Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее понятие об этносе






ЛЕКЦИЯ № 2

Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий (этнос, народ, нация)

 

Судьбы народов скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение будущег о.

И.А Ильин

 

Цель: Раскрыть такие понятия как: «этнос», «этногенез», «субэтнос», «суперэтнос». Рассмотреть причины происхождения, развития и исчезновения, а также фазы этногенеза, отличительные признаки этноса. Познакомить студентов и добиться усвоения значения теории этноса для развития этнопедагогики.

 

План:

1. Общее понятие об этносе.

2. Основные тенденции этнического развития (основные теории о сущности этноса):

– Понятие этноса, теория этноса, разработанная Л.Н. Гумилевым.

– Теория этноса Ю.В. Бромлея как первая серьезная попытка целостного всестороннего осмысления феномена этноса.

– Системно-статистическое теория этноса.

– Информационная теория этноса.

3. Этнический мир России

 

Ключевые слова: «этнос», «этногенез», «субэтнос», «суперэтнос», теория этноса, этнические свойства и их характеристика, нация, национальные отношения, этнические самосознание.

 

Список сокращений: СубЭ. – субэтнос (предэтнос), СупЭ. – суперэтнос (сверхэтнос).

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

· Какова роль этногенеза в зарождении этнопедагогической мысли?

· Как соотносятся понятия «этногенез» и «антропогенез»?

· Объясните связь пассионарности и этногенеза в концепции Л.Н. Гумелёва.

· Каковы основные стадии жизни этноса по Гумелёву?

· В чём основные различия в понимании этноса и этногенеза в концепции Л.Н. Гумелёва и Ю.В. Бромлея?

· В каких значениях может употребляться понятие «народ»?

· Раскройте сущность научного понятия «нация».

· На основе изучения литературы по теме дайте описание следующих научных понятий: «этнос» – «этническое воспитание»; «народ» – «народное воспитание»; «нация» – «национальное воспитание».

· Чем можно объяснить повышение интереса к аборигенным народам и их культурам в современной науке и общественном сознании?

 

Общее понятие об этносе

«Этнос» слово, по происхождению, означало в древнегреческом языке племя, народ, группу людей, род.

Академик Ю.В. Бромлей (192 –1992) дал следующее понятие этноса: «Этнос – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в самосознании».

Первыми типами этнических общностей людей были роды и племена.

Род – основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.

Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самосознанием.

Народность – это общность людей, возникшая в рабовладельческом обществе, у других этносов – в период феодализма.

Для народности характерны общие этнические признаки:

– особенности культуры,

– общий язык,

– самосознание.

Социальная жизнь народности несравненно более сложна, чем у родоплеменной общности, ведь род и племя (в отличие от народности) не имели классового деления, политических организаций, государства.

Народность – это общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Нация – это тип этноса, появившийся в капиталистическом обществе, на основе общности экономической жизни, в едином рыночном пространстве.

В отличие от народности, нация – более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придают глубокие экономические факторы (рис. 1).

Рис. 1

 

Нация – наиболее развитая историко-культурная общность. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, «перемеживания», «сплавления» представителей различных племён и народностей.

Ключевым признаком нации, определяющим её, является духовная культура. Человек связан со своей нацией, прежде всего, через культуру, а не через кровь, т.е. не через этнические корни. Во многих странах мира в наши дни нацию понимают как гражданскую общность, определённую государственными границами.

Национальность – это принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно.

Народ – многозначное понятие, это население страны.

 

Основные тенденции этнического развития (теории этноса Л.Н. Гумилева (теория пассионарности), Ю.В. Бромлея (дуалистическая теория), системно-структурная теория, информационная теория и др.)

Так что же такое «этнос» в действительности? какова сущность и специфика этого вида общности людей? По каким признакам отделит его от близких по сути общностей – классов, государства и тд.?

