Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 3 страница






Проведенные аэрофотосъемка и геомагнитные исследования показали, что наибо­лее крупные трипольские поселки служили своеобразными племенными центрами и, возможно, являлись прообразом будущих городов (так называемые протогорода). Ана­лизируя общее количество жилищ на различных поселениях, удалось подсчитать, что там проживало от нескольких сотен до нескольких тысяч людей одновременно. Таким образом, в эпоху расцвета трипольской культуры в Приднестровье отмечена значитель­ная плотность населения: на 1 кв. км приходилось в среднем около 13 человек.

В северной части Днестровско-Прутского междуречья образуется, пожалуй, наибо­лее густонаселенная область из всего ареала распространения трипольских племен. Этот регион стал одним из основных центров данной культуры. Здесь выделяют три района наибольшей концентрации древних поселений, причем один из них включает и терри­торию северной части Приднестровья.

Поздний период. Трииольское общество на завершаю­щем этапе. К концу 1Уи в первой половине III тыс. до н. э. трипольская культура достигла наивысшего расцвета, после чего стали появляться первые признаки кризи­са. Основная его причина - ухудшение природных условий, связанное с расширением степного ландшафта и сокращением лесной растительности. Мотыжное земледелие на малоплодородных лёссовых почвах, охота и рыболовство уже не могли обеспечить преж­ний уровень жизни постоянно увеличивающегося населения. Засушливый климат рез­ко сократил и кормовую базу скотоводства.

В создавшихся условиях продолжало возрастать значение земледелия, которое раз­вивалось за счет освоения новых площадей. Техника обработки земли и уборки уро­жая осталась на прежнем уровне, так как примитивные роговые рала на воловьей уп­ряжке были непригодны для поднятия целины и применялись в основном для рыхле­ния грунта перед посевом. Лёссовидные почвы через несколько лет интенсивного ис­пользования быстро истощались и восстанавливались лишь спустя десятилетия. Умень­шение плодородия почв вынуждало обитателей трипольских поселений каждые 40-50 лет покидать их и создавать новые на других землях.

В животноводческом хозяйстве крупный рогатый скот по-прежнему оставался ос­новным источником мясной пищи и шкур, несмотря на появление в трипольских по­селках кур и лошадей. Лошадь, вероятнее всего, была заимствована у соседних ското­водческих племен, и ее использовали не только для перевозки грузов, но и для верхо­вой езды. Как и прежде, скот содержался преимущественно на подножном корму, что приводило к периодическому сокращению стада накануне зимы.

Примитивная агротехника и относительно низкая культура животноводства не могли обеспечить нормальное существование. Поэтому приблизительно к середине III тыс. до н. э. происходит определенная трансформация трипольских общностей. Складыва­ется ряд новых этнокультурных образований, хронологически занимавших промежу­точное положение на этапе перехода от энеолита к эпохе ранней бронзы. На террито­рии Приднестровья в этот период сформировались две родственные локальные груп­пы позднетрипольского населения.

Племена усатовской локальной группы. К середине III тыс. до

н. э. часть населения Среднего Поднестровья вынуждена была покинуть свои земли и переселиться в степные районы Северо-Западного Причерноморья и Румынии. Непри­вычные для трипольских племен природные условия степного юга оказались малопри­годными для земледелия, но весьма способствовали развитию скотоводства, поэтому оно стало ведущей отраслью хозяйства для усатовской группы населения. Эта группа получила свое название по первому открытому и исследованному памятнику этого типа у с. Усатово под Одессой.

Для своих поселений эти племена часто выбирали естественно защищенные участ­ки, нередко их дополнительно укрепляли валами и рвами. Наряду с небольшими ук­репленными стоянками строились и достаточно крупные поселения с разнообразными каменными хозяйственными и культовыми сооружениями, которые, вероятнее всего, являлись межплеменными культурными центрами. Основным из них было поселение у с. Усатово, рядом с которым располагалось несколько курганных и грунтовых могиль­ников. Усатовские курганы имели достаточно сложные конструкции, состоящие из ка­менных куполов, закладов и кромлехов. Судя по погребальному инвентарю, в них хо­ронили в основном племенных вождей и родовых старейшин. Захоронения рядовых членов племени представляли собой грунтовые могильники. Как правило, это были не­большие ямы, перекрытые каменными плитами или закладами и содержащие бедный погребальный инвентарь.

