Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схоластика.






Схоластика – т.е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма – это положение, безусловно принимаемое на веру, не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями, называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы. Схоластика отличалась от мистики тем, что не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию бога. А мистика – учение о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания – путем откровений, озарений и других иррациональных средств.

Представитель схоластики – Фома Аквинский, или Томас Аквинат. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизм. Современная доктрина Ватикана называется неотомизм. В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественнонаучное) знание она считала греховным.

По Аквинскому, только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге – есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии – принцип предпочтительности веры над разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна – это Бог. Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога. Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов.

Пять доказательств существования Бога:

1. В мире все находится в состоянии движения. Движение одной вещи является причиной движения другой и так далее. Чтобы движение стало реальностью, нужен первотолчок Бога.

2. Первотолчок является одновременно и первопричиной. И таковой является Бог.

3. Все в мире случайно, кроме Бога, обеспечивающего необходимость этих случайностей.

4. Мир состоит из вещей, степень совершенства которых задается абсолютным совершенством и таковым является Бог.

5. Все в мире целесообразно и эту целесообразность задает Бог.

Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула – «ангельский доктор».

В ХI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Эта борьба вошла в историю философии как спор об универсалиях. Универсалиями называют общие понятия в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно, реально существуют только единичные предметы?».

Реализм признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – универсалий («человек вообще», «дерево вообще») – как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Номинализм – признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия – имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют после, а не до вещей. Реальны лишь единичные вещи, например, люди, деревья, а вот «человек вообще» или «древо вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Разновидностью номинализма является концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме позн7ающего субъекта.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.