В настоящее время существуют различные и радикально различающиеся теории этноса, представляющие интерес с точки зрения исследуемой нами проблемы. Поэтому анализ этих теорий мы проводим под следующим углом зрения: сущность теории в целом (основные ее положения); идеи, составляющие основу теории; «минусы», слабые места теории; какие идеи, какие «знания о познании» этнопедагогики можно извлечь из этой теории?

Теория Л.Н. Гумилева (теория пассионарности)

Проблемами возникновения и развития этносов во второй половине XX века серьёзно занимался наш соотечественник Лев Николаевич Гумилёв. Главное отличие гумилевской концепции этноса от пока еще функционирующей в отечественном обществознании теории этноса заключается в том, что Л.Н. Гумилев дает не описательную, а объясняющую характеристику этноса, его происхождения и особенностей развития. Концепция этноса Л.Н. Гумилева затрагивает настолько фундаментальные и при этом междисциплинарные вопросы, что современная наука пока не готова оценить ее объективно. Чрезвычайно важен и перспективен и ее междисциплинарный характер: концепция строится на стыке этнографии, истории, психологии, социологии, теории культуры с общим естествознанием, географией, биологией.

Гипотеза Л. Н. Гумилева, на которой строится его концепция, состоит в том, что при воздействии определенного типа космического излучения на Землю (оно происходит несколько раз за тысячелетие) возникает пассионарный толчок – мутация гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. И тогда человек способен воспринять энергии больше, чем ему обычно необходимо. Такой человек становится пассионарием, т.е. человеком с повышенной тягой к действию. Его энергия направляется на активные действия - от завоевательных походов до научных экспедиций и открытий. Начало этногенеза, по Гумилеву, связано с тем, что такие пассионарии оказываются объединены общей целью и собираются в благоприятных климатических (природно-ландшафтных) условиях. Это и есть зародыш нового этноса, реализующий себя в начальной стадии этногенеза.

Он выделил три базовые причины происхождения, развития и исчезновения этносов.

Первая – воздействие всех видов энергии Вселенной на человека: энергия Солнца, энергия распада внутри Земли, космическая энергия, пробивающаяся через ионосферу.

Вторая – это законы биосферы «на клеточном и молекулярном уровне», в частности – наследственные признаки.

Третья – географическая среда.

Совокупность всех этих факторов обуславливает «стереотипы поведения», психические черты этноса, его культуру, включая вероисповедование.

По Л.Н. Гумилёву, возникновение и развитие этносов – процесс стихийный, управлять им невозможно.

В происхождении и развитие народов Л.Н. Гумилёв выделил 3 стадии (формы) этноса:

– субэтнос (предэтнос),

– этнос,

– суперэтнос (сверхэтнос).

Учёный считал, та или иная религия – важнейший культурный признак этноса.

Субэтнос – так принято называть группы «низшего» уровня в вертикальной классификации этнических групп.

СубЭ. по своему происхождению бывают разными. «В одних случаях – это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических подразделений, в других – бывшие этнографические группы, осознавшие свою общность, в-третьих – социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, донские казаки). Могут быть выделены также СубЭ. хозяйственно-культурного, лингвистического и административно-территориального происхождения. Особое место среди СубЭ. принадлежит тем, что возникли на основе расовых групп. В частности, негров США можно рассматривать не только как просто этнорасовую группу, но и в качестве СубЭ. североамериканской нации (этносоциальной общности)».

СубЭ. образуют конвиксии и консорции.

Конвиксии – это группы людей, объединённых «общностью жизни», т.е. родственными связями, местностью, климатическими условиями.

Консорции – это группы людей, объединённые «общностью судьбы», т.е. связанные достижением какой-либо общей цели.

Суперэтнос (СупЭ) называют совокупность или группу этносов, объединенных верой или другими общими для них факторами. Таковы, например, христианский или мусульманский СупЭ. В определенном смысле СупЭ. временно становятся все те нации и другие этнические группы, которые насильственно или иными способами объединяются и составляют империи. СупЭ.-империями были: Римская империя, Арабский халифат, Османская империя, Китай, СССР и другие этнические и национальные объединения.