Показательно, что к настоящему времени на территории Нижнего Поднестровья из­вестны поселения и курганы лишь этой локальной группы. На левобережье Днестра усатовские курганы были обнаружены близ г. Тирасполя, а также у сел Буторы, Спея, Красногорка, Бычок Григориопольского района, Парканы, Терновка и Суклея Слобод- зейского района. Почти в каждом из них были найдены характерные керамические из­делия, орудия труда, оружие из камня, кости и металла.

Наиболее яркая и богатая группа усатовских захоронений была исследована на пра­вобережье Днестра у с. Пуркары района Штефан Водэ. Здесь, на равнинном плато ко­ренного берега, находилось четыре кургана, содержавших 11 усатовских захоронений. Три из них были окружены массивной каменной обкладкой. В центре самого крупного кургана найдено одно из наиболее богатых погребений этого времени. Наряду со сто­ловыми и кухонными сосудами в нем находилось шесть бронзовых изделий, серебря­ные височные кольца, роговая мотыга и множество украшений из полированных пти­чьих костей. Наличие серии бронзовых орудий и другого погребального инвентаря, а также внушительной курганной насыпи указывает на принадлежность данного комп­лекса представителю местной родоплеменной знати. В этом районе, непосредственно у Днестра, известно синхронное поселение, к которому, вероятно, и относились обна­руженные курганы.

Кроме того, полученные материалы позволяют предположить, что в этом регионе Нижнего Поднестровья усатовские племена постоянно пасли свой скот. Это подтверж­дается и находками в парных захоронениях костяков детей и молодых мужчин, кото­рые могли быть пастухами. Характерным элементом погребального инвентаря усатов­ских племен являются своеобразные стилизованные фигурки женщин на кубических постаментах, а также большая группа кухонной керамики со значительной примесью толченой ракушки в тесте. Одновременно наблюдаются уменьшение (по сравнению с предшествующей эпохой) разнообразия керамических форм и постепенная деградация расписного орнамента.

Население усатовской группы разводило преимущественно коз и овец, однако в хо­зяйстве использовали и лошадей, и крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгон­ный характер, но базировалось на укрепленных поселениях. Пашенное земледелие ото­шло на второй план и практиковалось в основном в долинах рек. Охота и рыболовство не занимали сколь-нибудь важного места в хозяйстве.

Играя роль форпоста трипольского мира на юге, усатовские племена первыми всту­пили в контакт со скотоводческим населением ямной культуры, а затем какое-то время сдерживали их натиск. Вероятно, на первом этапе их взаимоотношения носили довольно мирный характер, что нашло свое отражение в ряде степных импортов в позднетри- польских погребальных комплексах. Однако к концу III тыс. до н. э. усатовское насе­ление сходит с исторической арены, будучи вытесненным или ассимилированным при­шлыми племенами.

Племена выхватинской локальной группы. Эти племена по­лучили свое название по первому исследованному памятнику у с. Выхватинцы Рыб- ницкого района. Они занимали территорию по обоим берегам Днестра, приблизитель­но от г. Сороки на севере до г. Дубоссары и устья р. Реут на юге. Выхватинские посе­
ления и безкурганные могильники малочис­ленны и практически не изучены. На неко­торых из них были выявлены остатки назем­ных жилищ-площадок, землянок и хозяй­ственных сооружений.

Наиболее ярким памятником данной культурной группы, безусловно, является выхватинский могильник, случайно откры­тый на территории одноименного села. Он находился на высоком мысу, образованном левым берегом Днестра и двумя оврагами, недалеко от синхронного поселения. За годы раскопок была исследована площадь в 900 кв. м, на которой в общей сложности нахо­дилось 74 захоронения. Многие из них были окружены каменными обкладками или име­ли каменные перекрытия.

