Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Афферентная моторная афазия






Это последняя форма афазии, при которой страдает парадигматическая система языка. Она возникает при поражении задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы (поля 7, 40).

Для порождения речи говорящий прежде всего должен использовать систему артикуляций, на которой основана звукомоторная организация языка. Эта система артикуляций построена по принципу противопоставлений, т.е. система артикуляций носит парадигматический характер, и ее нарушение приводит к афферентной моторной афазии (или кинестетической).

Центральным механизмом при афферентной афазии является нарушение кинестетических ощущений. Центральный дефект – нарушение тонких артикуляционных движений, проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков и слов. В основе этого дефекта лежит нарушение адресации нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ, языка. Больные не могут быстро и без напряжения артикулировать слова и звуки. Поэтому и происходит замена одних звуков другими близкими по месту и способу происхождения (т-д-л-н, к-г-х, в-ф, с-з-ц-ш). Все это приводит к нарушению устной экспрессивной речи. От дизартрии такое нарушение отличается тем, что иногда требуемые звуки произносятся достаточно чисто, отсутствует смазанность и монотонность речи, характерная для псевдобульбарной дизартрии.

Клиническая картина проявляется либо в полном отсутствии экспрессивной речи, либо в обилии литеральных парафазий во всех видах экспрессивной речи (спонтанная речь, повторная речь). Автоматизированные формы речи остаются более сохранными (пение, стихи, имена близких людей).

В психологической картине обнаруживается нарушение звена звукоразличения в структуре речи, т.е. нарушение сенсорно-моторного уровня ее организации в звене кинестетического анализа звуков, что ведет к нарушению создания моторной программы речи.

В отличие от эфферентной афазии при афферентной афазии более сохранен непроизвольный уровень организации речи. Трудности начинаются, как только нужно осознанно произнести, повторить звук, слово, фразу.

Нарушаются все функции, виды и формы речи.

Теперь более подробное описание речевого статуса по разделам (спонтанная речь, автоматизированная речь…) и по степени выраженности.

Спонтанная речь

При грубой степени выраженности дефекта спонтанная речь практически отсутствует, имеется лишь речевой эмбол (ну, вот, и). Он экспрессивно насыщен, богато интонирован. В момент сильно эмоционального напряжения возможно произнесение автоматизированных речевых штампов «давай», «как же так?», «не знаю». Широко пользуются жестом и мимикой.

При средней степени выраженности дефекта спонтанная речь бедна, состоит из отдельных слов. Фраза возможна лишь у отдельных больных. Имеются аграмматизмы согласования, трудности употребления предлогов. Активный словарь состоит из высокочастотных слов – бытовая тематика. Произносительные трудности проявляются в поисках отдельных артикулем – звуковые искажения, литеральные парафазии. Темп речи нормальный, речевая активность достаточна, но в основном коммуникативная речь носит диалогический характер.

При легкой степени выраженности дефекта спонтанная речь достаточно развернута. Фраза развернута. Отдельные аграмматизмы. Словарный запас богат: не только бытовая лексика, но и малочастотные слова. Охотно вступает в общение. Речевая активность достаточно высока.

Автоматизированная речь

При грубой степени выраженности дефекта автоматизированная речь отсутствует. Иногда возможен сопряженный или отраженный счет, пение со словами.

При средней степени выраженности дефекта автоматизированная речь возможна. Произносительные трудности в ней значительно сглажены.

При легкой степени выраженности дефекта автоматизированная речь полностью сохранна.

Повторная речь

При грубой степени выраженности дефекта повторная речь, как правило, отсутствует, только может повторить гласные. В отдельных случаях повторение губных согласных. Повторная речь несколько опережает спонтанную: повторяет отдельные звуки, слова и простые фразы. При этом произносительные трудности менее выражены, чем в спонтанных высказываниях.

При средней степени выраженности дефекта повторная речь не страдает. Имеются некоторые произносительные трудности, но меньше, чем при спонтанной.