Поскольку только внешней силы недостаточно для создания СупЭ., правители империй обычно стараются опираться также на идеологию. Это явление мы наблюдаем и сегодня.

СупЭ. являлись Индия, древний Китай (особенно империя Тан, существовавшая в 618–907 гг. н.э.), Византия (греко-армянский СупЭ.), современный арабский мир, в котором много арабизированных народов, европейский СупЭ. (романо-германский), современный мир тюркоязычных народов (которых объединяет не только язык, но и религия –- ислам), латиноамериканские СупЭ. и славянский СупЭ.

По-видимому, основными факторами или маркерами, превращающими группу из нескольких этносов в СупЭ., являются язык, религия и другие аспекты культуры.

Ю.В. Бромлей отмечает, что один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким этническим общностям различных уровней. Например, можно считать себя русским (основное этническое подразделение), донским казаком (СубЭ.) и славянином (метаэтническая общность).

Под «метаэтнической общностью» следует понимать то, что мы, следуя за Л. Н. Гумилевым, назвали СупЭ.

Если происходят крупные миграции, сопряжённые с экологическими, социальными, политическими экономическими факторами, этносы могут исчезнуть.

Движущей силой этногенеза является механизм пассионарности (от лат. рassio – страсть). Пассионарность – это свойства характера людей, результат трёх энергий, биологические и географические факторы; осознанная и не осознанная деятельность и она не оценивается моральными критериями.

В результате пассионарного толчка могут возникать новые консорции, которые при благоприятном стечении обстоятельств вырастут в этнос.

Цикл жизни этноса, опираясь на свои энциклопедические, географические и исторические, знания, Л.Н. Гумилев определил по продолжительности примерно в 1200–1500 лет.

Это иной, непривычный, резко отличающийся от общепринятого взгляд на историю человечества, иное понимание причинной обусловленности исторических событий, взаимосвязи этногенеза и биосферы Земли. Этнос, по Л.Н. Гумилёву, в своём развитии проходит семь фаз:

инкубационная фаза (150–160 лет), на которой определенное количество пассионариев объединяются в рамках старого этноса или нескольких этносов;

– фаза подъема (примерно 200 - 300 лет), на которой число пассионариев растет, они ставят задачу формирования нового сильного государства, не считаются с неизбежными жертвами, основной императив их поведения – «Будь тем, кем ты должен быть». Фаза имеет свои подэтапы – скрытый подъём и явный;

акмеатическая фаза, т.е. пиковая фаза (примерно 300 лет), характеризуется максимальным числом пассионариев, пассионарное напряжение достигает высшей точки, но теперь пассионариев волнуют уже не достигнутые на предыдущей стадии цели, а новые. Распространены индивидуализм, внутренние конфликты, господствует поведенческий императив «Будь тем, кем я хочу». В результате пассионарии истребляют друг друга, а уровень пассионарного напряжения падает (характерный пример – европейские страны периода феодальной раздробленности);

– фаза надлома (примерно 150–200 лет) – кризисная фаза, на которой пассионариев постепенно сменяют субпассионарии, не способные воспринимать даже норму энергии, – бродяги, люмпены и т.д. (Западная Европа переживала эту фазу в периоды Реформации и Контрреформации);

инерционная фаза, на которой продолжается медленное снижение числа пассионариев, происходит некоторая стабилизация, пассионарное напряжение на время даже несколько нарастает, укрепляется государственность, накапливаются духовные и материальные ценности, воспринимающиеся как непреходящие, растет законопослушание, господствует императив «Будь таким, как я» (примером могут служить современные западноевропейские государства);