Все погребенные этого могильника ле­жали в скорченном положении, преимуще­ственно на левом боку, посыпанные белой глиной или красной охрой. Большинство за­хоронений содержало достаточно выразительный погребальный инвентарь. Обнаружен­ная здесь коллекция орудий труда и оружия немногочисленна и представлена в основ­ном кремневыми, каменными, роговыми и костяными изделиями, а также одним ме­таллическим предметом - шилом. В инвентаре явно преобладает керамика, которая де­лится на столовую, изготовленную из мелкоструктурной глины, и кухонную, вылеплен­ную из массы с примесью мелкотолченых раковин. Своеобразие столовой посуде при­дает исключительно горизонтальное построение росписи, нанесенной темно-коричне- вой, иногда в сочетании с красной, охрой. Кухонная керамика украшена параллельны­ми отпечатками оттисков шнура и характеризуется более низким качеством. Особенно выразительна антропоморфная пластика, представленная реалистичными женскими ста­туэтками и погремушкой прекрасной сохранности, которые находились в детских за­хоронениях.

По мнению археологов, могильник разделялся на два участка. Один из них пред­назначался для захоронения рядовых членов общины, другой - для членов обособив­шихся семей. Каждый из таких семейных некрополей содержал останки одного-двух мужчин, одной женщины и трех-пяти детей, Показательно, что именно мужские по­гребения выделяются как качеством, так и количеством погребального инвентаря. Та­ким образом, на этапе перехода от позднего энеолита к ранней бронзе основной ячей­кой общества становится патриархальная семья. Судя по погребальному обряду, в этот же период происходит выделение родоплеменной верхушки - старейшин и вождей, об­ладавших богатствами и властью. О социальном расслоении общества наглядно сви­детельствует погребальный инвентарь некоторых захоронений, а также появление на поселениях и могильниках жезлов, боевых и парадных топоров. Первобытнообщин­ный строй оказался у порога своего разложения.

Позднее триполье. Жители выхватинского поселения (раскопкиТ.С. Пассека, графическая реконструкция М.М. Герасимова)

Кроме выхватинского могильника, который и сегодня продолжает оставаться наи­более крупным и выразительным для данной группы позднетрипольского населения, известно всего два местонахождения аналогичных погребальных комплексов - у сел Голерканы и Оксентия Дубоссарского района, на правом берегу Днестра, которые прак­тически полностью уничтожены водами Дубоссарского водохранилища. Однако нет со­
мнений в том, что более тщательные археологические разведки в Приднестровье при­ведут к открытию новых грунтовых могильников выхватинского типа.

В эпоху позднего триполья неуклонно возрастает роль мужчины в жизни семьи и общины, что обусловлено необходимостью быстрого освоения новых земель, требовав­шего поднятия целины, вырубки и корчевки леса, специализацией металлообработки, гончарства и обработки кремня, строительством оборонительных укреплений и разви­тием скотоводства. В обстановке участившихся военных столкновений особое значе­ние приобретает фигура мужчины-воина. Об этом говорят находки многочисленных бо­евых топоров и клевцов из оленьего рога, камня и металла. Роль женщины все больше ограничивается сферой домашнего хозяйства и сопутствующими ему занятиями. Но она по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, связанного с культом боги- ни-матери и плодородия.

На территории Приднестровья охарактеризованные выше общества развивались в течение трех-четырех столетий - с XXYI по XXII в. до н. э. Этому периоду присущи крупные хозяйственные и социальные изменения, бурные межплеменные отношения. Изучение трипольской культуры показало, что она являлась одним из основных цент­ров развитого производящего хозяйства в Европе и отличалась высоким уровнем раз­вития материальной и духовной жизни местного населения.

Древнейшие скотоводческие племена эпохи энеолита. Дли­тельное время считалось, что первыми скотоводческими племенами, проникшими в Северо-Западное Причерноморье, были носители ямной культуры. Однако масштабные раскопки курганов, проведенные за последние 20 лет, опровергли эту точку зрения. Оказалось, что наиболее ранними являются древнейшие погребальные комплексы, пред­шествующие захоронениям не только ямной, но и усатовской культуры.