При легкой степени выраженности дефекта повторная речь сохранна.

Диалогическая речь

При грубой степени выраженности дефекта диалогическая речь отсутствует. Иногда возможны слова «да», «нет».

При средней степени выраженности дефекта диалогическая речь доступна, но ответы носят стереотипный характер. Имеется тенденция к использованию слов, содержащихся в вопросе, для формулировки ответа (Что здесь нарисовано? Нарисовано здесь…).

При легкой степени выраженности дефекта диалогическая речь полностью сохранна.

Называние

При грубой степени выраженности дефекта – называние отсутствует («это», «значит» – эмболы).

При средней степени выраженности дефекта возможно называние отдельных часто употребляемых предметов и наиболее распространенных действий.

При легкой степени выраженности дефекта называние как функция не страдает.

Фраза по сюжетной картинке

При грубой степени выраженности дефекта не доступно составить фразу.

При средней степени выраженности дефекта возможно составление простой по синтаксической конструкции фразы, бытового содержания. Трудности употребления предметов.

При легкой степени выраженности дефекта достаточно легко составление фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов

При грубой степени выраженности дефекта пересказ невозможен.

При средней степени выраженности дефекта – возможен лишь в форме ответов на вопросы или по подробному плану.

При легкой степени выраженности дефекта пересказ возможен, но трудности формулирования сложных фраз, отдельные аграмматизмы. Свободному изложению мешают и произносительные трудности, характерные для экспрессивной речи в целом.

Понимание речи

При грубой степени выраженности дефекта в общем понимают обращенную к ним речь (ситуативно-бытовую). Не совсем доступны пониманию сложные логико-грамматические обороты (сын отца, отец брата, квадрат под кругом). Иногда имеются элементы отчуждения смысла слова при показе предметов, частей тела, а также в выполнении устных инструкций. Это связано из-за невозможности полноценной опоры на проговаривание при восприятии на слух соответствующих слов-названий. Не в состоянии понимать речь по радио, развернутую монологическую и диалогическую речь. Фонематический слух первично не страдает, хотя дифференциация оппозиционных фонем (с-ш, с-ц) затруднена. Нарушение кинестезии.

При средней степени выраженности дефекта понимают обращенную речь, справляются с показом предметов и частей тела, с выполнением устных инструкций. Развернутую монологическую речь, по радио часто не понимают. Затруднения в осмыслении слов с переносным значением, пословиц. Фонематический слух сохранен.

При легкой степени выраженности дефекта понимание речи сохранено.

Объем слухоречевой памяти

При грубой степени выраженности дефекта определить не удается из-за грубости первичного дефекта.

При средней степени выраженности дефекта объем снижен за счет трудностей проговаривания, подкрепляющего процесс удержания воспринимаемого акустического ряда.

При легкой степени выраженности дефекта – практически не снижен.

Состояние функций чтения

При грубой степени выраженности дефекта чтение грубо нарушено. Имеются лишь элементы чтения «про себя». Чтение вслух отсутствует – даже автоматизированных рядов. Возможно чтение вслух имен близких людей – мужа, дочки, сына… Буквы вслух не прочитывает, но иногда правильно показывает букву по ее названию.

При средней степени выраженности дефекта чтение возможно, но сопровождается произносительными трудностями. Буквы прочитывает и узнает. Часто чтение по догадке.

При легкой степени выраженности дефекта чтение практически не нарушено, за исключением отдельных ошибок в сложных по звуковой структуре словах, отражающих общие нарушения произношения.

Состояние функции письма

При грубой степени выраженности дефекта – отсутствует. В состоянии лишь написать свою фамилию. Списывание с трудностями самокоррекции. Невозможно письмо под диктовку даже тех букв, которые узнают по названиям. Звукобуквенный анализ состава слова страдает грубейшим образом: не в состоянии определить количество букв в слове, вставить пропущенную букву даже в простое слово (кот, дом – из 3-х букв).

