Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новое время. В конце XVII и на протяжении XVIII века монастырь и собор были частично перестроены в стиле барокко






Фрагмент рельефа

В конце XVII и на протяжении XVIII века монастырь и собор были частично перестроены в стиле барокко, в том числе при тридцать третьем аббате Плацидусе Кессенихе (1662—1698), при Йозефе Денсе (1698—1711) были созданы новые хоры, при Михаэле Годарте (1711—1718) библиотека, при Клеменсе Аахе (1718—1731) новая кафедра. В аббатстве появлялись новые барочные постройки.

27 сентября 1801 года аббатство было лишено французскими оккупационными властями своих имущественных прав, а 6 августа (по некоторым источникам — 2 августа) 1802 года перешло под управление Франции согласно эдикту Наполеона о секуляризации от 9 июня 1802 года. На следующий день после эдикта, 10 июня, умер еще не посвященный в сан Томас Купп, сорок первый и последний аббат Лаах, преемник умершего годом раньше Йозефа Мойрера (1766—1801). В дни гонений на католическую церковь, спустя 650 лет со дня смерти Гильберта, монастырь святой Марии при Лаах, в котором оставалось всего 17 монахов, остался без главы. Недвижимое имущество монастыря было передано в государственную собственность Франции; движимое же было собрано в зале для собраний и трапезной, педантично занесено в списки французскими комиссарами и также перешло в государственную (и частично — частную) собственность. В последующие годы все имущество было продано с торгов в Кобленце, главном городе Рейн-Мозельского департамента, и принесло французскому правительству немалые доходы, поскольку включало в себя богатые земельные владения, в том числе мозельские виноградники. Монастырь, по замыслу французских властей, должен был быть преобразован в тюрьму. Нерешенный вопрос о судьбе аббатства в конечном счете обернулся для него благом, поскольку Франция не спешила принимать решение о сносе здания.

В 1815 году аббатство было по решению Венского конгресса передано в распоряжение прусского правительства. Вскоре последовали попытки приватизации, но лишь когда Пруссия заявила о своей готовности снять аббатство с торгов, наконец определился покупатель. 24 января 1820 года бывшие монастырские постройки, озеро и угодья перешли во владение к начальнику окружного управления в Трире Даниэлю Генриху Делиусу, за сумму в 24900 талеров.[4] Поместье, которое он там обустроил, принадлежало после его смерти (1832) до января 1863 его детям Луи и Эдуарду Делиусам и жившей с ними вместе со своей семьей Кларе фон Аммон. После пожара 1855 года, в ходе которого сгорела келья настоятеля, по их просьбе восточное крыло собора было частично перестроено кёльнским архитектором Эрнстом Фридрихом Цвирнером в неоготическом стиле. В 1863 году немецкие иезуиты приобрели бывшее аббатство, возвели там школу-коллегиум и типографию, отстроили библиотеку и развернули активную религиозную публицистику. С этого времени место, где находится монастырь, получило новое название «Maria Laach», хотя употреблялось и латинское название monasterium Sanctae Mariae ad lacum или просто Sancta Maria ad Lacum. В ходе культуркампфа в 1892 году коллегиум был закрыт, и иезуиты предложили ордену бенедиктинцев вновь принять аббатство.

Приор Виллиброрд Бенцлер из аббатства Бойрон принял предложение, после того как добился разрешения на это на личной аудиенции у императора Вильгельма II 30 августа 1892 года. Уже 28 ноября того же года он вместе с некоторыми другими монахами поселился в монастыре, временно опять ставшем приорством. 15 октября 1893 года, спустя 737 лет после первого освящения, обитель была повторно освящена как аббатство под именем «Мария Лаах», а приор Виллиброрд Бенцлер стал его сорок вторым аббатом. Хотя собор был возвращен бенедиктинцам лишь в 1924 году, им было разрешено использовать его после того, как они заключили соглашение (simultaneum) с евангелической церковью о его совместном использовании, — впрочем, почти не применявшееся на практике.

