Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Афазия у детей, ее сходство и отличие в сравнении с афазиями у взрослых и алалиями у детей






Причины и механизм афазии

Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых зон головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами афазии являются:

  1. травмы головного мозга;
  2. воспалительные процессы мозга;
  3. опухоли мозга;
  4. сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Как отмечает Л.Г. Столярова («Афазия при мозговом инсульте»), различные патологические процессы, следствием которых явилась афазия, неизбежно накладывают отпечаток на ее характер, возникновение и обратное развитие, что необходимо учитывать при анализе афазического расстройства.

Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного заболевания. Так, при афазии, вызванной ростом опухоли – в отдаленный период – появляются различные симптомы, нередко корковые. Это может привести к нарушению интеллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики больных, не свойственным афазии, вызванной строго очаговым поражением мозга.

При сосудистом заболевании афазия может быть различной в зависимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется тем, что она более всего связана с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, т.к. травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Итак, формы афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

  1. обширность очага поражения и его локализация;
  2. характер нарушения мозгового кровообращения;
  3. состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

Афазия у детей, ее сходство и отличие в сравнении с афазиями у взрослых и алалиями у детей

Детские афазии встречаются редко.

Сходство детской афазии с афазией у взрослых:

  1. И в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с распадом уже сформировавшейся речи.
  2. Причины детской и взрослой афазии в какой-то мере схожи: травмы, воспалительные процессы после инфекционных заболеваний, опухоли; только у детей редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  3. При детской и при взрослой афазии раннее развитие протекало нормально.
  4. У детей школьного возраста очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.

Отличие детской афазии от афазии у взрослых:

  1. Афатические синдромы у детей, как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному развитию. Если же улучшение не наступает в ближайшие недели, то прогноз становится малоблагоприятным.
  2. У детей дошкольного возраста не может быть того многообразия афазий, что у взрослых (например, семантическая, динамическая и т.д.; чаще моторная или сенсорная; нет семантической формы поскольку системы символическо-знакового обобщения речевых сигналов у детей еще не сформировались). Это связано с тем, что речь не достигла у ребенка того уровня развития, что у взрослых. И чем младше ребенок, страдающий афазией, тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»). Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых. Таким образом, общая незрелость речевой функции и связанных с речью других высших психических функций у дошкольников не дает того многообразия проявления афазий, которые имеются у взрослых.
  3. Отличие – в устранении. Именно, функциональная незрелость всех высших психических функций ребенка – логической памяти, произвольного внимания, мышления и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений, столь характерных для взрослых.

Возрастные особенности проявления афатических синдромов должны учитываться как при диагностике, так и в логопедической работе.

Сходство детской афазии с алалиями у детей.

  1. В первом и втором случае нарушаются все компоненты речи – лексика, грамматика, фонетика.
  2. Детей с афатическими синдромами трудно отличить от детей, страдающих алалией, т.е. целостная клиническая картина при детской афазии начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функции и ее спонтанными компенсаторными перестройками, сколько проявлениями общей незрелой речевой функции и связанных с речью других высших психических функций.
  3. В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедической работы имеет большое сходство с воспитанием речи у алаликов.

Различие детской афазии и алалии.

  1. Алалия – системное нарушение речи, поражение наступает внутриутробно, во время родов, в первые годы жизни – до начала формирования речи. Афазия – системный распад уже сформированной речи.
  2. Работу с алаликами характеризуем как воспитание речи, работу с афазиками – как восстановление речи.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.