При средней степени выраженности дефекта письмо грубо нарушено. В состоянии списывать слова и даже простые фразы, но не справляются с этим же материалом под диктовку. Главная причина – первичный распад связи артикулема-графема. При попытках письма многократно повторяют каждый звук слова, много пропусков литеральных парафазий (дом-том-ком-ном). Звукобуквенный анализ состава слова существенно страдает.

При легкой степени выраженности дефекта письмо нарушено не грубо. Под диктовку могут написать простые тексты. Письмо «от себя» страдает более, хотя попытки письменной коммуникации имеют место (записки родственникам, поздравления).

Состояние орального, артикуляторного и символического праксиса

При грубой степени выраженности дефекта оральный праксис при грубой афферентной афазии нарушен. Справляются лишь с имитацией простых оральных поз. Выполнение их по устной инструкции в большинстве случаев невозможно. Поиски позы, проявляющиеся в беспорядочных движениях языка и губ. Не могут повторять отдельные звуки, особенно гласные. Несколько облегчает задачу опора на визуальный артикуляторный образ фонемы. Символические оральные движения (поцелуй, дутье, плевок) существенным образом затруднены.

При средней степени выраженности дефекта имеются выраженные нарушения орального праксиса. Однако отдельные позы больные выполняют не только по образцу, но и по устной инструкции. Частые ошибки, поиски позы. Артикуляторный праксис также изменен, смешивают близкие по артикуляции звуки. Символический праксис страдает, но избирательно.

При легкой степени выраженности дефекта отмечаются легкие нарушения орально-артикуляторного праксиса, проявляющиеся в основном в усложненных условиях. Символический праксис не страдает.

Состояние функции счета

При грубой степени выраженности дефекта справляются с простыми счетными операциями, предъявляемыми в письменной форме. Первично разрядное строение числа не страдает. Однако устный счет, а также сложные действия, требующие «запоминания» каких-либо звеньев, недоступны больным (из-за отсутствия полноценной опоры на проговаривание).

При средней степени выраженности дефекта первичных нарушений счета не обнаруживается. В счетных сложных операциях выявляются ошибки, связанные, возможно, с общими изменениями мышления нейродинамического характера.

При легкой степени выраженности дефекта акалькулия в большинстве случаев не выявляется.

5. Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднелобных отделов коры мозга (44 поле или зона Брока) – премоторная зона коры головного мозга. Этой зоной осуществляется линейная, временная организация движения. Образуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении. Например, в слове «кот» обязателен лишь такой, а не иной порядок звуков. Следовательно, при эфферентной моторной афазии страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание.

Центральным механизмом данной формы афазии является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннерваций, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую.

В клинической картине она проявляется в персеверациях (патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия, слога, слова. В основе персевераций лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия). Персеверации затрудняют или делают совсем невозможной устную речь. Произнесение отдельных звуков в этом случае остается сохранным; устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Персеверации увеличиваются с увеличением упорных попыток больного произнести слог, слово, предложения. Однако то же самое слово (предложение) больной нередко может произнести в ситуации произвольной. Осознанной речи с помощью удлинения пауз при произнесении слова. В связи с этим устная речь отсутствует полностью, замещаясь одним-двумя речевыми осколками-эмболами (ну-вот, черт возьми).

Дефекты переключений, персевераций идут на фоне нарушения просодики речи, т.е. нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации: голос плохо модулирован, слоги равноударные, речь скандированная. Спонтанная речь изобилует стереотипами.

Психологическая картина нарушения речи. Только при этой форме афазии имеет место симптом трудности включения в активную речь. При попытке спонтанного высказывания, при ответной реплике в диалоге больные не могут начать фразу. Если только удается произнести первое слово, то нередко он произносит и всю фразу.

В нейропсихологический синдром эфферентной моторной афазии входит также и нарушение чтения и письма, возникающее из-за нарушения того же механизма; нарушаются предметные действия (апраксия).

Рассмотрим состояние речевой функции при эфферентной афазии по разделам (спонтанная речь, автоматизированная речь, повторная речь…) и по степени выраженности.

