Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессия и самооценка, отношения с окружающими






В описаниях нрава Гогена мы постоянно встречаем сло­ва «самодовольный», «высокомерный», даже «заносчивый». Эту характеристику подтверждают слова, которыми Гоген от­вечает Шуффу, когда тот кратко пожурил его: «Мне странно слышать, будто я сам приношу себе вред своим высокоме­рием. Людей, которые могут быть мне полезными, очень мало. Я их знаю и никого, по-моему, не обидел. Что до тех, кто может мне навредить — Писсарро и компания, — то их кудахтанье вызвано скорее моим талантом, чем нравом. Как я ни слежу за выражением своего лица, всем оно кажется снисходительным, будто это моя вина. И черт с ним! Нет смысла втираться в милость у идиотов — и у меня есть осно­вания презирать большую часть человечества».

Конечной причиной бесспорной самоуверенности, само­влюбленности и эгоизма Поля Гогена была, разумеется, его нерушимая вера в свой талант и призвание, его твердое убеж­дение, что он великий художник...

Даниельссон Б. Поль Гоген в Полинезии. М., 1973. С. 30-31.

9.1.5. Проблемы в семье и ее развитие

Создание семьи и ее развитие — отличительная социальная ситуация данного возрастного периода.

Разрешение противоречия (потребность в близости и боязнь

потери идентичности) у большинства людей наступает при вступлении в брак. Но кажущийся очевидным путь снятия проблемы предполагает разрешение других, более частных противоречий, связанных с принятием решения закрепить близкие отношения брачным контрактом (регистрацией и т. п.). Это противоречия между:

• существующими социальными эталонами относительно социального статуса — «замужняя», «женатый», «неза­мужняя», «холостой» — и потребностью человека соот­ветствовать социально принятым нормам;

• желанием отделиться от родительской семьи и финан­совой (жилищной) зависимостью от родителей;

• боязнью, неготовностью принять на себя ответствен­ность за другого человека и переживанием отношения к себе как самостоятельному, самодостаточному;

• желанием иметь собственную семью и зависимостью от родительской семьи.

С момента заключения брака процесс создания семьи толь­ко начинается, поскольку семья базируется, прежде всего, на системе отношений — как между супругами, так и внутри рас­ширенной семьи. Именно в процессе создания отношений фор­мируется стиль взаимоотношений в семье, который составля­ет фундамент семьи, ее эмоциональное благополучие, здоровье ее членов, воспитание детей и пр. Процесс развития отноше­ний в семье становится фактором развития человека, который, по мере разрешения семейных проблем, приобретает все но­вые психические качества и развивается эволюционно, в про­тивном случае, наоборот, наступает застой в развитии или его деструктивные признаки.

Семья как отражение отношений развивающихся в ней людей имеет свою динамику развития, которая на определен­ных этапах сопровождается кризисами. Специалисты устано­вили, что этот процесс имеет закономерный характер. И на­звали эти кризисы нормативными, то есть отражающими

нормальный процесс развития семьи.

Нормативные семейные кризисы (стрессы) в развитии семьи — «точки необратимости», которые являются границами между ста­диями жизненного цикла семьи (Шилов И. Ю., 2002, с. 84).

Таблица 14

Нормативные структурные семейные кризисы (Бариз Дж. Г., 1993)

Тип структурных изменений Структурный стрессор, определяющий
в семейной системе в ходе жизненного цикла семьи
  физическое или психологическое членство
Образование брачной пары Обретение супруга
  Обретение свойственников
  Перестройка отношений с ориентационной
  семьей
  Инкорпорация новых или исключение
  старых друзей
Рождение первого ребенка Обретение нового члена семьи
  Возможный уход из мира внесемейной
  работы — сопровождается потерей коллег
  по работе и т. д.
Дети впервые идут в школу Отделение ребенка из семейной системы
  в мир школы
  Обретение учителя, друзей и приятелей
  ребенка или принятие их как части
  его мира
Связанное с работой присутствие - Флуктуирующее обретение - отделение,
отсутствие родителей или супругов в семье связанное с внесемейными ролями
  Военная служба, рутинное отсутствие
  в связи с исполнением служебных
  обязанностей и т. д.
  Стресс как результат повторяющихся
  уходов и возвращений
  Такие изменения, как возвращение матери
  на учебу или работу, выход отца на пенсию
  и его постоянное пребывание в доме
Подросток покидает дом Отделение подростка от семейной системь
  в мир его друзей, учебы или работы

Продолжение табл. 14

Тип структурных изменений в семейной системе Структурный стрессор, определяющий в ходе жизненного цикла семьи физическое или психологическое членство
Появление в семье неродных детей Утрата супруга (смерть, развод и т. п.) Обретение приятелей и близких друзей подростка (того же или противоположного пола) Включение других потомков в семейную систему: сводные дети, внуки, другие неродные дети Отделение супруга из брачной пары, распад брачной пары. В случае развода пара может продолжать функционировать на другом уровне, например, как сородительство и т. д.

Жизненные циклы семьи и возникающие проблемы, которые могут приобретать характер нормативных кризисов, как видно из таблицы, отражают социальную ситуацию развития тех или иных членов семьи и возможности всех остальных перестроить себя и свои взаимоотношения. Другая характеристика развития семьи бази­руется на закономерностях возрастного развития каждого из ее членов и изменениях взаимоотношений с учетом тех новообразова­ний, которые появляются у детей, родителей, старшего поколения.

Проблемы психического развития отдельно взятого чело­века всегда преломляются через систему семейных отноше­ний, поэтому семья становится фактором развития.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.