Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйство, быт и культура сарматских племен






Кочевой, специфически военизированный образ жизни сарматских племен не пре­терпел значительных изменений после того, как они освоили пространства Северо-За­падного Причерноморья и территорию Приднестровья. «Они следуют за своими ста­дами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой - в болотах, а летом - на равнинах», - свидетельствует греческий историк Страбон. Сарматы разводили круп­ный и мелкий рогатый скот, лошадей. Основу питания составляли продукты перера­ботки мяса и молока, в то же время, по словам Плиния, они употребляли и раститель­ную пищу, например просяную (пшенную) кашу. Дополнительными источниками пи­тания были охота и рыбная ловля.

Жилищем сарматам, как и всем кочевникам, служили кибитки, поставленные на повозки, а также переносные жилища типа юрт, сделанные из войлока.

Мужской костюм сарматов мало чем отличался от скифского и прекрасно подхо­дил для верховой езды. Женщины носили удлиненную одежду, стянутую поясом, длин­
ные шаровары, плащи, скрепленные на гру­ди и плечах металлическими фибулами. Платье богато отделывалось вышивкой, ко­стюм дополнялся различными украшениями - бусами, перстнями, браслетами, серьгами и др. Одежда знатных женщин расшивалась золотыми бляшками, дополнялась различ­ными гривнами и венцами.

Обнаруженные при раскопках разнооб­разные предметы указывают на существова­ние и развитие в сарматском мире различ­ного рода ремесел и домашних промыслов. К ремеслам можно отнести кузнечное, брон- золитейное, ювелирное, косторезное, дере­вообрабатывающее, кожевенное, для кото­рых были необходимы специфические про­фессиональные навыки. К домашним про­изводствам относятся прядение, ткачество, вышивка, изготовление войлока и изделий из него, производство лепной посуды, а так­же ряд других промыслов.

С переселением сарматских племен в Северо-Западное Причерноморье значительно расширились их связи с припонтийскими городами и провинцией, носившие попеременно то военный, то мирный характер. Накопление у сарматов избыточного продукта и воен­ных трофеев, в основном рабов, способствовало развитию меновой торговли с античными центрами и соседними племенами.

Торговое место, где шел обмен товарами между варварами и жителями полисов, все­гда находилось за пределами города, иногда на достаточно большом расстоянии от него. Сарматы торговали скотом, шкурами, а также другим сырьевым товаром. Важной ста­тьей дохода была торговля рабами. Жители античных городов и поселений поставляли на торг различные изделия как местного, так и заморского производства: вино, масло, ткани, высококачественную гончарную и стеклянную посуду, ювелирные изделия и др.

Сарматы установили контроль над торговлей с восточными странами, поэтому в сарматских погребениях нередко встречаются изделия китайских мастеров - металли­ческие зеркала, шелковые ткани, поделки из нефрита. Из Индии доставлялись бирюза и кораллы, из Ирана - сердолик и альмандины, из Египта - пастовые бусы и различ­ного рода амулеты. Сюда поступало довольно большое количество товаров западного производства, это прежде всего галло-римская и италийская посуда из бронзы и дра­гоценных металлов, стеклянные сосуды, ювелирные изделия и другие предметы.

Экономические и культурные связи с античным миром способствовали дальнейшей дифференциации сарматского общества.

Отличительная черта сарматского мира, особенно на ранних этапах его развития, - это наличие пережитков матриархата. Античные авторы в своих трудах называли сар­матов «гюнайкократуменами», т. е. женоуправляемыми. Из этих же источников извес­тны имена сарматских цариц - Амага, Томирис и др.

Золотые украшения. Погребение 2, курган II у с. Мокра Рыбницкого района

Сарматские женщины отличались смелым, воинственным характером, они часто участвовали в военных походах. В женских погребениях наряду с чисто дамскими ат­рибутами встречаются предметы вооружения, каменные жертвенники со следами крас­ной краски, что свидетельствует о выполнении ими функций жриц. Укоренившиеся пе­режитки матриархата не исчезли и в первые века нашей эры.

Основные сведения о культуре сарматов получены при изучении могильников. Для сармат характерен как курганный, так и бескурганный обряд захоронения. Погребаль­ные сооружения отличаются значительным разнообразием: это могут быть большие ямы с деревянными сооружениями, над которыми возводилась курганная насыпь, узкие пря­моугольные ямы с заплечиками, подбоями, а также катакомбы, встроенные в насыпи курганов ранних эпох. На поздних этапах сарматской культуры появляются бескурган­ные могильники.

Характерная черта сарматского ритуала - вытянутое положение погребенного на спине, ориентированное головой на север, с согнутыми в локтях руками, лежащими в области живота. В ряде захоронений встречаются погребенные со скрещенными нога­ми, иногда преднамеренно отчлененными руками, а также деформированным при по­мощи бинтовой обвязки черепом. На территории Приднестровья подобные захороне­ния отмечены в селах Токмазея и Красногорка. У сарматов появляется обычай риту­альных перезахоронений, широко распространившийся затем в черняховской культу­ре. Такое разнообразие типов погребальных сооружений и положения погребенных сви­детельствует о разнородном составе сарматского мира, что подтверждается и атропо- логически.

Культ мертвых и вера в загробную жизнь проявляются в различного рода ритуаль­ных действиях: во время погребения проводилось очищение могильных ям огнем, под­сыпка золой, углями, мелом, над могилами совершались заупокойные тризны, а также жертвоприношения животных. Погребенных сопровождал разнообразный инвентарь, соответствовавший их социальному статусу.

Основным предметом поклонения у сарматов, как и у скифов, был меч. По словам Аммиана Марцелина, сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняют­ся ему как Марсу». Поклонялись сарматы и великой богине плодородия, которая была также покровительницей коней. С ней был связан культ солнца и огня. В античных ис­точниках сохранились упоминания о почитании сарматами водных божеств.

С приходом сарматов состав населения во многом изменился. Они проживали не плотным этническим массивом, а вперемешку с другими племенами, благодаря чему оказывали на них влияние. Позднеантичная культура, в свою очередь, также значительно воздействовала на сарматов, с которыми связана история Приднестровья и всего Севе­ро-Западного Причерноморья в первые века нашей эры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.