Спонтанная речь

При грубой степени выраженности дефекта спонтанная речь крайне бедна или полностью отсутствует. Состоит в основном из хорошо упрочненных слов, преимущественно номинаций. Имеются значительные произносительные трудности, проявляющиеся в «застревании» на отдельных фрагментах слов. Интонация бедная, речевая активность средняя.

При средней степени выраженности дефекта больные в состоянии передать в общих чертах свою мысль. Однако фразовая речь практически отсутствует. Имеется аграмматизм типа телеграфного стиля. Словарь представлен в основном существенными, частотными глаголами в инфинитиве. В сложных по звуковой структуре словах выражены трудности артикуляторных переключений. Имеются ошибки в ударениях. Отсутствует плавность, речь носит разорванный характер.

При легкой степени выраженности дефекта спонтанная речь достаточно развернута, фраза однообразна по синтаксической структуре, однако отмечается большое количество речевых штампов, маскирующих трудности речевого программирования. Выявляются отдельные аграмматизмы. Словарный запас разнообразный. Высказывания не всегда носят ситуативный характер. Возможна монологическая речь на определенные темы.

Автоматизированная речь

При грубой степени выраженности дефекта в большинстве случаев имеют место элементы автоматизированной речи: сопряженный и отраженный счет, пение со словами. Обратный счет недоступен.

При средней степени выраженности дефекта автоматизированная речь прямая доступна (понедельник, вторник; январь, февраль; 1, 2, 3), обратная нет. Произносительные трудности в этом виде речи несколько сглажены.

При легкой степени выраженности дефекта автоматизированная речь сохранна.

Повторная речь

При грубой степени выраженности дефекта возможно повторение отдельных звуков как с опорой на артикуляторный образ, так и по акустическому образцу. Повторение слогов затруднено из-за трудностей артикуляторных переключений. Больные не в состоянии слито в открытый простой слог согласный и гласный звуки. Воспроизведение слова, как правило, не удается. Повторная речь появляется раньше спонтанной.

При средней степени выраженности дефекта повторная речь возможна. Справляются с повторением звуков, слогов, слов и простых фраз. Однако в более сложных по синтаксической структуре фразах допускают аграмматизмы (Женщина купила корову – женщина купил корову, женщины купил корову).

Имеются артикуляторные трудности при произнесении слов. Страдает и просодический компонент высказывания. С трудом передают интонацию вопроса, восклицания.

При легкой степени выраженности дефекта повторная речь с незначительными произносительными трудностями, проявляющимися в отсутствии плавных артикуляторных переходов внутри слова (тенденция к послоговому произношению (мо…ло…ло…ток)).

Диалогическая речь

При грубой степени выраженности дефекта больным доступны простые виды автоматизированной речи (например, – Как ваша фамилия? – Иванов. – Кем работаете? – Директор столовой). Однако чаще всего отмечаются эхолалии, прямое использование текста вопроса для ответа (На что вы жалуетесь? «На что вы жалуетесь?» Разговор у вас хороший? «Разговор хороший…» Или плохой? «Или разговор плохой…»).

При средней степени выраженности дефекта диалогическая речь в общем сохранена, однако наблюдается стереотипность ответов, персеверации (Какая у вас семья? Сколько человек? Расскажите, кто именно? «Сын… то есть… сын… дочь… два сына… то есть это два сына… два сына». На самом деле у больного сын и дочь). Выражены трудности переключения с одного фрагмента слова на другой.

При легкой степени выраженности дефекта диалогическая речь близка к норме, но остается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных видов речи. Имеются и специфические произносительные трудности.

Называние

При грубой степени выраженности дефекта возможны отдельные высокочастотные номинации. Называнию препятствуют персеверации, проявляющиеся в «застревании» на предыдущих словах, трудности артикуляторных переключений. (Например, картинки: карандаш – карандаш; туфли – это… как его… туфли; заяц – медведь… то есть…).