Общее количество древнейших подкурганных захоронений невелико и насчитыва­ет в Приднестровье несколько десятков погребальных комплексов. Наиболее ранние из них характеризуются скорченным положением костяка на спине и восточной ориенти­ровкой. По мнению исследователей, указанные памятники первоначально были бескур­ганными и связаны с небольшими коллективами скотоводов и ремесленников, проник­ших в данный регион с востока.

Определенным эталоном при характеристике этой группы захоронений является ос­новной погребальный комплекс в кургане у с. Суворово Одесской области. Здесь в пар­ном погребении среди богатого инвентаря, представленного орудиями труда и украше­ниями из меди, кремня и раковин унио, был обнаружен каменный скипетр, реалисти­чески изображающий голову лошади с надетой уздой. О глубокой древности комплек­са свидетельствуют находки скипетров, обнаруженных в слоях различных древнезем- ледельческих обществ. Анализ подобных стилизованных зооморфных изображений из камня - так называемых скипетров - позволил отнести их к сравнительно узкому хронологическому периоду - середине IV тыс. до н. э. Данный вывод подтверждает и найденный фрагмент схематршеского скипетра на трипольском поселении Верхние Жоры (I) на Днестре.

С определенной долей вероятности группу древнейших скотоводческих захороне­ний можно отнести к выделяемой на Украине Новоданиловской группе памятников, ко­торая датируется серединой - началом второй половины IV тыс. до н. э. О том, что указанные племена обитали в низовьях Днестра, свидетельствует открытие приднест­ровскими археологами первого аналогичного комплекса в кургане у пос. Слободзея. Здесь в разрушенном еще в древности центральном погребении были обнаружены ору­дия труда из меди и камня, а также украшения из кости, характерные в основном для Новоданиловских памятников. Единичные находки подобных захоронений косвенно сви-

Степной энеолит. Керамика группы Хаджидер

 

детельствуют о том, что проникновение сюда первых скотоводов было крайне немно­гочисленным и носило, скорее всего, эпизодический характер.

Второй группе энеолитических памятников присуще скорченное положение на ле­вом или на правом боку. С захоронениями именно этого типа на данной территории возникла традиция возведения курганных насыпей. Идея строительства курганов была обусловлена, очевидно, подвижным образом жизни первых скотоводческих племен: курганная насыпь хорошо видна на равнинных просторах восточноевропейских степей. Своеобразие указанных памятников позволило выделить их в культурную группу Хад­жидер, характерную в основном для территории Днестровско-Пруто-Дунайского меж­дуречья.

Среди основных комплексов этой группы преобладает восточная ориентировка. Об­наруженный погребальный инвентарь весьма выразителен и состоит из редких сосу­дов различных форм, орудий труда, оружия из кремня и рога, вотивных изделий, а также характерных для энеолита украшений - ожерелий из зубов животных и костяных бус. Наиболее яркую серию данной группы дали исследования уникального культового ком­плекса в кургане 9 у с. Красное Григориопольского района. Здесь под древнейшей кур­ганной насыпью были обнаружены девять энеолитических захоронений и связанный с ними монументально-ритуальный комплекс. Вероятно, в древности этот курган являл­ся своеобразным храмом-святилищем для местного скотоводческого населения. Он со­стоял из деревянных и каменных конструкций и включал примитивные зооморфные и антропоморфные каменные плиты и изображения, среди которыхдоминировали голо­вы быка и примитивные изображения человеческой фигуры. Показательно, что в од­ном из захоронений был найден выразительный костяной скипетр со вставленной в рабочую часть медной пластиной и инкрустацией из шести медных стержней. Он не имел следов сработанности и, скорее всего, принадлежал вождю племени или же жре­цу данного храма.

Скотоводческие энеолитические племена разводили преимущественно мелкий ро­гатый скот - коз, овец - и лошадей. Немаловажное место в составе стада занимал и крупный рогатый скот. Изображение узды на скипетре, обнаруженном в кургане у с. Суворово, позволяет утверждать, что в этот период уже была освоена верховая езда, которая способствовала мобильности степного населения. Исключительно ин­тересными представляются данные трассологического анализа кремневых изделий из двух погребений в кургане у с. Красное. В одном из них находились орудия для обработки дерева, в другом - для обработки кожи, что позволяет говорить о зачат­ках ремесленной специализации уже в энеолитическую эпоху.

