаимодействия и сопряжения с общественными ресурсами в рамках определённой культурной и социальной среды. В этот ряд можно поставить понятия: общество, культура, человек, индивид, личность, общность, институт, потребности, мотивы, цель, поведение, деятельность.

 

Понятия смежных дисциплин более точно обозначают процессы, являющиеся объектом социальной работы. Они, как правило, принадлежат различным разделам социологии, психологии, педагогики, правоведения. Сюда могут быть отнесены понятия: социализация, социальная норма, социальный контроль, отклоняющееся поведение, реабилитация, социальная роль, конфликт.

Понятия, используемые преимущественно социальной работой, обозначают её субъектов и связанные с ними социальные явления, формы и направления социальной работы, методы вмешательства и т.д. К ним можно отнести понятия: социальное сиротство, социально опасное положение, трудная жизненная ситуация, люди с особыми потребностями, социальная защищённость, безнадзорные дети.

Находясь в процессе становления, профессиональный и научный язык социальной работы сталкивается с неизбежными трудностями. В настоящее время в социальной работе наблюдается значительный «терминологический дефицит». Основные пути решения проблем развития понятийного аппарата социальной работы – это активный поиск, конструирование новых терминов. При этом необходимо избегать неоправданного заимствования иностранных слов и выражений. Внедрение иноязычных терминов должно происходить естественно и органично, – в тех случаях, где это действительно необходимо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.