Вильгельм II, считавшийся хозяином собора, в 1898 году воздвиг в нем новый алтарь по проекту известного берлинского архитектора Макса Шпитты (разобранный после 1945 года) и активно участвовал с 1905 года в мозаичной отделке интерьера собора. По его предписанию в конхе главной апсиды был изображен Христос Пантократор, по образцу апсиды собора Монреале.

Новые здания строились на территории монастыря и в XX веке: в 1901—1913 гг. — П. Людгером Ринклаге, в 1928-29 гг. — франкфуртским архитектором Мартином Вебером.

В 1933 году на протяжении года в монастыре скрывался под именем «брата Конрада» смещенный со своего поста национал-социалистами кёльнский обер-бургомистр, будущий бундесканцлер Германии Конрад Аденауэр, которому помог настоятель монастыря, его школьный товарищ Идельфонс Хервеген. 12 апреля 1933 года в аббатстве принес обет послушника друг Хервегена, теолог Иоганн Пинск. После Второй мировой войны он отстроил заново разрушенную при бомбардировке церковь Матери Скорбящей в Берлин-Ланквитц, в которой служил священником, по образцу Лаахского собора, при этом сделал бывший неф преддверием входа в трансепт, ставший теперь местом богослужения.

В это время монастырь насчитывает большое число братьев (182 в 1934 году), в нем основывается типография «ars liturgica». При аббате Идельфонсе Хервегене монахами активно исследуется процесс литургического богослужения. В 1948 году был создан собственный институт, посвященный этой дисциплине.

В 1937 и 1956 гг. были начаты два крупных реставрационных проекта, призванные приблизить к первоначальному облику сначала экстерьер, а затем и интерьер Лаахского собора. В 1950-е гг. проводились работы под руководством Стефана Лойера, кёльнского профессора церковного строительства и архитектуры, ученика Доминикуса Бёма.

Здание

Собор Марии Лаах — одно из наиболее сохранившихся и примечательных зданий в романском стиле в Германии. Это связано прежде всего с тем, что собор практически не перестраивался в более позднее время. Изменения в готическом стиле (заостренные навершия башен) и барокко (расширенные окна бокового нефа) были убраны в ходе реставрационных работ в XX веке. Несмотря на свой возраст, здание выглядит гармоничным и полностью соответствующим своему времени.

При постройке монастыря использовался так называемый план святого Галла, представленный на Ахенском синоде 816 года аббатом монастыря святого Галла Гоцбертом и Бенедиктом Анианским. Для строительства использовались коричнево-желтый лаахский туф, белый известняк из Лотарингии, на ранних стадиях — красный песчаник с реки Килль, затем серый туф из Вайберна, авгитовая лава из гор Айфеля. Крыши были первоначально покрыты медью, но в XIX веке она была заменена шифером.

По форме собор представляет собой базилику с колоннами, двумя хорами, тремя нефами и двумя трансептами, увенчанную шестью башнями. Над обоими трансептами высится по башне. На западе от центральной башни с колокольней находятся две более низкие круглые башни; напротив, к восьмиугольной средокрестной башне с востока примыкают две более высокие квадратные башни. Ранее она возышалась над ними, но после реставрации ей была возвращена плоская крыша в романском стиле. Восточная часть собора была закончена в 1177 году, а западная — в 1230. Три боковые башни не имеют ничего внутри, и лишь в северо-западной находится винтовая лестница. В южной круглой башне раньше также находились колокола. Внешние стены украшены лопатками. Особенностью храма является также построенный после завершения самого здания парадиз (1225—1235). Снаружи собор украшен рельефами с мифологическими существами и растительным орнаментом.

Таким образом, Лаахский собор построен в традиции крупнейших соборов рейнских городов — Шпайера, Майнца и Вормса. Его внешний вид воплощает романскую идею «Божьей крепости», которую только усиливает сравнительно короткий неф. В структуре здания господствуют четкие и простые линии. В плане оно образует крест — символ христианства. Западная часть церкви ориентирована на заход солнца — темную сторону — и предназначалась для знати («военного сословия»), восточная — на восход, сторону света, и предназначалась для духовенства («ученого сословия»), а находящийся между ними неф был отведен для простонародья — «кормящего сословия».