О высоком развитии идеологических представлений, связанных с культом быка и солнца, свидетельствует не только храмовый комплекс у с. Красное, но и открытие ос­татков аналогичного святилища с антропоморфными стелами у с. Оланешты района Штефан Водэ на правобережье Днестра. Обнаруженные на этих памятниках древней­шие монументальные изображения говорят об их культурной принадлежности к тра­дициям энеолитическои эпохи, хотя в последующее время они широко использовались для перекрытия более поздних, в основном ямных, захоронений.

Историческое развитие энеолита завершается проникновением на эти земли оче­редной волны инокультурных скотоводческих племен так называемой постмариуполь­ской группы. Большинство указанных памятников также связано с курганным строи­тельством и характеризуется крайней бедностью погребального инвентаря. Основны­ми особенностями отмеченных комплексов являются вытянутое положение погребен­ных на спине и отсутствие керамики. Их связь с восточными регионами северопри­черноморских степей подтверждается аналогичными захоронениями Орельско-Самар­ского междуречья. Относительная хронология древнейших подкурганных памятников Приднестровья дает возможность отнести постмариупольскую группу ко второй чет­верти III тыс. до н. э.

Различный погребальный обряд и инвентарь энеолитических захоронений позво­ляет сделать вывод о полиэтничности первых скотоводческих племен региона, пред­ставленных, как минимум, тремя отмеченными культурно-хронологическими группа­ми. Проникновение на левобережье Днестра первых племен ямной культуры ознаме­новало наступление здесь новой исторической эпохи - бронзового века.

§ 5. Бронзовый век

После трех тысячелетий относительно мирного и стабильного развития Приднест­ровье попадает в ареал общеевропейских миграций древних племен и народов. В пер­вую очередь это было связано с развитием скотоводства. Ухудшение климата, увеличе­ние численности домашних животных привели к истощению старых пастбищ и поста­вили скотоводов перед необходимостью поиска новых плодородных земель. С середи­ны III тыс. до н. э. начинается массовая миграция в этот регион многочисленных ско­товодческих племен, генетически не связанных со своими предшественниками. Наря­ду с новым укладом жизни они приносят и качественно новый обряд погребения. Имен­но с этого времени в Поднестровье широко разворачивается возведение курганов, на­всегда определивших историческое своеобразие местного степного ландшафта.

Курганы сооружались различными племенами кочевников и зачастую являются единственным документальным свидетельством их пребывания на этих территориях. Появление здесь кочевых народностей ознаменовалось постепенным вытеснением, а на рубеже III и II тыс. до н. э. - почти полным исчезновением процветавших когда-то местных земледельческих культур. В человеческой истории наступила новая эпоха - бронзовый век.

Ни один предыдущий период в первобытной истории Поднестровья не характери­зуется таким количеством культур, как этот. В течение III и особенно II тыс. до н. э. здесь активно перемещались многочисленные скотоводческие племена и народы, пос­ледовательно уступая место друг другу. В это время происходит разложение первобыт­ного коллективного хозяйства, утверждаются патриархальные отношения и, как след­ствие, окончательно выделяется племенная верхушка. На огромных степных простран­ствах Восточной Европы изменяется хозяйственный уклад жизни - на смену земледель­ческим культурам приходят скотоводческие.

Племена ямной культуры. Степи Северо-Западного Причерноморья ха­рактеризуются умеренно теплым и засушливым климатом, с непродолжительной мяг­кой зимой, засушливым летом с небольшим количеством осадков, частыми суховеями

Эпоха ранней бронзы. Металлические изделия ямной культуры

 

и засухами. Наиболее благоприятные условия для развития скотоводства складывались в те годы, когда зимой или вовсе не было снега, или его покров в степи был столь не­значителен, что не мешал животным самим добывать себе корм. Способствовали раз­витию скотоводческого хозяйства и огромные естественные запасы типчаково-полын- ной и полынно-злаковой растительности, пригодной для разведения лошадей и овец.