– фаза обскурации – фаза старости этноса, подготовленная нарастающим кризисом в предыдущей фазе. Господствуют субпассионарии, губящие этнос, ширятся коррупция, преступность, преобладают люди нетворческие, нетрудолюбивые, умственно неразвитые, основной поведенческий императив которых – «Будь таким, как мы» (в этот момент этносу примерно 1100 лет, классический пример – Рим эпохи поздней империи);

– фаза гомеостаза (иногда переходящая в реликтовую фазу) – завершение этногенеза, что связано с окончательной утратой пассионарности, хотя на этой стадии возможно временное восстановление этноса – его регенерация. Этнос может очень долго существовать на стадии гомеостаза, если не станет жертвой агрессии соседей, стихийного бедствия или ассимиляции. Это период особого типа человека – «тихий обыватель, адаптированный к биосообществу ареала, неспособный сначала регулировать, а потом и удовлетворять свои возрождения».

В процессе этногенеза происходит «растворения». Этот процесс происходит непрерывно, что подтверждается социологическими исследованиями и статистикой.

Замечено, что люди, исповедующие христианство и иудаизм, легче вступают в брак с представителями других национальностей, чем мусульмане. Смешенные браки по этническому признаку чаще встречаются у немцев, евреев, татар, белорусов и украинцев.

Анализ теории этноса Л.Н. Гумилева показал, что в его понимании «Этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, консорции и конвиксии, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Эти внутриэтнические единицы, по мнению автора, необходимы для поддержания самого этнического единства. Путем разделения на группы регулируются отношения как отдельных особей к этносу в целом, так и родовых или семейных коллективов между собой. Между прочим, только таким способом, считает Л.Н. Гумилев, вводится и сохраняется эндогамия, предотвращающая кровосмесительные браки.

На вопрос, «Что рождает, питает противопоставление этносов всем остальным: «мы» – «не мы»?», Л. Н. Гумилев отвечает следующим образом: «не единство языка... хотя в известном (смысле) случае язык может служить индикатором этнической общности, не он ее причина. То же самое можно сказать про культуру, идеологию, экономические связи и даже общность происхождения: каждый этнос когда-то возник из 2-х и более составляющих компонентов, которые сливаясь, образовали одну целостность, но с определенной внутренней структурой. Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю, практически неповторимую структуру и стереотип поведения». Внутренняя структура этноса – это определенная норма отношений между коллективом и индивидом между собой. Эта норма негласно существует во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Поэтому для всех членов этноса она не тягостна.

Отмечая, что обязательным отличительным признаком этноса, является его внутренняя неповторимая структура и стереотип поведения, Л.Н. Гумилев, добавляет ещё следующее: историческая судьба этноса и его этнографическая самобытность определяется способом ведения хозяйства, приспособленного к кормившему его степному ландшафту. Одним из ключевых положений данной теории является идея о взаимодействии этноса и географической среды Л.Н. Гумилев убежден, что этнос и географическая среда не могут не воздействовать друг на друга... Поскольку историческая судьба изучаемой народности есть продукт хозяйственных возможностей, то она тем самым связана с динамическим состоянием вмещающего ее ландшафта. И тут возможны два варианта: либо народ приспосабливается к природным условиям, либо он приспосабливает их для себя. В этом, конечно, играли немаловажную роль условия населяемой ими территории. Он пишет, что условия создают разный акцент в хозяйственной деятельности, что формируются разные привычки, которые, суммируясь, отражаются сначала на племенной организации, а потом на общественных тенденциях.

Л.Н. Гумилев в своей теории этноса отождествляет передачу традиций от одного поколения к другому с условными рефлексами. Как утверждает ученый, с точки зрения этологии – науки о поведении, навыки быта, приемы мысли, восприятие предметов искусства, обращение со старшими и отношения между полами – все это условные рефлексы, обеспечивающие наилучшие приспособления к среде и передающиеся путем сигнальной наследственности. Л. Н. Гумилев убежден, что имеется сколько угодно градаций традиционности, и если расположить все известные этносы по степени убывающей консервативности, то окажется, что «ноля», т.е. отсутствия традиции, не достиг ни один этнос, тогда он бы просто перестал существовать, растворившись среди других.