Внутри базилика оформлена также весьма просто, без вычурных декораций и аркад. В начале XIII века вместо деревянного накатного потолка в среднем нефе появился каменный свод. В восточном хоре, где проводятся мессы и находятся места для певчих, располагается уникальный алтарь с киворием. Киворий представляет собой покоящийся на колоннах балдахин; он был приобретен аббатом Дитрихом II фон Леменом в 1256 году. В то время он покрывал недавно созданное надгробие основателя монастыря Генриха II фон Лаах, ранее находившееся в клуатре, поскольку неф не был закончен. Теперь же его прах был захоронен неподалеку от четвертой с запада пары колонн нефа. Усыпальница представляла собой нишу с саркофагом, над которой находилось надгробие с великолепной фигурой Генриха, выполненной из дерева. С XVII века балдахин осеняет главный алтарь собора. При аббатах Альберте и Грегоре был создан леттнер (алтарная перегородка); в XVII веке он был разрушен, но его скульптурные детали, включая фигуру Самсона, хранятся и сейчас в музее монастыря. При аббате Теодерихе были надстроены в готическом стиле башни — их навершия стали более крутыми, и на них появились карнизы; также при нем в восточном хоре появились окна в раннеготическом стиле. Пятнадцатый аббат, Виганд фон Паннау (1335—1360), закончил надстройку башен. Во время служения двадцать второго аббата, Симона фон дер Лайена, по его настоянию был надстроен парадиз, а часть колонн расписана фресками с изображениями святых Бенедикта (основатель ордена, юго-западная колонна западного хора), Николая (один из покровителей собора, северная сторона той же колонны; на фреске изображен среди прочих аббат Симон) и Христофора (южная сторона северо-западной колонны). До XIX века включительно двойные двери парадиза были заперты. В последующие годы монастырские здания частично перестраивались.

В XVI веке в соборе насчитывалось 16 алтарей, посвященных различным святым: один в западном хоре, восемь в нефе, два в восточном хоре, по одному в боковых апсидах трансепта, один в sacellum (святилище) в северной части трансепта и два в крипте. Находящийся в нефе рядом с могилой основателя монастыря «алтарь десяти тысяч мучеников» часто служил монахам, принявшим сан священника, для проведения первой мессы. В XVII веке эти алтари были убраны и частично заменены другими алтарями и сооружениями. Расположение и предназначение алтарей описал аббат Иоганн V Августин Маххаузен в своем сочинении Rituale Hyparchiae.

В 1662—1668 гг. при аббате Плацидусе Кессенихе (1662—1696) проходило оформление внутреннего убранства церкви в стиле барокко. По его распоряжению был опущен уровень западного хора и поднят пол нефа, чтобы переместить в западный хор гробницу Генриха II, как в более подобающее место. В дальнейшем по его приказу были расширены окна бокового нефа в барочном стиле; в XX веке им было возвращено первоначальное состояние. Его преемники Йозеф Денс (1696—1711) и Клеменс Аах (1718—1731) заменили старые хоры времен фон дер Лайена новыми и установили в соборе резную кафедру. При аббате Йозефе II Мойрере в 1775 году архитектор Иоганн Зайц, ученик Бальтазара Неймана, пристроил к монастырскому зданию «крыло Йозефа». Вместе с мансардой, построенной П. Л. Ринклаке, оно существует и по сей день. Из монастырских построек эпохи Средневековья и Ренессанса сохранилась лишь башня часовни святого Николая, построенная при аббате Грегоре; сама же часовня была снесена в 1757 году по повелению аббата Генриха III Артца, а на ее месте воздвигнута новая.

