Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие теории возникновения и развития этносов






В своей монографии «Введение в социальную культурную антропологию (1994) Э.А. Орлова, касаясь вопроса соотношения понятий «класс» и «этничность», характеризует признаки этнической группы как культурной единицы, отмечая роль традиций в поддержании и сохранении этнической единицы. Ясно обозначив свою исходную точку зрения относительно того, что класс и этничность яв­ляются двумя основными измерениями социального порядка, не сводимого друг к другу, автор дает каждому из этих понятий свое определение: «Этничность – узы, сравнимые с родственными, основывающиеся на предположении об общем происхождении и связывающие сетью традиций людей, стоящих на различных уровнях социальной иерархии. Класс означает горизонтальную солидарность среди людей, которые безотносительно к происхождению предков разделяют общие отношения к власти и привилегиям...».

Исходя из этой посылки, Э. А. Орлова излагает свое понимание категории этнос: «Категория «этнос» относится к людям, обладающим определенными идентификационными признаками, традиционно передаваемыми от поколения к поколению. Обычно к таким признакам относят расовую принадлежность, цвет кожи, географическое происхождение, язык, обычаи, религию. Они имеют иденти­фикационное значение, даже если не признаются носителями, и в этом смысле носят объективный характер. Можно считать, что лица, разделяющие определенный набор подобных черт, составляют группу, разделяющую общую этническую базу, подобно тому как социальный класс представляет собой группу лиц, занимающих общую позицию в системе материального неравенства». В поддержании этнической единицы, как справедливо заметила Э.А. Орлова важнейшая роль принадлежит традиции, потому что она представляет собой «один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этниче­ской культуры». Этим термином, считает она, обозначается непосредственная трансляция специфичных культурных норм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования таким нормам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях.

В плане нашего исследования особенно важное методологическое значение имеет определение нации, излагаемое О.Б. Мухамметбердиевым в его работе «Национальное самосознание», как живого социального организма, включающего в себя комплекс социальных и этнических признаков (элементов), т. е. как социально-этническую общность. Согласно такому определению нации, как социально-этнического образования, социальное и этническое находятся в отношении диалектического взаимопроникновения. Этническое в нации социально по содержанию, а социальное этничоское по форме. Как отмечает автор, появление этнического самосознания (включающего в себя и этноним) означает процесс становления этноса. Но этого еще недостаточно, они могут быть еще не прочными, чтобы этносы достигли «зрелости», важно возникновение сопря­женной с данным этносом социально- политической структуры, в первую очередь, национального государства, что связано с формированием национального сознания, в содержании которого он выделяет историческое и религиозное сознание. Касаясь сущности этих феноменов, О.Б. Мухамметбердиев руководствуется определениями известных ученых А. К. Уледова и М. М. Дробижевой, которые, в составе как исторического сознания, так и национального самосоз нания выделяют прежде всего «отношение к культурным и историческим ценностям своего народа...», а также «отношение людей к истории человечества, особенно своей страны, своего народа».

Наряду с отмеченными теориями существует точка зрения, отрицающая само существование этноса как реальной общности и относящая его в сферу аксиологии, где этничность рассматривается) в качестве «коллективного приписывания себе определенных ценностных характеристик. По этому поводу в статье «Этничность и память: парадигмы этнологического знания» исследователь С.В. Соколовский свою точку зрения на этничность объединил в три новые группы:

I. ЭТНИЧНОСТЬ КАК ДОМ. В этой группе концепций, условно именуемой гедонистической этничность выступает как утилитарная ценность, которая позволяет справиться с проблемой отчуждения, порождаемой индустриальным обществом с его массовой культу­рой, и, таким образом, выстроить «свой дом» и «свой» мир, сделать этот мир комфортным, подчинить его власти своих традиций. Эта концепция этничности как способа преодоления отчуждения отстаивается психологами и социологами.

II. ЭТНИЧНОСТЬ КАК РЕЧЬ. В этой группе концепций этничность выступает как ценность мировоззренческая, или когнитивная.

Классифицируя людей по их этнической принадлежности, разделив всех на «своих» и «чужих», а «чужих»- на известные ему эт­нические группы, восприятие которых стереотипизировано в культуре «своих». Социальный мир здесь осваивается через культуру «своих», и из чуждого и опасного превращается в комфортно безопасный и освоенный.

Ш. ЭТНИЧНОСТЬ КАК ВЫЗОВ. В этой группе воззрений этнич­ность рассматривается как гуманитарная ценность. Взгляд на чело­вечество как на сложную самоорганизующую систему порождает следующую рационализацию: ни один из народов не должен исчезнуть, поскольку это угрожает выживанию человечества в целом. Следовательно, в этом универсуме проблема сохранения этничности и выживания народов прочитывается как вызов.

Таким образом, как показал анализ С.В. Соколовского, этнич­ность на сегодня многими исследователями рассматривается как тот или иной вид ценности, и несмотря на пренебрежительное отношение некоторых исследователей к этнической проблематике, тем не менее, это глобальная и серьезная проблема, требующая объективного, вдумчивого подхода к ее исследованию.

Для обоснования содержания этнопедагогики неоценимы следующие идеи:

– этническое самосознание возникает и развивается на базе определенного сочетания, синтеза языка и национальной культуры;

– динамичное единство культуры, языка, самосознания может рассматриваться как фундаментальная основа существования и функционирования этноса;

– освоение и утверждение общечеловеческих ценностей в социальной практике и экономической жизни вполне сочетается и может находиться в гармонии с сохранением и развитием этничности, с движением за бережное отношение к этноэкологическому пространству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.