Теория Гумилева – историко-географический подход к объяснению природы этноса. Этнос – биофизическая реальность, облачная в социальную оболочку. История человечества – последовательная цепь многочисленных этногензов, причина которых – пассионарные толчки. В теории много физических терминов – Этнос – система колебаний пассионарного поля; особи, связанные друг с другом положительной комплементарностью – частота колебаний их индивидуальных полей совпадает и гармонична; энергия другим представителям этноса (не пасиионарям) передается путем пассионарной индукции (наведения, в физике есть термин «Электромагнитная индукция»).

Слабые места концепции: чрезмерное упрощение природы этноса, по сути дела, сведение закономерностей этнической жизни к закономерностям природных объектов (редукционизм), отрицание возможности социального воздействия (влияния) на этнические процессы, логическая несогласованность ряда основополагающих идей теории – являются наиболее уязвимыми и слабыми местами концепции.

Несмотря на различие точек зрения в оценке теории этноса Л.Н. Гумилева, отдельные его идеи имеют весьма ценное значение, которые мы принимаем в качестве основополагающих идей развивающейся этнопедагогики: если утверждать, что нация не этническая, а только социальная (в узком значении слова) общность, то будет утрачено основание для ее отграничения от других общностей людей (в первую очередь от государства).

Теория Ю.В. Бромлея (дуалистическая теория)

В данной связи Ю.В. Бромлей разделяет точку зрения С. Т. Калтахчяна о том, что «нация принадлежит к тем историческим социальным явлениям, которые существует только в этнической форме». Иначе говоря, этническое рассматривается как фактор, играющий для нации структурообразующую роль.

В связи с этим, Ю.В. Бромлей напоминает, что само слово «национальность» далеко не однозначно. Даже его «этническая» семантика не исчерпывается лишь «этнической характеристикой нации». «Этническая» семантика слова «национальность» включает (во всяком случае в русском языке) такое значение, как просто принадлежность к определенной этнической единице, не только к нации, но также к народности и даже к так называемым национальным (этническим) группам, под которыми обычно понимаются те части этникоса, что находятся за пределами нации и народности. Еще одно значение слова «национальность» – это этнические общности, предшествующие нации (в первую очередь народности), притом понимаемые не только как этникосы, но и как этно-социальные образования. Наконец, перечисляя значения слова «национальность», Ю.В. Бромлей отмечает, что нельзя игнорировать и употребление его в ряде западноевропейских языков в смысле «гражданство», «подданство».

Многозначность существительного «национальность», а тем более прилагательного «национальный» неизбежно порождает недоразумения, связанные с их неадекватным толкованием, создает дополнительные трудности на пути углубленного изучения нацио­нальных явлений. Поэтому Ю.В. Бромлей во избежание терминологической путаницы, предлагает добавить к слову «национальность» индикатор, призванный подчеркнуть употребление этого слова в собственно этническом значении (в смысле «этни-кос»); имеется в виду использовать термин «этнонациональность». Этот термин при использовании слова «национальный» в этническом значении, постепенно начинает у нас входить в научный обиход.

 

Ю.В. Бромлей далее поясняет: «Если имеется в виду динамика национальностей, то речь идет почти исключительно об изменении собственно этнических свойств, если же нации, то и социально-экономических».

Далее он отмечает, что, вычленяя этносы среди других общностей людей, нельзя не обратить внимание на наличие и у племен, и у народностей, и у наций, и у национальностей одного весьма нагляд ного и непременного внешнего признака: каждое из этих образований имеет свое самоназвание – собственное имя, этноним.