При средней степени выраженности дефекта называние как функция нарушено не грубо. Однако трудности звуковой (артикуляторной) организации слова довольно значительны. Кинетическая мелодичность слова изменена. Слоговая структура часто нарушена.

При легкой степени выраженности дефекта называние в общем сохранено, однако имеется определенный словарный дефицит. Больные редко «дают» малочастотные названия, избегают слова со сложной звуковой структурой.

Фраза по сюжетной картинке

При грубой степени выраженности дефекта составление фраз по сюжетной картинке практически недоступно.

При средней степени выраженности дефекта больные составляют лишь очень простые по синтаксической структуре фразы. Часты пропуски названий действий, реже – предметов, служебных частей речи, в окончаниях. Это элементы телеграфного стиля, но имеются и произносительные трудности.

При легкой степени выраженности дефекта справляются с составлением по сюжетной картинке фраз относительно простых грамматических моделей. Встречаются отдельные аграмматизмы.

Пересказ текстов

При грубой и средней степени выраженности дефекта у больных обнаруживают дефекты, сходные с дефектами у больных тех же групп при афферентной моторной афазии, т.е. пересказ невозможен.

При легкой степени выраженности дефекта имеются трудности конструирования фразы, элементы аграмматизма типа телеграфного стиля. Высказывания бедны просодически, есть отдельные артикуляторные застревания.

Понимание речи

При грубой степени выраженности дефекта первичные расстройства функции понимания отсутствуют. Но имеют место трудности восприятия речи из-за инертности в области переключения слухового внимания, а также неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.

При средней степени выраженности дефекта особенности понимания аналогичны, но менее выражены, чем при грубой форме.

При легкой степени выраженности дефекта понимание речи то же, что и при легкой степени афферентной моторной афазии – практически сохранено.

Объем слухоречевой памяти

Дефекты те же, что и при афферентной афазии.

При грубой степени выраженности дефекта объем слухоречевой памяти определить невозможно из-за грубого первичного дефекта.

При средней степени выраженности дефекта объем слухоречевой памяти сужен – из-за трудностей проговаривания.

При легкой степени выраженности дефекта объем слухоречевой памяти практически не сужен.

Состояние функции чтения

При грубой степени выраженности дефекта чтение практически отсутствует, за исключением способности к прочитыванию отдельных букв. Поскольку нет первичного распада связи «артикулема-графема». Прочитывание слогов – со значительными артикуляторными затруднениями. Чтение слов недоступно. Вместе с тем имеются некоторые возможности глобального чтения (раскладывание подписей под картинками).

При средней и легкой степени выраженности дефекта дефекты такие же, как при афферентной моторной афазии – чтение возможно, но сопровождается произносительными трудностями. Иногда больные без труда читают отдельные слова. Однако если два изолированных слова чередуются много раз подряд, то возникают явления персевераций. Например: снег – снег, луна – луна, снег – слуна, луна – луна, снег – лу…но, луна – луна, снег – сло ….

Состояние функций письма

При грубой степени выраженности дефекта как и при афферентной форме письмо отсутствует («рабское копирование»).

При средней и легкой степени выраженности дефекта в письме под диктовку большое количество литеральных парафазий, обусловленных персеверациями и пропусками не только согласных, но и гласных звуков. Однако в целом при эфферентной афазии распад связи «артикулема-графема» менее выражен, чем при афферентной ее форме.

Состояние орального, артикуляторного и символического праксиса

При грубой степени выраженности дефекта оральный праксис грубо нарушен по премоторному типу. Больные справляются с воспроизведением отдельных поз, но затрудняются в осуществлении артикуляторных переключений. При попытках воспроизведения серии оральных поз возникают искажения, застревания на отдельных элементах. То же самое наблюдается и в артикуляторном праксисе: изолированные звуки больные повторяют относительно свободно. Однако задание воспроизвести серию звуков вызывает существенный артикуляторный сбой. В переключении с одного символического движения на другое – выраженные персеверации.

