Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинистический период.






Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений эллинистического периода – киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников (циников) – от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен – проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известными чертами кинизма были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название от имени своего основателя – Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Основные положения их философии:

· Реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

· В реальности есть место для счастья;

· Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства;

· Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

· Для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

 

Они сторонники атомистической теории Демокрита и считают, что источник движения атомов в них самих. Естественной характеристикой человеческой природы, по их мнению, выступает принцип наслаждения. То, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти.

Стоицизм во многом отличается от эпикуреизма. Они не принимали атомистической теории эпикурейцев, по которой человек есть сцепление атомов. И они не принимали их теорию наслаждения ради наслаждения. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, но счастье, по их мнению, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо – то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – то, что направлено на его уничтожение. Все, что способствует сохранению двуединой сущности человека, является ценным. У стоиков возникает важное понятие – долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, знание ее законов. Стремление же к собственному самосохранению есть условие ненанесения вреда другому.

Скептицизм был основан Пирроном из Элиды. Их главный принцип – принцип относительности всего окружающего, наших мыслей и действий. Поэтому познание космоса невозможно. Не следует стремиться познать мир, надо жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохранять внутреннее спокойствие.

Римский период развития древнегреческой философии характеризуется тем, что многие положения стоиков, скептиков и эпикурейцев нашли свое продолжение. Среди представителей – эпикуреизма – Тит Лукреций Кар, стоицизма – Марк Аврелий, скептицизма – Секст Эмпирик.

 

Тит Лукреций Кар (99-55 г. до н. э.). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция природа собственной силой богата и от нас не зависит. Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования.

Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы.

Адептами стоицизма были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни[8]. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости. Посему, вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе, ибо Судьба ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается.
Ключевой ценностью о философии стоиков является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью». Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь, — отмечает Эпиктет, — но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчиненности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».

Скептицизм отрицает возможность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнительно, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоятельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.

В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного мира и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно, этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектизма.
Основоположник эклектизма Марк Тулий Цицерон (106-45 г. до н. э.) отождествляет всю философию с этикой, как наукой о регламенте общественных отношений. Поскольку каждая из известных философских школ дает свои рекомендации воспитания добродетели, то, стало быть, надо их объединить в единую систему.
По мере углубления кризиса античного общества, место философии, как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм Плотина. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существование души и природы. В своей эманации Единое напоминает источник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий. Единое рождает многообразие мира Бытия, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира и в этом смысле Единое есть все и ничто.
Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и добровольного отказа от разрешения противоречий бытия, как мнимой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, познание которого возможно только в рамках чистого мышления (экстазы).
Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное недеяние и активность античного философствования, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните, почему проблема первоначала носит философский характер?

2. Опишите философские взгляды на основу мира Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Пифагора и Парменида.

3. В чем главная особенность классической философии?

4. Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по-вашему, хотел сказать этим Платон?

5. Что подразумевает Аристотель под сущностью? Какие два начала заключены в сущностях? Какое из начал является активным, а какое пассивным?

6. Назовите 4 вида причин по Аристотелю.

7. Назовите основные идеи этического рационализма Сократа.

8. Назовите основные философские школы периода эллинизма?

9. Чем характеризуется римский период в древнегреческой философии?

 

Тест для самоконтроля:

1. Высказывание «В одну и ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

а) Пифагору;

б) Гераклиту;

в) Платону;

г) Фалесу.

2. Кто из философов утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:

а) Эпикур;

б) Сократ;

в) Зенон;

г) Аристотель.

3. Кто из философов впервые ставит в центр философии проблему человека как морального существа?

а) Протагор;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Зенон.

4. Платон по своему мировоззрению был:

а) объективным идеалистом;

б) субъективным идеалистом;

в) скептиком;

г) материалистом.

5. Кто из философов создал науку логику?

а) Протагор;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Зенон.

6. Свобода и управление своими чувствами – главные принципы философской школы античности:

а) софистов;

б) стоиков;

эпикурейцев;

г) киников.

7. По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности (умеренности), мужества и справедливости. Кто этот философ?

а) Пиррон

б) Сократ

в) Хрисипп

г) Диоген

8. Скептик говорит по поводу познания вещи:

а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»

б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»

в) «Я не знаю, какова она, но я надеюсь это узнать»

г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно»

9. Сократ говорил: «Язнаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно

б) знания увеличивает скорбь

в) знать что-то вовсе и не нужно

г) другие не знают и этого.

10. По Аристотелю, человек - это:

а) двуногое существо без перьев

б) нравственное существо

в) душа в темнице тела

г) политическое животное






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.