Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неудовлетворенность жизнью






Женщина, сменив место жительства, не смогла адапти­роваться к новым условиям, что повлияло как на ее профес­сиональное становление, так и на стиль жизни, взаимоотно­шения с детьми, в целом на развитие ее личности.

Она самозабвенно назначала всех виноватыми за свою не­удавшуюся жизнь. Виноват был Муром, в который она поеха­ла по собственной воле, бросив уже написанную, но еще не­защищенную диссертацию; виновата была я, — что заболела полиомиелитом, не дав ей устроиться на хорошую работу; ви­новат был отец, — что начал пить, хотя в ее обществе пьян­ство было самой безобидной формой психологической защи­ты; после смерти отца виновата была советская власть, — что платила маленькую пенсию на детей, намекая, что хорошо бы маме и самой зарабатывать и т. д.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 16.

После смерти бабушки мама назначила себя сердечни-цей и, при совершенно здоровом сердце, начала «умирать» при малейшей нагрузке и особенно при малейшем сопротив­лении мужа или детей ее воле.

...Все женщины вокруг работали, но мама сочинила, что дисквалифицирована как специалист, а на курсы переква­лификации пойти не может, потому что не может ездить в транспорте.

...В сорок недовольство жизнью превратилось в ее ос­новное занятие.

Там же. С. 29-30.

Данные исследований

Психическое «выгорание»

При изучении феномена «профессиональное выгорание» были установлены его основные психологические содержа­тельные характеристики и влияние на результаты професси­ональной деятельности и качество жизни (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С, 2002).

Психическое выгорание, по мнению исследователей, харак­теризуется следующими признаками:

1. Эмоциональное истощение (сниженный эмоциональный фон, отсутствие «свежих» чувств, эмоциональная от­страненность в ситуациях интерперсонального общения, быстрое эмоциональное пресыщение, упадническое или депрессивное настроение).

2. Деперсонализация: обезличенное, иногда циничное от­ношение к подопечным, пресыщение рабочими комму­никациями, недовольство другими.

3. Редукция личных достижений и обязанностей, сниже­ние активности трудовой мотивации, неадекватная са­мооценка собственных результатов деятельности, ухуд­шение отношения к самоэффективности, снижение персональной ответственности за результаты коллектив­ной деятельности и др.

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: ухудшение психофизического самочувствия, головные боли, нарушение сна.

В результате сравнительного анализа разных профессио­нальных групп были обнаружены определенные отличия меж­ду ними как по типу «выгорания», так и по количеству «сго­ревших» на работе.

Наибольшее количество «выгоревших» наблюдается среди учителей средних школ: 71% учителей (из 54 человек) имеют высокое эмоциональное истощение и 64% — мотивационно-установочное выгорание (редукция личных достижений). Вра­чи-терапевты и медсестры хирургических отделений наиболее часто характеризуются эмоциональным истощением и депер­сонализацией, а медсестры реанимационных отделений чаще подвержены редукции личных достижений и самоэффектив­ности. Большое количество лиц с высоким и средним уровнем «выгорания» обнаружено среди социальных работников.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выго­рание» и качество жизни // Психологические проблемы са­мореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 6. СПб., 2002. С. 140, 143.

9.1.4. Проблемы личностного развития

Проблемы личностного развития на этом этапе возника­ют в связи с необходимостью определения своего места, реше­ния ряда жизненных задач:

• генеративность — своя точка зрения на мир, его буду­щее и свое участие в нем (Э. Эриксон);

• стремление влиять на новое поколение;

• независимость от родителей и ее следствия (свобода и от­ветственность);

• создание семьи, собственное жилье;

• жизненные планы и их связь с социальным статусом;

• система ценностей.

При этом появление трудностей в большинстве случаев оп­ределяется наличием противоречий между:

• потребностью лучше и глубже разобраться в себе и не-сформированностью рефлексивного контроля;

• потребностью в признании и его отсутствием (в профес­сии, в семье);

• возникновением экзистенциальных вопросов («как жить?», «для чего жить?») и неспособностью дать на них ответ;

• осознанием меры совпадения жизненных планов, меч­ты и результатов их достижения.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.