Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад неопозитивизма в развитии логики и методологии науки.






Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Главным идейным источником неопозитивизма был махизм.

Махизм — направление в философии и методологии науки конца XIX — начала XX века, основано Э. Махом и Р. Авенариусом. Частичным синонимом термина «махизм» является термин «эмпириокритицизм»: иногда под махизмом понимается только учение Маха, но не учение Авенариуса. Махизм (эмпириокритицизм) считается вторым этапом эволюции позитивизма. Но если махисты отстаивали “биолого-экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний (чувств данных). Изгоняли из философии метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка”.

Позитивисты считали основной вопрос философии, а также другие коренные вопросы философии неразрешимыми из-за слабости человеческого разума. Махисты - что основной вопрос философии снимается и разрешается учением о нейтральных элементах. Неопозитивисты заявляют, что и основной вопрос философии и вообще проблемы, считавшиеся ранее серьезными для философии, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача - логический анализ и прояснение положения науки, в которой выражаются знания о мире.

Сведению философов к логическому анализу неопозитивизм обязан Б. Расселу, который воспользовался при этом достижением математической логики. Попытавшись дать строгие определения математических понятий он пришел к выводу, что вся математика может быть сведена к логике. Далее Рассел придал более широкое значение методу логического анализа и объявил, что “логика - это сущность философии”.

Витгенштейн развил эту идею, указав, что философия состоит в логическом анализе языка.

Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы фил почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о. очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивисты различают 3 типа осмысленных предложений:

1. высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более);

2. Предложение, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствие с логическими правилами (могут быть сведены к высказывания об эмпирических фактах);

3. Предложения логики и математики (не содержат высказывания о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания).

Чтобы выяснить, имеет ли предложение смысл необходим специальный метод – верификация. Суть метода заключена в сравнении предложенного с действительным, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения заключается в методе его проверки”. Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа “душа человека бессмертна” бессмысленны т.к. не могут быть проверены.

Под фактами неопозитивисты понимают ощущения, переживания, словом состояния сознания.

Пример: Утверждение о том, что роза, аромат который я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее материально или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат, и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит, в процесс верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не могут быть верифицированы, так как вероятность всегда относится к конкретному эмпирическому факту. В силу субъективизма, верификация истины положения науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производящего верификацию. Поэтому было предложено считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. Т.е. критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выяснения истинности предложения сравнивать его с другими предложениями. Понимание истины как соответствие фактам начало уступать место взгляду на истину как на согласованность предложения с системой других предложений, что не может основой знания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.