При средней степени выраженности дефекта имеются выраженные нарушения орально-артикуляторного праксиса. Переключение с позы на позу, с артикулемы на артикулему затруднено, особенно в усложненных условиях. В символическом праксисе – персеверации.

При легкой степени выраженности дефекта отмечаются негрубые расстройства в сфере орально-артикуляторного праксиса по премоторному типу. То же в символическом праксисе.

Состояние функции счета

При грубой степени выраженности дефекта привязанность к какой-либо из операций и невозможность переключиться на другое звено действия.

При средней степени выраженности дефекта функция счета нарушена по тому же типу, что и при афферентной моторной афазии – ошибки в сложных счетных операциях.

При легкой степени выраженности дефекта акалькулии не выявляется.

6. Динамическая афазия

Динамическая афазия возникает при поражении отделов мозга, располагающихся спереди от зоны Брока, и дополнительной речевой «зоны Пенфилда». Динамическая афазия представляет собой нарушение речи на уровне предложений, а чаще сукцессивного высказывания (анализ и синтез, реализуемый по частям (последовательный), а не целостно). В данном случае сукцессивное высказывание – мысль, выраженная в одном слове, но несущем на себе значение предложения (Вечереет. Пожар! Светает!).

Формирование сукцессивного высказывания свершается в основном на уровне внутренней речи, где сначала создается семантическая, синтаксическая и грамматическая схема высказывания, затем динамическая схема предложения, выбор нужных значений. На уровне внутренней речи происходит психологическое программирование речи, а затем – переструктуривание психологической программы (содержания высказывания, самобытного синтаксиса, значений и общих смыслов) в структурные формы внешней речи. Все это требует общей и вербальной активности. Именно активное психологическое программирование, прежде всего активное создание динамических схем предложения, и нарушается при динамической афазии.

Впервые в 1934 г. немецкий психиатр Клайст характеризовал динамическую афазию. Впоследствии специальное экспериментальное исследование динамической афазии и ее описание было проделано А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной. Эти исследования показали, что при динамической афазии остается сохранным сенсорный уровень в организации речи, а дефекты выступают в звене активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи. Таким образом, центральный механизм нарушения речи при динамической афазии лежит в нарушении внутренней речи, и прежде всего в нарушении ее предикативности. Центральный дефект – нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного высказывания.

В клинической картине этот дефект проявляется при: 1) активной, продуктивной речи, замещении ее речевыми шаблонами, стереотипами; 2) при нарушении предикативности речи: в речи больных мало глаголов (или отсутствуют совсем), короткая «рубленая» фраза, длительные паузы между словами.

Обращает внимание снижение общей психической активности и отсутствие вербальной. Больные сами никогда не обращаются к персоналу или соседям по палате с вопросами, но иногда охотно отвечают на вопросы.

Психологическая картина. Нарушается коммуникативная функция речи из-за дефектов таких ее свойств, как активность, намеренность, эмоционально-выразительная функция. Из видов речи страдает устная экспрессивная форма (спонтанная) и внутренняя. Такие формы речи, как повторная, номинативная остаются сохранными. Сохранно письмо и чтение.

Наиболее отчетливо при динамической афазии выступает дефект монологической речи и развернутого диалога.

Однако дефекты не сопровождаются у них выраженным аграмматизмом (в частности, «телеграфным стилем»), иногда у них отмечается лишь некоторая тенденция к редукции (упрощение, уменьшение) сложных синтаксических структур к более элементарным конструкциям.

Речевые средства при динамической афазии более сохранны, чем при остальных формах афазии, о чем свидетельствует сохранность письменной речи.

Рассмотрим динамическую афазию по разделам (спонтанная речь, автоматическая речь, повторная речь и т.д.) и по степеням сложности.

Спонтанная речь

При грубой степени выраженности дефекта спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике штампов разговорного характера. При произнесении этих стереотипных «речений» не обнаруживается каких-либо произносительных трудностей. Интонационная картина отличается разнообразием. Речевая активность низкая. Часты эхолалии. Нуждаются в стимулировании к речи извне.

