Уровни
| Показатели сформированности
| Поведенческие индикаторы с сформированности
|
1. Отсутствие цели
| Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежу-точные цели-требования)
| Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в попе-рационном контроле со стоны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал
|
2. Принятие практической задачи
| Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
| Осознает, что надо делать в процессе решения практи-ческой задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целее-направленных действий
|
3. Переопределение познавательной задачи в практическую
| Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется
| Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осущест-влять целенаправленных действий
|
4. Принятие познавательной цели
| Принятая познавательная цель сохраняется при вы-полнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи
| Охотно осуществляет реше-ние познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
|
5. Переопределение практической задачи в теоретическую
| Столкнувшись с новой практической задачей, са-мостоятельно формулирует познавательную цель и стро-ит действие в соответствии с ней
| Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адек-ватных способов; четко осознает свою цель и струк-туру найденного способа.
|
6. Самостоятельная постановка учебных целей
| Самостоятельно формули-рует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
| Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятель-ность приобретает форму активного исследования способов действия
|
При оценке уровня сформированности контроля на ступени начальной школы мы опирались на основные положения концепции П.Я.Гальперина, согласно которой идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания (Гальперин П.Я., 2002).