Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синектичний метод і можливості його застосування у політичному аналізі.






Другой достаточно интересной методи­кой очной дискуссии представляется синектика (в пере­воде с греческого «синектика» означает соединение абсолютно раз­личных элементов), автором которой является У. Гордон. Если тщательно сле­довать его рекомендациям, то синектику, строго говоря, нельзя от­нести к классу методов экспертных оценок. Это связано с особым пониманием роли экспертов в процессе обсуждения проблем. Со­гласно точке зрения У. Гордона, наиболее верные решения могут предлагать отнюдь не специалисты, а дилетанты в изучаемых вопросах. По его мнению, эксперты-ученые всегда стремятся придерживаться рамок своей науки, не выходя за их пределы, что не позволяет им разглядеть принципиально новые горизонты знания.

 

Наука загоняет их в четко обозначенные грани­цы, они тонут в ее обыденности и уже не могут посмотреть на про­блему с неожиданной, нетрадиционной точки зрения. Поэтому У. Гордон считает, что группа абсолютно разных с профессиональ­ной точки зрения людей может принимать решения в самых раз­личных областях. Для этого ее необходимо «вооружить» опреде­ленными приемами, с помощью которых возможно будет продуци­ровать новые, нестандартные решения.

 

Роль экспертов сводится У. Гордоном к функции постового, регулирующего уличное движение. Его основной задачей является проверка каждой новой идеи, предложенной группой, на подлинность с научной точки зрения, после чего он может давать разрешение на «проезд» следующему варианту. Таким образом, основной функций экспертов становится профессиональная оценка предложений, исхо­дящих от других членов дискуссии. Кроме того, им следует вводить участников группы в курс проблемы, рассказывая о ее профессиональ­ных нюансах. Эксперты, согласно У. Гордону, должны сделать для чле­нов группы незнакомое понятным, в то время как сами члены группы — неспециалисты в обсуждаемой проблеме — должны сделать для экспертов знакомое непонятным, т.е. попытаться выйти за рамки логики той науки, которую они представляют.

 

Отметим, однако, что У. Гордон исследовал решение научных задач в технических областях, где действительно велико количество рутинных проблем, которые формируют у специалис­тов своеобразную логику, за рамки которой они не могут пересту­пить. Занимаясь однотипными задачами, они, столкнувшись с не­стандартной ситуацией, начинают пытаться разрешить ее с точки зрения уже отработанных наборов решений, которые не сра­батывают при применении их в нетривиальных случаях. Аналогич­ным образом действуют и компьютерные экспертные системы.

 

Но это не относится к политической сфере — здесь эксперты сталкива­ются с постоянно обновляющимися задачами, каждая из которых не похожа на уже возникавшие проблемы. Здесь невозможно нара­ботать какую-то определенную универсальную логику решений, поскольку уникальные задачи являются не редкостью, а повседнев­ной практикой. В этой связи мы вынуждены отказаться от крити­ческого отношения У. Гордона к экспертам, что тем не менее не мешает взять на вооружение разработанные им процедуры.

 

Процесс синектики на первый взгляд во многом напоминает брейнстоминг — на начальном этапе также происходит вы­работка как можно большего числа возможных решений, причем зачастую взаимоисключающих, для чего используются так называемые синекторы — ведущие дискуссии, управляющие ее ходом.

 

Однако У. Гордон особенно выделяет психологические приемы, с помощью кото­рых можно качественно обогатить данный процесс. Ключевую роль в этом должны сыграть суждения по аналогии, которых, согласно У. Гордону, существует 4 вида: личностная, прямая, символическая и фантастическая. На сегодняшний день применение этих аналогий практикуется при решении политических проблем крайне ред­ко, и поэтому их краткое рассмотрение может показаться интересным.

 

Личностная аналогия предполагает идентификацию принима­ющего решение лица с кем-либо. Например, при разработке изби­рательной кампании можно попробовать поставить себя на место потенциального избирателя и смоделировать его поведение. Осо­бое внимание следует обратить на использование личностной ана­логии при анализе реакции различных категорий людей, и особен­но потенциальных противников, на возможное решение.

 

Такая прак­тика широко применяется в ряде западных стран: ряд экспертов, получивших название «группы противодействия», представляют себя на месте оппонентов решения и пытаются спрогнозировать их возмож­ные действия. Затем на основании их выводов может происходить корректировка самого решения и разработка возможных контрмер.

 

Вторым видом аналогии является прямая аналогия: человек ищет в окружающем мире ситуацию, схожую с проблемной, но от­носящуюся совершенно к другой предметной области, и пытается экстраполировать принцип действия наблюдаемого объекта на объект своего исследования. Например, попытка перенести систе­му муравейника или пчелиного улья на человеческое сообщество будет являться прямой аналогией. В качестве прямой аналогии можно привести также представление Г. Спенсером общества как человеческого организма.

 

Третий вид — аналогия символическая — похож на прямую ана­логию, но теперь вкачестве образца берутся объекты, принцип дей­ствия которых эксперт объяснить не может. Но осознание того факта, что этот объект, несмотря на кажущуюся невозможность, все-таки функционирует, становится источником творческого вдохно­вения для участников обсуждения. Стоит отметить, что при обсужде­нии политических проблем аналогии такого типа трудноприменимы.

 

Четвертым видом аналогии является аналогия фантастическая. Ее смысл заключается в том, что вы даете волю своим самым бур­ным фантазиям, затем постепенно «приземляя» их и приспосабли­вая к решаемой проблеме. У. Гордон был убежден, что фантастические на первый взгляд проекты могут плавно перерасти в вполне здравые и наиболее оптимальные решения. Фантастическое реше­ние становится своеобразным эталоном, к которому затем необхо­димо максимально приблизиться.

 

Подобные идеи в сфере научно­го анализа ранее выдвигал М. Вебер — именно он предложил концепцию идеального типа, являющегося эталоном и абстрактно задающимся исследователем, который затем анализирует все реаль­но существующие системы в сравнении с ним. В сфере управле­ния сходная мысль высказывалась Р. Акоффом, разработавшим стратегию идеального планирования, суть которого близка к фан­тастической аналогии: группа экспертов решает, как в идеале должно выглядеть решение проблемы, а затем происходит попытка выработать план действий, наиболее соответствующий идеалу.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.