Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По положениям относительно объектов Луны в разных фазах и компановку на видимом небосклоне созвездий исследования в данный момент продолжаются.






«В развитии язычества от древнейших времен до исторической эпохи наблюдается влияние двух сил: центробежной, выражающейся в племенном развитии у наследованных от общих родоначальников религиозных зачатков, и центростремительной, выражающейся в попытке объединить результаты этого развития в одну общую религию. Анимизм в смысле культа душ был общим явлением; анимизм в широком смысле ≈ также, с той лишь оговоркой, что олицетворения природных сил, вероятно, носили у различных племен различные имена. Основные представления были общие, но имена действующих лиц и поэтическая оболочка были у различных племен различные. Когда явилась эпическая поэзия, а с ней и странствующие певцы, то стала ощущаться потребность согласовать все эти предания между собой. За невозможностью критического отношения к делу это согласование могло быть только внешним: певцы, принимая на веру решительно все предания, пытались с возможно меньшими противоречиями соединить их в одно целое; все племенные божества были приняты в общий круг и поставлены в те или другие родственные отношения; герои, равным образом, все одинаково были выставлены историческими личностями, причем их также старались привести в родственную связь между собой. Главным религиозно-нравственным результатом этой работы было представление о междуплеменном и надплеменном боге.

Раньше о собственно религии, строго говоря, не могло быть и речи: боги вождей были в то же время и богами общины, подвластной этим вождям; отдельные роды также имели свои наследственные культы, причем особых жрецов не было: глава семейства умилостивлял богов за себя и своих, а вождь ≈ за всю общину. Но положение дел изменилось. Повсюду «аристократический» элемент восторжествовал над «царским»; чаще всего вожди лишались своей политической власти, но сохраняли свои наследственные культы, которые были искони культами общины и должны были оставаться таковыми и впредь: из вождей они превратились в жрецов. Но и забравшие власть «аристократические» роды имели свои наследственные культы, которые отныне стали общественными; в результате вышла смута, которую необходимо было прекратить, выделив определенный цикл общих богов и культов и распределив их праздники по всему году. Таким образом получилась государственная религия. В ней можно различать:

1) богословскую,

2) обрядовую,

3) нравственную стороны.

Что касается богословской стороны, т. е. учения о божествах, то таковые распадались прежде всего на божеств общих и местных. Общими были те, которые почитались всеми племенами; были делаемы попытки ограничить их цикл " старшими" божествами, но этот цикл особого значения не получил, тем более что относительно его членов нельзя было установить согласия. К местным божествам должны быть отнесены главным образом божества рек и нимфы. Последствием этого совместного почитания был ярко определившийся политеизм, в силу которого к каждому богу обращались лишь при известной обстановке или в известных обстоятельствах жизни. Так как этот политеизм сложился историческим, а не теоретическим путем, то особой стройности от него ожидать нельзя. С одной стороны, определенные боги покровительствуют определенным местам: это ≈ остаток старинного племенного генотеизма, предшествовавшего политеизму. С другой стороны, определенные классы людей поклоняются определенным божествам: правители, воины, земледельцы, ремесленники, торговцы - каждый своему. Отдельные моменты жизни также считались посвященными отдельным богам. Причины, лежащие в основе этих различных " ведомств" различных богов, очень разнообразны; отчасти они восходят к старинному анимизму, отчасти же явились последствием исторических условий и в своей совокупности еще далеко не разгаданы; но сами " ведомства" держались очень прочно в народном сознании, в особенности, когда их стало наглядно изображать искусство, совершенствование которого относится именно к нашему периоду; впоследствии они были сильно расшатаны так называемым синкретизмом, но тем не менее продержались в течение всего времени существования язычества и успели оказать влияние на народную веру христианских народов. Особенно ярко разграничены сферы небесных и хтонических богов; к ведению последних относятся все моменты вселения и выселения души, т. е. рождение, свадьба и смерть. Путем смерти человек окончательно из-под власти небесных богов переходит во власть хтонических. Это разграничение заставляет предполагать давнишний договор между богами; блюстительница этого договора (" правда") живет среди богов, человеческие законы суть отражения божеских. Боги подняли человеческий род тем, что приобщили его к правде. Боги не были создателями ни земли, ни людей. Земля предвечна; из нее произошли как боги, так и люди; все мифы сходятся между собой в том, что люди произошли от или из земли. Отсюда догмат: одного происхождения боги и смертные люди. Но, не будучи творцами людей, боги тем не менее несравненно могущественнее и совершеннее их; люди обязаны поддерживать общение с ними, средством для чего являются обрядности религии.

