Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институционализация предметного языка социальной работы. Проблема когногенеза.






Отталкиваясь от концепции американского лингвиста Эдварда Сепира о том, что язык есть область для изучения тенденций социокультурного поведения, можно говорить о динамике предметного языка социальной работы, в котором отражены различные состояния социальных акторов, механизмов, формирующих помогающую историческую практику в предметно-языковые структуры. Логика развития предметного языка социальной работы – имеется в виду лексический эквивалент, сформированный в XX в., – привносит характерные тенденции данного столетия, а современные языковые формы накладываются на предшествующие, существовавшие в другой понятийной номинации.

Соотношение предметного языка парадигмы милосердия (XI–XIII вв.) с языковой парадигмой социальной работы, характерной для XX в., показывает, что процесс оформления предметного языка связан с историческими формами поведения " человека нуждающегося". От архетипических форм, когда происходит его институционализация – идентификация с поведенческими нормированными паттернами определенных групп, в которых осуществляется сохранение образа жизни (древнерусское семантическое значение слова " питание"), совершается переход к деинституционализации " человека нуждающегося", которое выражается в его праве жить самостоятельно независимо, с чувством собственного достоинства вне учреждений.

Таким образом, проблемы институционализации предметного языка и " человека нуждающегося" в социальной работе совпадают. Можно выделить основные тенденции оформления " человека нуждающегося":

• групповая идентификация на основе витальных потребностей и ценностей;

• идентификация на основе конфессиональных и родовых институтов;

• идентификация к учреждениям контроля и санкций;

• идентификация к тотальным учреждениям и учреждениям коллективной солидарности;

• идентификация на основе классовых, групповых, этнических, конфессиональных, гендерных особенностей;

• деинституционализация.

Институционализация знания социальной работы. Проблемы когногенеза

Эволюция структур и процессов познания в социальной работе – особая тема, связанная с архетипами когнитивных структур. Как известно, оформление когнитивных структур связано с практикой, однако в социальной работе данный процесс имеет свою специфику. Формирование знания на основе деятельности связано со стихийным ее порождением. Подобная ситуация складывалась в период донаучного этапа развития теоретических подходов к социальной работе. В период оформления научного знания в качестве архетипов когнитивных структур выступали базовые теории школ социальной работы, которые позволяли формировать модели познания. В западной цивилизации спектр таких познавательных парадигм прошел исторический путь от медицинских моделей к концепциям экосистем и далее – к модернистским и постмодернистским подходам. Россий ский путь институционализации познания в области социальной работы представлен на рис. 1.13.


Рис. 1.13. Российский путь институционализации познания в области социальной работы

 

Однако параллельно практика переходила от созерцательного познания к определенным когнитивным построениям, к чему ее подталкивала система образования.

Так оформилась теория практики социальной работы.

Российский путь институционализации знания социальной работы

Российский путь институционализации знания в области социальной работы условно можно прочертить по двум направлениям. Первое направление связано со спонтанной практикой деятельности. В историческом плане эту линию можно обозначить от благотворения русских князей до имплицитной практики современных социальных работников (эмпирическое познание). Второе направление относится к формированию когнитивных структур на основе практики познания (формализованное познание на основе сложившихся теоретических аксиом). Здесь условно можно выделить два периода:

1. Рубеж XIX–XX вв., донаучный этап, когда парадигмой знания была теория общественного призрения, а знание формировалось на основе комплекса норм и ценностей, принятых в юридических, исторических, философских науках того времени.

2. Период 1990-х гг., когда знание социальной работы в России формировалось на основе социологических, педагогических, психологических познавательных традиций, осложненных концепциями социальной работы, выработанными западной цивилизацией.

Объединяющей матрицей двух направлений является образование как институт коллективного познания когнитивных схем практики социальной работы и ее теоретико-познавательной рефлексии, существующий сегодня в образовательном пространстве в виде амбивалентных пар " Технология социальной работы" и " Теория социальной работы".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.