Особенно грубо дефект спонтанной, развернутой речи выступает при попытке получить устное сочинение на заданную тему. Обычно больные либо отказываются от всяких попыток речевого сообщения, либо же заменяют самостоятельное изложение каким-нибудь готовым стереотипом. Например, больной в ответ на предложение дать рассказ на тему «Север», сначала отказался это сделать, заявляя: «Нет… ничего не могу… ничего не приходит в голову». Затем после очень длинной паузы сказал: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна» — слова хорошо упроченного стихотворения. Другой больной после длительной паузы: «На севере есть медведи…» – пауза… «о чем и довожу до вашего сведения».

При средней степени выраженности дефекта спонтанная речь состоит из коротких фраз, однообразных по синтаксической структуре. Часто встречаются речевые штампы как разговорные, так и профессиональные. Словарный запас без резких ограничений. Произносительных дефектов не отмечается. Речевая активность низкая. Преобладает диалогическая речь. Отмечаются эхолалии.

При легкой степени выраженности дефекта спонтанное высказывание достаточно развернуто, но отличается обеднением со стороны логических построений и стереотипностью синтаксической структуры. Часто повторяются одни и те же «речения», упроченные ранее в бытовой и профессиональной речи. У некоторых больных выражаются аграмматизмы «согласования». Произносительные трудности не выявляются. Речевая активность ниже нормы. Эхолалии возникают в основном «на утомлении».

Автоматизированная речь

Больные всех 3 степеней выраженности дефекта легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи, обратная речь сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления.

Повторная речь

При грубой степени выраженности дефекта повторная речь носит в основном характер эхолалий. Повторяемые слова и фразы, как правило, не осмыслены.

При средней степени выраженности дефекта повторная речь опережает остальные виды речевой деятельности. Однако также включает эхолалии и не всегда достаточно осмыслены. Имеются «вставочные штампы». Просодическая сторона речи невыразительна.

При легкой степени выраженности дефекта повторная речь в целом сохранена, за исключением отдельных эхолалий «на истощении».

Диалогическая речь

При грубой степени выраженности дефекта диалогическая речь практически отсутствует. Отвечают словами «да» или «нет», а также используют в качестве ответов отдельные междометия.

При средней степени выраженности дефекта возможно участие больных в диалоге, однако ответы стереотипны, преобладают речевые штампы.

Например: больной, 23 года, перенес кровоизлияние. Беседа: «Где ты живешь? «В Казани». Расскажи про этот город, какой он?» «Не знаю». Какие там достопримечательности – музеи, театры? «И магазины?» Да. «Универмаг есть, гостиница есть…» А река есть? «И река есть». Ну вот и расскажи про нее. «Нечего рассказывать». Глубокая? «Глубокая».

При легкой степени выраженности дефекта диалогическая речь в целом сохранена, но отмечается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных форм речи.

Называние

При грубой степени выраженности дефекта возможны отдельные номинации обиходных предметов.

При средней степени выраженности дефекта номинативная функция речи без грубых нарушений. Однако предметный словарь существенно превосходит глагольный.

При легкой степени выраженности дефекта называние в общем сохранено.

Фраза по сюжетной картинке

При грубой степени выраженности дефекта не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке.

При средней степени выраженности дефекта возможно составление простой фразы по сюжетной картинке. У некоторой части больных преобладают ошибки во флексиях, предлогах и других элементах высказываний. Пример: тот же больной – 23 года. Содержание картины «Письмо с фронта». «Мальчик читает письмо…». Больному предлагается составить более полный рассказ. «Солдат его слушает… девочка слушает… тетенька слушают… девочка слушает…». А что же случилось? «Интересное письмо…». Теперь расскажи все подробно. «Мальчик читает письмо, солдат его слушает, девочка его слушает, тетенька его слушает… девушка его слушает… радость на лицах». Дальнейшие попытки получить развернутые высказывания так и остаются в пределах стереотипных фраз: «Мальчик читает письмо, все слушают, солдат слушает, радость на лицах».

