Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 6






1. Организационные формы и структуры управления. Понятие организационные структуры управления. Линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и др.

Организационная структура – принципиальная схема иерархически упорядоченных функциональных взаимосвязей элементов организации как социально-экономической специализированной системы различных видов деятельности.

Первой в управлении появилась Линейная система управления, характеризуется наличием устойчивой связи начальник - подчиненный. Руководство в линейной системе охватывает все задачи и распространяется на всю иерархию.

Линейная система имеет следующие характеристики: 1)наличие единого распорядительства. 2)распоряжения поступают только от одного начальника к исполнителю. 3)в подчинении от 4 до 12 человек. 4)предельная граница контроля, то есть величина отклонений, превышение которой не позволяет справиться своими силами и требует вмешательства более высокого уровня руководства.

Достоинства линейной системны: простота взаимоотношений между уровнями управления; легкость создания (достаточно иметь 1 специалиста и неквалифицированных или малоквалифицированных исполнителей).

Недостатки линейно системы: слабовосприимчива к изменениям (негибкая из-за низкой квалификации исполнителей); сложность и длительность процедур принятия решений, так как согласования действий и решений, как на разных уровнях, так и между исполнителями одного уровня осуществляется только через вышестоящих руководителей; каждый руководитель объективно должен обладать универсальными знаниями и способностями, но ими не обладает.

Несмотря на недостатки, линейная система организации хорошо себя показывает в сложных и чрезвычайных ситуация, когда для выполнения несложных работ необходимо быстро организовать людей и т.п.

Функциональная система. – деление по функциональному признаку.

Главной отличительной чертой функциональной системы управления является высокое качество управления на всех уровнях. Это выгодно отличает ее от линейной системы.

Достоинства: 1. на каждом уровне исполнение специф. функций передается органу или исполнителю соответствующей квалификации и специализации; 2. задачи в совокупности охватывают все аспекты управления деятельностью объекта;

3. распределение работ стремится к исключению дублирования функций исполнителей; 4. специализация исполнения связана с достаточно однородными работами (т. е. конкретной функцией).

Рассмотрим основные недостатки функциональной системы: противоречит закону единства распорядительства (исполнитель получает указания от нескольких руководителей, к тому же нередко противоречивые), специфика задач и специализация функций каждого элемента функциональной системы затрудняет управление и координацию из-за относительной автономности функциональных руководителей, излишне дробится процесс исполнения управленческих распоряжений.

Эти недостатки функциональных структур частично могут быть устранены с помощью «штабной» системы, где штаб состоит из высококвалифицированных специалистов. В функционально-штабной системе штаб не только консультирует, но и выполняет координирующую функцию.

Линейно-функциональная система. (более 90% структур). Функциональные руководители выше линейных в организации по статусу.

Поскольку линейная и функциональная системы обладают указанными недостатками, в управлении чаще всего мы встречаем систему, где сочетание линейных и функциональных связей смягчает недостатки обеих систем и придает эффект их достоинствам.

Линейно-функциональная система имеет следующие характеристики:

В основном управление осуществляется по линейному принципу, но часть функций осуществляется специальными (функциональными) подразделениями. Например, завод, где цех, участок – это линейные связи, а ОТК, сбыт, маркетинг – функциональные связи.

Матричная система. Эта система является примером дальнейшего развития организационных систем управления и имеет следующие характеристики:

1. исполнитель имеет двух и более руководителей,

2. наряду линейно-функциональной системой подчинения существует горизонтальное подчинение. На схеме оно представлено связями по линии руководитель проекта – группы исполнения. В горизонтальных связях осуществляется управление рабочими и технологическим временем, срокам, комплексами работ и полномочиями. Здесь решается вопрос: что и когда должно быть сделано.

3. линейно-вертикальные связи решают вопросы технического характера: кто и как будет выполнять ту или иную работу, нести ответственность за выполнение общей задачи на данном участке. На схеме линейно-функциональные связи идут от общего руководства к функциональным отделам и от них к «сетчатому» блоку исполнителей.

Достоинства матричной системы: чрезвычайная гибкость, как относительно самого процесса создания (при наличии постоянной матрицы общего руководства и функциональных отделов можно быстро организовать исполнительские структуры)так и относительно возможностей того или иного проекта или программы, исполнительские блоки могут быть расширены, а матрица как постоянная структура со штатом высококвалифицированных специалистов готова к разработке и выполнению нового проекта или программы.

Матричная система управления хорошо зарекомендовала себя в американском менеджменте в реализации космических программ, в крупном строительстве. Матричные системы широко применяются в мировой и отечественной практике управления.

Следует отметить и недостатки матричной системы: 1)чрезмерная сложность и перегруженность структурами. 2)конкуренция вертикального и горизонтального руководства. 3)борьба за власть и повышенная конфликтность.

Но указанные недостатки смягчаются временным характером этой структуры и компенсируются высочайшим уровнем квалификации исполнителей.

 

2. Вопросы местного значения. Понятие вопросов местного значения. Особенности и отличия перечня вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа.

Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В Федеральном законе от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения распределен по типам муниципальных образований:

-общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за муниципальным образованием местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;

-к ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения. Это обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, для развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки уличных указателей и др.;

-на уровень муниципального района вынесены вопросы. решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К важнейшим из таких вопросов относятся: организация охраны общественного порядка, организация предоставления начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время, основных видов общей медицинской помощи и др. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и т. д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. которые обязаны выделять субвенции местным бюджетам на эти цели в размере, необходимом для реализации основных образовательных программ в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать финансирование образовательных услуг во всех муниципальных образованиях России, независимо от состояния их доходной базы;

-значительный круг вопросов местного значения отнесен к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу, что в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческне вопросы — муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация библиотечного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района — организация работы бибколлектора;

-к полномочиям городских округов отнесена сумма полномочий поселений и муниципальных районов.

Законом установлено, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью закона, т. е. отделены от перечня этих вопросов. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя, например, такие вопросы:

—принятие и изменение уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов:

—установление официальных символов муниципальных образований:

—создание муниципальных предприятий и учреждении:

—установление тарифов на их услуги (если иное не предусмотрено федеральными законами);

—формирование и размещение муниципального заказа;

—проведение муниципальных выборов, референдумов, голосований;

—принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития.


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.