Однако морфологический анализ палеопочв показал, что в IV— Ш тыс. до н. э. кли­мат в Северном Причергюморье был более сухим и холодным, чем в настоящее время. Его некоторое смягчение произошло лишь на рубеже Ш-П тыс. до и. э. Таким обра­зом, с одной стороны, благоприятные природные факторы стимулировали развитие степ­ного скотоводства, а с другой - суровые погодные условия приводили к необходимости постоянных поисков новых, еще не истощенных пастбищ.

В данных природных условиях и сложилась ямная культурно-историческая общ­ность, которая получила свое название по наиболее характерному для нее типу погре­бального сооружения. Ямная культура сформировалась еще в эпоху энеолита, когда ее отдельные племена начали постепенное продвижение с востока на запад, проникнув в эпоху ранней бронзы на пространства Нижнего и Среднего Поднестровья. Первые па­мятники этой культуры относятся к середине - второй половине III тыс. до н. э. Отсут­ствие в этом регионе поселений или стоянок позволяет считать, что основной формой хозяйства у ямных племен было, скорее всего, подвижное скотоводство.

Подвижный образ жизни скотоводческих племен исторически закономерен и кос­венно подтвержден сотнями однотипных курганов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Высокая мобильность степного населения подтверждается и находками в захоронениях одинаковых четырехколесных повозок, которые благодаря массивным формам вполне могли заменять кочевнику дом. Данная категория находок свидетельствует не только об освоении степных пространств, но и об основном виде экономики скотоводческих племен, а также образе их жизни.

Памятники ямной культуры хорошо известны в Приднестровье и представлены ис­ключительно подкурганными захоронениями. Умерших хоронили в простых ямах в скорченном положении на спине, коленями вверх. Погребальные камеры перекрыва­лись дубовым накатом и лишь потом засыпались землей. Дно, как правило, устила­лось травой или тростниковыми циновками. Погребальный инвентарь относительно бедеР1 и однообразен: встречается лепная плоскодонная керамика различных форм, из­редка изделия из бронзы (листовидные ножи, шилья, тесла), оружие (кремневые и ко­стяные наконечники стрел), орудия труда (кремневые ножи, пластины, скребки, костя­ные лощила, проколки, астрагалы, каменные растиральники и выпрямители для стрел).

Достаточно часто погребенных сопровождали различные украшения. Эта наиболее многочисленная и выразительная категория находок включает серебряные височные кольца и пронизки, медные и бронзовые пронизки, поясные обоймы и наручные брас­леты, ожерелья из зубов животных и др. Нередко в ямных захоронениях встречаются примитивные антропоморфные стелы, грубо изображающие человеческую фигуру. Их изучение показало, что практически все стелы были обработаны для вертикальной ус­тановки в землю. Вторичное их использование в качестве перекрытий захоронении эпо­хи бронзы подтверждает версию, что они генетически не связаны с ямной культурой, а были изготовлены в предшествующую эпоху степными энеолитическими племенами.

Население ямных племен занималось преимущественно скотоводством и разводи­ло мелкий и крупный рогатый скот, а также лошадей. Определенную роль, вероятно, играло и земледелие, о чем говорят обнаруженные на некоторых сосудах отпечатки куль­турных растений и следы их местной обработки. Охота и собирательство особого зна­чения не имели.

Погребения данной культуры обнаружены во всех районах Приднестровья. В север­ной части региона эти племена поддерживали тесные контакты с носителями культур шнуровой керамики и шаровидных амфор Карпатского бассейна, а на юге - с рядом культур раннебронзового века Балканского полуострова. Таким образом, здесь четко вы­деляются два основных направления миграции ямных племен. Одновременно происхо­дило взаимодействие и с племенами усатовской группы. Находки как усатовских импор- тов в ямных погребениях, так и ямных в усатовских свидетельствуют о длительных и преимущественно мирных контактах между двумя группами степного населения.

