Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В ручьях обитали русалки, их тоже задабривали подношениями.






« Анимизм в обеих своих формах был религией, поскольку он учил человека признавать силы высшего порядка и вступать с ними в общение; он был религией, так как содержал в себе философское начало (объяснение человеку смысла бытия), нравственное (зависимость благосклонности высших сил от личных добродетелей человека). Все сущее происходит из земли, но происходит лишь потому, что с неба на нее льется и оплодотворяющий дождь, и зиждительный теплый свет. Отсюда представление о земле, как оплодотворяемом, и небе, как оплодотворяющем начале, причем небу сопутствуют туча (созданная им, по наивной метеорологии тех времен, из себя, а не из земли) и солнце.

 

Вид на «Мокошь» с внутренней стороны комплекса.

Итак, Небо и Земля ≈ супруги.

Земля предвечна и вечна, Небо изменяется во времени и со временем погибнет. На это представление наводило наблюдение ежедневной и ежегодной борьбы между Небом и исходящим от Земли мраком. Как ко дню относится год, так к году относится " великий год": в его начале Небо возникло и основало свое царство: в его конце Небо погибнет в новой борьбе с сынами Земли (гигантами) и начнется новое царство Земли и мрака. Но и оно не будет вечным: тот же Солнце-богатырь, который приносит новое утро после ночи и новую весну после зимы, принесет и новое великое лето. Так был создан первый крупный миф.

Земля ≈ источник всякого знания; Небо от нее зависит. На первое представление должно было навести человека:

а) признание предвечности Земли,

б) безошибочность " инстинкта" в животной жизни и

в) приписываемая природным душам вечная сила; на второе ≈ признание временности Неба. Знание Земли ≈ это предвечная пряха; ее решение тяготеет над Миром.

Усилия предотвратить гибель мира; эта часть мифа, необходимая для того, чтобы выразить неотвратимость гибели, служила в то же время для того, чтобы выяснить смысл существования человеческого рода. Пророчество Земли гласит: только человек из божественного семени мог бы спасти богов.

Для этого требуется:

1) чтобы человеческий род был создан;

2) чтобы он был облагорожен сообщением огня;

3) чтобы Бог снизошел к смертной и сделал ее матерью будущего своего спасителя.

Избавителю обещаны божественность и богиня в супруги в случае успеха; но в решающую минуту он забывает о своей небесной любви ради земной и падает жертвой своей измены. Дуализму Неба и Земли соответствует коренной дуализм небесного и хтонического начал, ярко отразившийся на культах. В области хтонического начала главным прогрессом было представление о царстве теней, сменившее прежний анимизм: очень вероятно, что это представление возникло под влиянием обычая сжигания трупов. Царство теней представлялось на далеком западе, там, где солнце заходит; изгнанные туда души перестали внушать страх, что привело к смягчению некоторых последствий анимизма (так, кровавая месть перестала быть обязательной; ее сменила вира). Общее миросозерцание этой первой сознательной религии было грустное; над царством богов тяготела неотвратимая гибель, людей ждала смерть и одинаковое для всех царство теней. Есть награда за добрые дела и кара за злые, но только в земной жизни, по воле богов; эта воля, однако, несвободна, над ней тяготеет Вечная пряха. Таким путем нравственный элемент проникает в религию. Рождается вопрос о происхождении зла: неминуемость гибели Небесного бога приводит к мысли, что он и есть первопреступник; преступление усматривается в том, что он основал свое царство, низвергнув силы Земли, из которой он произошел сам. " Сын победил своего отца" ≈ это камень преткновения для позднейших мыслителей. Общение племен ведет к тому, что возникшие отдельно мифы сплетаются; младший бог, бог-сын является обольстителем всех тех смертных жен, от которых он хотел родить себе спасителя; космогонический смысл этих браков, вследствие их множества, стушевывается, они являются простыми любовными приключениями ≈ второй камень преткновения. (Под влиянием именно такой религии - религии Зевса сложились древнейшие поэмы греков, особенно " Илиада", но их теперешняя редакция относится уже ко времени, когда возникли те более новые религии, которые значительно изменили первоначальный смысл религии Зевса. Эти религии принадлежат одним только грекам и не находят себе параллели у других народов). Новая религия возникла тогда, когда известная нам " матка" праздника дожинок была приведена в связь с хтоническим элементом. Одна и та же земля принимает и зерна хлеба, и души умерших; это сближение, залог вечной жизни также и для человеческой души, нашло себе мифологическое выражение в отождествлении Лели, дочери Лады, с Мореной, царицей теней. Змей похищает Лелю; Лада безутешно ищет свою дочь; боги определяют, чтобы Леля жила попеременно то у супруга, то у матери. Важным в этом мифе был факт " возвращения "; этим была разорвана вечная завеса между царствами живых и мертвых. Отныне Лада и Леля знали о том, что происходит на том свете; а зная это, они могли научить этому и людей».

 

Имена Лада, Леля, Морена – условны;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.