Однако наличие единого самоназвания – этнонима, по Бромлею, предполагает существование у каждой из интересующих нас общностей самосознания. Этносу присуща непременно антитеза: «мы – они». Поэтому этнос представляет только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей.

«Этническое самосознание, как и любая форма сознания, – считает Ю.В. Бромлей, – явление вторичное, производное от объективных факторов, ибо «сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием... а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Именно поэтому автор считает неправомерным сводить сущность этносов лишь к самосознанию, оставляя в стороне то объективное бытие этих общностей, которое оно отражает, в частности, сферу их материальной и духовной культуры. Потому что в сфере повседневного поведения этнические особенности бывают настолько своеобразными, что нередко воспринимаются представителями других народов как нечто странное и удивительное. Этим и обусловливается тот факт, что при разграничении этносов – народов в повседневной практике, как правило, указывают на такие устойчивые и отчетливо внешне выраженные компоненты их культуры, как язык, религия, народное искусство, устное творчество, семейный быт, брачные обряды, обычаи, нормы поведения, привычки и т. п. Сюда относятся также общепринятые формы вежливости и приветствия, походка, этикет в еде, ее состав, способ приготовления и времени ее приема, гигиенические привычки и многое другое. Все эти бесчисленные компоненты культуры имеют у отдельных народов свои характерные черты – этническую окраску и, передаваясь из поколения в поколение, образуют так называема этническую культуру, обладающую специфическим для нее стилем. Ю.В. Бромлей справедливо указывает на необходимость учитывать, что объективные основания этнического самосознание могут быть сведены к общности этнокультурных черт и исторических судеб лишь в том случае, если иметь в виду этнос в узком смысле слова (этникос). Но в действительности, как уже говорилось, служат наряду с «чисто» этническими (этнокультурными) общностями существуют и сложные этнические образования - этносоциальные организмы (ЭСО), обладающие определенной территориальной общностью. Именно поэтому этническое самосознание опирается, в частности на представления «о родной земле», о характерных чертах территории основного расселения этноса. Отсюда и особая сопряженность между этническими (национальными) чувствами и эмоциональным восприятием «родной природы».

Каждый человек становится членом своей нации лишь при условии осознания в той или иной мере того, что он имеет с ней общность культуры, языка, черт психики, исторических судеб и т.п., т.е. всего, что относится к собственно этническим чертам нации и соответственно отражается в этническом самосознании. Этни­ческое самосознание тесно связано и с осознанием государственной принадлежности (подданство, гражданство), притом эта связь не однозначна, ибо симбиоз этноса в узком смысле слова с социально-политическим организмом (государственным образованием) имеет, по мнению Ю.В. Бромлея, несколько вариантов. Когда, например, этнос и социально-политический организм совпадают, этническое самосознание и сознание государственной принадлежности обычно настолько тесно сливаются, что практически почти не различаются. Соответственно сливаются этническое чувство и чувство патриотизма.

Характеризуя генетический аспект рассматриваемой проблемы, Ю.В. Бромлей подчеркивал, что для возникновения этноса важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Ведь чтобы у группы людей появились специфические культурные черты, они должны систематически общаться друг с другом, а это, как правило, возможно лишь при условии их расселения в пределах относительно целостной территории. Несомненно, сохраняет определенное значение территориальное единство и для дальнейшего воспроизводства культурной общности. Поэтому в отечественной научной литературе большинство дефиниций этноса указывает на общность территории как на один из его непременных признаков. Наряду с этим, автор напоминает, что сложившиеся этносы нередко обладают общими чертами и при отсутствии единой для всех их частей территории, а соответственно также без экономической и территориально-политической целостности. К таким чертам в первую очередь относятся характерные особенности культуры (в том числе языка) и психики этноса, его самосознание и самоназвание. Этот комплекс, по мнению автора, и составляет ядро собственно этнических свойств.