В начале II тыс. до н. э. на позднем этапе развития ямной культуры решающую роль начинают играть усиливающиеся центробежные тенденции. Они были обуслов­лены периодом сосуществования ямных племен с различными катакомбными группа­ми, проникавшими с востока на территорию Приднестровья. К тому же, вероятно, про­исходила взаимная ассимиляция при доминирующем влиянии со стороны катакомбной культурно-исторической общности. Наличие тштичных катакомбных наконечников стрел в некоторых костяках ямной культуры свидетельствует о сложном характере отноше­ний между двумя группами скотоводов. Очевидно, со временем позднеямные племена были полностью ассимршированы и подверглись культурной трансформации со сторо­ны племен катакомбной культуры.

Население катакомбной культуры. Расселение катакомбных пле­мен, получивших свое название по характерной черте погребального обряда, начина­ется приблизительно в конце XIX - XVIII в. до и. э. В этот период отдельные группы катакомбного населения проникают в Нижнее Поднестровье, почти целиком занятое ям- ными племенами.

Эта культура представлена исключительно погребальными памятниками PI харак­теризуется отсутствием в данном регионе поселений. Умерших хоронили в катаком­бах, преимущественно в вытянутом положении на спине. Как правило, для погребе­ний использовались насыпи более ранних энеолитических и ямных курганов. Находки катакомбных курганов единичны и являются исключением в культурной традиции это­го населения. Большинство погребений было совершено в полах курганной насыпи и располагалось по кругу, в основном в ее южной части. Вход в катакомбу закрывался деревом, каменной плитой или глиняной пробкой, сама погребальная камера землей не засыпалась. Тела укладывали на травяную или тростниковую подстилку и посыпа­ли охрой или мелом.

Погребальный инвентарь этой культуры весьма выразителен: керамика с плоским дном, часто украшенная резным и лепным орнаментом, а также орудия труда, оружие
и украшения. Керамика выделяется грубой об­работкой поверхности, в результате чего она часто покрыта расчесами. Среди разнообраз­ных керамических форм встречаются харак­терные сосуды-молочники, имеющие под вен­чиком один или два носика со сквозными горизонтальными отверстиями.

В этот период широкое распространение получают каменные боевые топоры, иногда ук­рашенные орнаментом. Такой полированный топор из базальта и обломок аналогичного то­пора, украшенные изящным рельефным орна­ментом, были обнаружены в центральном под- курганном погребении близ Тирасполя. Судя по прекрасной сохранности и отсутствию сле­дов сработанности, это орудие являлось парад­ным и принадлежало вождю или старейшине племени. К парадному оружию следует отне­сти и полированные булавы круглой формы, изредка встречающиеся в погребениях. Из орудий труда катакомбной культуры следует отметить бронзовые ножи листовидной фор­мы, комбинированные орудия на кремневой пластине и небольшие шилья, изготовленные из кавказских мышьяковистых бронз.

Хозяйство и патриархальный уклад ката- комбных племен практически не отличались от ямных. Основой хозяйства также было под­вижное скотоводство, а земледелие играло подсобную роль.

Развитие в период ранней бронзы главным образом скотоводческого хозяйства при почти застойном земледелии тормозило внутриобщинное разделение труда. Эти обсто­ятельства в определенной мере обусловили относительный застой патриархальных об­ществ данного времени. Дальнейший социальный прогресс мог базироваться только на одновременном развитии скотоводства и земледелия, которые стали основой хозяйств архаичных обществ, начиная со среднего периода эпохи бронзы.

Племена культуры многоваликовой керамики. Культура мно-

говаликовой керамики была выделена относительно недавно и получила свое название по наиболее характерному для нее типу керамической посуды. Вопрос происхождения этой культуры во многом остается еще неясным. Считается, что формирование данных племен происходило в конце XVII - начале XVI в. до н. э. в Подонье под влиянием взаимодействия носителей катакомбной культуры с иноэтническими группами. Пере­селяясь на запад и постепенно ассимилируя остатки населения ранней бронзы, племе­на культуры многоваликовой керамики формируют несколько культурных вариантов. Один из них - юго-западный - образовался в междуречье Днестра и Прута и включал в себя территорию Поднестровья.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.