В XIX веке были проведены две масштабные кампании по реставрации (в 1830-40-х и в 1880-х гг.), призванные устранить серьёзные повреждения (в частности, свода и крыши). Причинами повреждений были в том числе новый сток, построенный семейством Делиус в 1842—1844 гг. пятью метрами ниже старинной штольни Фульберта и заметно понизивший уровень воды в Лаахском озере, а также пожар 1885 года, в ходе которого выгорели фасад монастыря и келья настоятеля. Около 1830 года вернули первоначальный облик парадизу за счет сноса верхнего этажа; его следы еще долго можно было видеть на фасаде собора.

В 1891 году аббатство закупило шесть новых колоколов у бельгийского колокольного завода Adrien Causard (Теллин); этот завод существовал вплоть до 1970-х гг., а затем был переоборудован в музей колоколов. Не считая Шпайерского собора, Лаахский собор — единственная церковь в земле Рейнланд-Пфальц, в которой представлен полный колокольный ансамбль. В 1902 году начались первые работы по восстановлению романского облика собора, и окнам бокового нефа был возвращен первозданный облик.

Львиный фонтан

Во время масштабных реставрационных работ 1937 года были убраны элементы поздней готики и барокко (заостренная крыша центральной башни, орнамент в виде трилистника), а также закончен Львиный фонтан в Hortus conclusus (закрытом саду) парадиза. В 1956 году, к 800-летию со дня освящения, внутреннее убранство собора также было приведено к первоначальному виду. Были заново заложены основания колонн. В 1991 году колокольный ансамбль собора был пополнен шестью новыми колоколами завода Бахерт по случаю 900-летнего юбилея со дня основания монастыря.

Аббаты

За историю аббатства Лаах его возглавляли 40 (41) аббатов, соответственно с 1138 по 1801 (1802) год. Расхождение в оценках вызвано тем, что сорок первый аббат, Томас Купп, умер, не успев официально принять сан; начавшаяся вскоре секуляризация временно прекратила существование аббатства. Мало кто из них занимал свою должность десятилетиями; это Дитрих (Теодерих) II фон Лемен (1256—1295), служивший аббатом 39 лет и проживший еще 12 лет после этого, его преемник Куно (1295—1328) — 33 года, Вильгельм II фон Лойтесдорф — 40 лет, Йозеф Мойрер — 35 лет. Два аббата, как седьмой аббат Дитрих (Теодерих) I Трирский (1235—1248), после окончания своей службы ушли в другие монастыри (монастырь миноритов в Андернах). Около шести аббатов ушли в отставку, один был отстранен от своей должности. Помимо первых шести аббатов, вели активное строительство Дитрих II, Виганд II фон Панау, в стиле барокко — Плацидус Кессених, Михаэль Годарт, Йозеф I Денс, Клеменс Аах.

Герб

Герб аббатства упоминается впервые в 1636 году, хотя был вручен ему только в 1718 году. Он использовался преимущественно вместе с гербом аббата и обычно укреплялся на фронтонах и входах в монастырские здания и дворы. В правой части геральдического щита на голубом фоне был изображен серебряным или белым цветом вестверк собора (три западные башни, обычно одинаковой высоты, и атриум), в левой — на золотом фоне половина черного, армированного красным орла, изредка с нимбом. Позднее герб был частично переработан. Сейчас его можно увидеть над входом в парадиз, где он отражает статус собора — «Базилика минор», а также на монастырской печати (где он представлен без красок). Девиз герба гласит: «Pax in virtute» (лат. мир в добродетели).

 

 

Христианский собор
Бамбергский кафедральный собор Bamberger Dom
Страна Германия
Город Бамберг
Конфессия Католицизм
Епархия Бамбергская епархия
Тип здания собор
Архитектурный стиль романский стиль с элементами готики
Основатель Генрих II Святой
Строительство 1004—1217 годы
Состояние Действующий собор

Бамбергский кафедральный собор (официально Бамбергский кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия, нем. Bamberger Dom, Bamberger Dom St. Peter und St. Georg) — один из семи имперских соборов Германии.

 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.