При легкой степени выраженности дефекта больные, как правило, справляются с конструированием фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов

При грубой степени выраженности дефекта пересказ текстов практически невозможен.

При средней степени выраженности дефекта пересказ осуществляется чаще всего в форме ответов на вопросы или по очень подробному плану. При этом обнаруживается явная «привязанность» ответов к синтаксической модели вопроса.

При легкой степени выраженности дефекта в общем справляются с пересказом текста, однако выражены трудности конструирования сложных фраз. Встречаются отдельные аграмматизмы.

Понимание речи

При грубой степени выраженности дефекта иногда выражено непонимание грамматически сложно построенной речи. Отмечаются явления отчуждения смысла слова из-за трудностей включение в задание.

При средней и легкой степени выраженности дефекта картина также, что и при соответствующих степенях эфферентной моторной афазии – понимание речи практически сохранено.

Объем слухоречевой памяти

При грубой степени выраженности дефекта исследовать слухоречевую память невозможно или затруднительно из-за дефектов понимания.

При средней степени выраженности дефекта объем сужен, имеются элементы отвлечения внимания при восприятии речевых рядов.

При легкой степени выраженности дефекта объем не изменен.

Состояние функции чтения

При грубой степени выраженности дефекта чтение с искажениями, вызванными персеверациями, приводящими к застреванию на отдельных словах и невозможности переключиться на следующие.

При средней степени выраженности дефекта чтение как функция сохранено, однако имеются явления «застревания» на отдельных фрагментах текста, пропуски слов и целых словосочетаний. Понимание читаемого существенным образом страдает.

При легкой степени выраженности дефекта чтение сохранено, но понимание прочитанного не совсем полное из-за недостаточности функции внимания.

Состояние функции письма

При грубой степени выраженности дефекта письмо отдельных букв и простых слов в большинстве случаев доступно больным. При списывании или письме под диктовку сложных слов и фраз больные допускают ряд искажений, в основном в виде пропусков и персеверативных «добавок» элементов текста. Письмо «от себя» практически недоступно из-за б снижения речевой активности.

При средней степени выраженности дефекта письмо под диктовку относительно сохранено. Письмо «от себя» ограничено стереотипными речевыми конструкциями.

При легкой степени выраженности дефекта письмо как функция не страдает. Однако имеются определенные особенности письменной речи: бедность формулировок, их стереотипность, недостаточная степень развернутости. Причина: недостаточная речевая активность и трудности программирования письменного высказывания.

В целом же письменная речь при динамической афазии более сохранена, чем при других формах афазии. Почему? Во-первых, письменная речь контекстная. Она сама себя порождает, организует, активизирует и целиком опирается на речевые средства. Устная речь ситуативная, и ее порождение требует целой гаммы выразительных средств, активности, процесса выбора нужных конструкций. А выразительные средства и активность у этой группы больных как раз и нарушены.

Состояние орального и артикуляторного праксисов

При грубой степени выраженности дефекта оральный и артикуляторный праксис практически без нарушений. Имеются отдельные персеверации, которые носят более глобальный характер, чем при премоторной апраксии. Больной затрудняется в переключении с «ручных» проб на оральные, с оральных – на артикуляторные.

При средней степени выраженности дефекта те же расстройства, что и грубой форме, но менее выраженные.

При легкой степени выраженности дефекта орально-артикуляторной апраксии, как правило, не выявляется.

Состояние функции счета

При грубой степени выраженности дефекта выполняют простые счетные операции. Однако в сложных операциях или при устном счете обнаруживаются ошибки, связанные с невозможностью концентрации внимания и «удержания» последовательности совершаемых действий.

При средней степени выраженности дефекта первичных нарушений счета нет. Однако имеются ошибки, связанные с истощаемостью внимания.

При легкой степени выраженности дефекта акалькулия не выявляется.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.