Это положение автор поясняет следующим образом, что такие служащие нам в качестве важнейших ориентиров общности, как «нация», «народ», «национальность», обычно не вполне равнозначны в отношении придаваемых им пространственно-политических параметров. Так, термин «нация» восходит к латинскому «рождаться», первоначально латинское понималось как «род», «племя», «народ», т. е. оно имело преимущественно этническую окраску. В настоящее время «нация» зачастую служит, как правило, для обозначения совокупности людей одного этнонима, живущих в пределах одного государства. В отличие от наций, народности не обладают собственной промышленностью и у них невелика доля рабочего класса, внутренние инфосвязи слабее, чем нити, связывающие их с ассоциировавшейся с ней крупной нацией.

Слово «народ» может обозначать совокупность людей, имеющих один этноним, однако подчас охватывает лиц, находящихся не только на территории одного государства, но и на общей (смежной) территории разных государств. Но для обозначения людей одного этнонима, проживающих на отдаленных несмежных территориях применительно к новому и новейшему времени чаще используется термин «национальность», первобытного общества – примерно такую же роль может выполнять слово «соплеменность», которым могут обозначаться не только члены племени, что находятся на территории его основного расселения, но оказавшиеся за пределами таковой. По утверждению автора, следует четко разграничивать территориальную целостность как условия возникновения этноса и как фактор его существования.

В свете всего сказанного, собственно этнос (или этнос в узком значении этого термина) определен Ю.В. Бромлеем как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих не только общими четами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства, этнического отличия от всех других подобных образований, фиксированном в самоназвании (этнониме).

Как видно из этого определения, важнейшей характеристикой этноса является его культура. Среди выполняемых культурой многочисленных ролей автор особо выделяет ее этническую функцию, которая тесно связана и с другими функциями культуры, такими как сигнификативная и коммуникативная. Очень важное в методологическом плане значение имеет утверждение автора о том, что этническую культуру не следует смешивать с культурой этноса (нации) в целом. Последняя включает не только этнические, национальные специфические, но и межэтнические, интернациональные компоненты культуры. И именно культура этноса в целом обеспечивает его функционирование как системы. В таком функционировании эноса чрезвычайно важная роль принадлежит общности культуры.

Ю.В. Бромлей не оставляет вне поля своего зрения вопрос о специфике использования различными этническими общности природных ресурсов, когда народы, находившиеся примерно в одинаковом уровне социально-экономического развития и в одинаковых природных условиях, не создавали одних и тех же хозяйственно-культурных типов, используя аналогичные ресурсы весьма различно. Такого рода вариабельность обусловлена в первую оче­редь специфическими культурными традициями отдельных этниче­ских общностей. Она может проявляться в самых разнообразных сферах взаимодействия человека и природы. Следует отметить, что в своей теории этноса Ю.В. Бромлей уделяет очень серьезное внимание этнической функции эндогамии.

Характеризуя компоненты этноса, Ю.В. Бромлей останавлива­ется и на психическом складе нации: «...хотя психический склад и характер - понятия однопорядковые, относящиеся к основным свойствам психики, характер в специальном значении термина уже психического склада, понимаемого в конечном счете чаще всего «как совокупность» всех «устойчивых свойств психики».

Заслугами дуалистической концепции Ю.В. Бромлея этнологи считают, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этнологической науки, а во-вторых, одну из серьезных попыток теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса. Воспроизводство этноса тоже мыслится как двоякий процесс. С одной стороны, считают они, это усвоение каждым последующим поколением социальных и культурных традиций, привычек, обычаев и т. п. через посредство социализации, а в этническом аспекте – этнизации личностей и групп. С другой стороны, воспроизводство этноса обеспечивается механизмом этнической эндогамии, т.е. преобладанием заключения моноэтнических браков и образования этнически гомогенных (однородных) семей; в случае преобладания этнически гетерогенных (смешанных) браков возможны прорыв этнической эндогамии и постепенная ассимиляция этноса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.