Обрядовая сторона. Языческая религия рассеяла наивные представления об ограничении могущества богов пределами места: Бог вездесущ. Это не мешает ему, однако, особенно любить известные места; на этих местах люди должны ему устроить какую-нибудь святыню, будь то каменный храм, или роща, или жертвенник, или обмотанные повязкой камень или дерево. Отсюда совмещаемые представления:

а) бог живет на небесах,

б) бог живет в храме или роще,

в) бог есть душа поставленного ему кумира или посвященного ему дерева.

Место для святыни указывает сам бог, либо непосредственно, путем появления во сне или наяву, либо косвенно, через своих пророков. Тот же бог указывает таким же путем и обряды, посредством которых он желает быть чествуем; эти обряды должны быть свято соблюдаемы и переходить без изменений от отца к сыну, от матери к дочери. Сюда относятся:

а)молитвы, б)жертвоприношения,

в) процессии, пиршества, игры, зрелища и т. п.

Старательным исполнением этих обрядов человек обеспечивает себе милость бога и получает право в свою очередь рассчитывать на его помощь; поэтому в случае несчастий предполагалось, что какой-нибудь бог разгневан на человека за нерадивое исполнение предписанных обрядов; оставалось узнать, в чем состоит упущение и как его исправить. А за этим естественнее всего обратиться к самому богу, и предпочтительно к тому, который " вещает людям непреложную волю богов", т. е. к жрецу. Дело в том, что бог всеведущ с тех пор, как рок перестал над ним тяготеть. Но бог не только всеведущ: он указал человеку средства узнать от него то, что считал удобным ему сообщить. Эти средства, вместе взятые, составляют ведовство; оно разделяется на естественное, по вдохновению, и искусственное, по приметам. Естественное ведовство было особенно в ходу, к пророчице обращались в особо важных случаях и частные лица, и государства. Кроме того, было множество других прорицателей, из коих некоторые примыкали к местным божествам; прорицания некоторых из них были собираемы и (вероятно, со многими апокрифическими) имелись у аскетов-отшельников. Из гаданий по приметам были особенно в ходу гадания по полету птиц и по внутренностям жертвенных животных.

Нравственная сторона религии вытекает из положения, что боги пекутся о людях, награждают добрых и карают злых. Первоначально под добрыми разумели благочестивых; но уже рано к первой заповеди: " чтить богов" была прибавлена вторая ≈ " чтить родителей", и третья ≈ " уважать гостя" (это ≈ т.н. три " заповеди Хирона"). Идеалом была добродетель-доблесть (α ρ ε τ ή), делающая человека видным среди всех; знатность, храбрость, ум, красота, блеск, слава, богатство (но не скрываемое, а обращаемое в блеск), обилие расположенных к доблести детей ≈ вот к чему следовало стремиться. Всем этим " добрый" выделялся из черни; но нужно было также позаботиться, чтобы он не стремился к чересчур высокому. Тиранов языческая религия преследовала; человек должен " познать себя", помнить, что " мера ≈ лучше всего" и не требовать для себя божеской участи; отсюда догмат о " зависти богов", которые карают тех, кто стремится к недозволенному. Вопрос только в том, где они его карают и, соответственно, награждают добрых. Языческая религия была склонна допустить возмездие здесь же, в земной жизни; но так как действительность слишком часто опровергает эту иллюзию, то допускались следующие коррективы: а) возмездие наступает не вдруг (" медленно мелют мельницы богов, но тонко"); б) за преступных родителей отвечают дети, за добрых награждаются дети; в) в исключительных случаях Бог переносит добрых в свой гиперборейский рай (темного царства преисподней Бог не ведает, предоставляя его тайны мистериям). В связи с этой нравственной стороной языческой религии стоит ее политическая сторона: жрецы пользовались всем своим влиянием для того, чтобы упрочить везде где только можно было «аристократический» режим».

 

Именно поэтому мы говорим о присутствии на З а мковой горе постоянного обиталища представителей «жреческого» братства. В нашем случае это братство «волков-волхвов». Они поддерживали общий «миро-порядок» союза племён, проводили обряды, охраняли территорию комплекса в период «событий» - общеплеменных ритуалов, совершали дальние походы. Из их среды выбирались вожди в военное время и князья-правители.

 

Как это происходило: со всеми ссылками, источниками, именами…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.