Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Конта.






Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную религию — так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его двух главных сочинениях. Эта формула в своём целом выражает лишь его позднейшую точку зрения. Когда он задумывал, обрабатывал и издавал «Курс философии позитивизма», он вовсе не думал о превращении или хотя бы о дополнении философии религией. Напротив, главной причиной его разрыва с Сен-Симоном было стремление последнего к возрождению религиозных идей и учреждений. Для самого Конта основное побуждение (в первый период его деятельности) состояло в том, чтобы объединить умственный мир человечества на твердой почве положительных наук, через совершенное исключение (é limination) всяких спорных теологических и метафизических идей. Современное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические и метафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла бы достоверность точной науки. Такая система и есть положительная философия, то есть основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале наук, как последнее обобщение их данных. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. Начиная с самой общей или широкой по объёму и простой по содержанию науки — математики, — Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. При дальнейшем расчленении этих наук Конт руководится ещё двумя относительными точками зрения:

1) противоположением между абстрактным и конкретным;

2) противоречием между пребыванием и изменением, или статической и динамической сторонами явлений.

Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика (классическая философия) — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Позитивистские науки (по Конту) имеют следующие характеристики:

· Знания, опирающиеся на факты;

· Знания, которые дает истина;

· Позитивистское знание – это знание, устремленное к удобному, непосредственному применению. Содержание такого знания – данные. Он исходит из той же гносеологической трактовки (знания о мире).

Объект – знание (теоретическое, эмпирическое) – истина – применение

Его лозунг: ПРОГРЕСС И ПОРЯДОК.

Основные положения программы позитивизма:

1) Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации. Философия и наука самостоятельны. После второй мировой войны о прогрессе и порядке проявил отрицательную сторону, т.к. не учитывал этику ученого (ядерное оружие).

2) Прежняя философия как метафизика должна быть упразднена над физикой. Первопричина, первоначало. Такая философия должна была перестать существовать, нужна философия, приближенная к жизни. Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы обладать, предвидеть, чтобы обладать силой мочь. Френсис Бекон «Знание - сила».

3) Должна быть преодолена противоположность между материализмом и идеализмом. Это для того, чтобы научное знание описывало явление. Наука и ее законы отвечают на вопрос: «Как?» И не отвечают на вопрос «Почему?»

Конт не против религии, но он дает ей особое значение. Она нужна человеку, т.к. позволяет объединить человека через культ человечества. Христос дает идею того, что все едины. В каждом человеке есть частичка Божественного. Каждый должен добиться идеала Иисуса Христа. Конт сохранил этику альтруизма (это когда один человек живет ради другого). Идея общественного блага. Потом появился Ницше со своей идеей сверхчеловека.

Конт предложил классифицировать науки по объектам и по характеру того знания, которое дает наука.

Науки бывают:

- естественные

- психоаналитические

- общественные

Существует два горизонтальных среза науки:

1 – фундаментальные

2 – прикладные (приложение к фундаментальным наукам).

Идея прогресса:

Прогресс не может быть бесконечным. Человечество не может бесконечно прогрессировать. Рано или поздно будет конец истории людей. Конт создал концепцию исторического развития человечества. Выдвинул в истории развития 3 ступени:

1 – Теологическая до 1300 года (доминирует религия):

а) Необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления;

б) все явления объясняются на основе религиозных представлений;

в) имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным;

г) нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

2 – Метафизическая с 1300 до 1800 года (доминирует философия):

Теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивные понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов.

Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

3 – Позитивистская (научная, 19 век):

а) на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем;

б) на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество;

в) на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия» из общества уходит агрессивность;

г) вместо аристократов и анархистов приходят социократы;

д) человек живет умозрительными схемами, наука дает положительные знания.

Умозрительное – умом зрю, чувственное и зрительное вторично.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.