Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5 Инновационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме






План.

1. Инновационные концепции развития организации СКСиТ.

2. Инновационные проблемы туризма. Факторы, влияющие на развитие туризма.

3. Инновационные теории. Факторы невосприимчивости туристических организаций к нововведениям.

4. Основные характеристики целей инновационной деятельности в туризме. Внутренние условия инноваций. Модель инновации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. Термин " инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: " инновационная деятельность", " инновационный процесс", " инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений.

Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведения, т.е. инновации.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Термины " инновация" и " инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновации в индустрии туризма больше не рассматриваются как

просто желательные.

Своевременное реагирование туристских компаний на новые технологические изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов деятельности была признана необходимым условием выживания компаний. Например, господин Фокас,

президент Афинской гостиничной ассоциации, считает, что проживание в

отеле – один из самых важных моментов во время отдыха и путешествий.

Афины предлагают туристам широкий выбор гостиниц – от шикарных дорогостоящих до низкобюджетных. Требования к деятельности гостиниц

постоянно обновляются и совершенствуются, и большинство владельцев

афинских отелей заинтересованы в том, чтобы соответствовать современным нормам и улучшать производственные мощности с целью укрепления

своих конкурентных позиций на международном туристском рынке.

Инновации, независимо от того, в процессе ли разработки самой

продукции или способах и средствах распределения, могут оказывать

существенное влияние на увеличение корпоративного дохода. Если

компания не будет соответствовать этим требованиям, она станет неконкурентоспособной.

Чтобы обнаружить факторы, оказывающие воздействие на творческую созидательную деятельность предприятия, необходимо определить ключевые элементы эффективности внедрения новшеств. Для про-

ведения исследований в определенных рамках рассмотрим те компании,

которые изучили и успешно применяют новые концепции в своей деятельности. Это позволит выяснить причины успешных нововведений, а

также выявить два основных предположения о том, что же сдерживает

введение новшеств в туризме.

Во-первых, это нежелание снизить сопротивление инновациям

внутри самих организаций.

Во-вторых, это нерушимость коммуникационных барьеров между

учеными, участвующими в исследовательском процессе, результаты

которых могут быть применены в туризме, и управленцами.

Исторически сложилось, что управленцы и ученые испытывали затруднения в понимании друг друга. Организации и предприятия – это

консерваторы, активно сопротивляющиеся любым переменам.157

Как правило, ученые представляют менеджеров как бюрократов,

бумажных червей и тунеядцев, не способных к творческому неординарному мышлению и являющихся препятствием для творческих личностей, пытающихся работать эффективно. Менеджеры, по мнению ученых, больше заинтересованы в деньгах и власти, чем в знаниях и инновациях.

Менеджеры же представляют ученых как капризных единоличников, не имеющих понятия о межличностных отношениях, сухих специалистов, абсолютно не заботящихся как о продуктивности и экономии,

так и об общих целях предприятия. Ученые преднамеренно представляют свою работу как таинственную и непостижимую и возражают против любых видов контроля. Они больше заинтересованы в том, чтобы

произвести впечатление на своих коллег-ученых, чем в успехе предприятия, на которое они работают.

Однако управленцы настаивают на преодолении любых барьеров,

мешающих коммуникациям между учеными и руководством компаний.

Современные новаторы осознают значимость сотрудничества и под-

держания контактов между ними и ставят целью превратить инновации

в туризме в непрерывный процесс.

Преодолев представление о непоколебимости коммуникационных

барьеров, управление доказало способность продвигаться вперед к открытиям и научным прорывам, которые так необходимы им для увеличения доходов и обеспечения длительного срока деятельности их предприятий. Они смогли проанализировать и обосновать эффективные

подходы к рационализации творческих мощностей компании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.