Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невостребованность молодыми опыта старших






Бабушка и дедушка всю жизнь сами ремонтировали свою квартиру и делали это успешно. Когда возникла необходи­мость в ремонте квартиры семьи сына, который проживает отдельно, они с энтузиазмом пришли на помощь. У них был опыт и в подготовке квартиры к ремонту, и в выборе необхо­димых материалов и инструментов. Но быстро выяснилось, что ни тех красок, ни тех обоев, ни инструментов, опыт ис­пользования которых у них был, уже не существует. А те новые стройматериалы, заполнившие магазины, им совер­шенно незнакомы. Разочарованные и обиженные, они оста­лись не у дел.

10.2. ПЕРЕСТРОЙКА САМООТНОШЕНИЯ

Перестройка самоотношения становится проблемой пожи­лого человека в том случае, если:

• потеряна самокритичность в отношении той или иной стороны своей личности;

• при неравномерно происходящих изменениях (физичес­ких, психических, социальных) в зоне внимания оказы­ваются только одни и не учитываются ресурсы других сторон жизни;

• наблюдается ригидность в самоотношении, которая пе­реносится из прошлых возрастных периодов;

• неправомерно акцентуируются временные децентрации (только на прошлое и т. п.).

Принятие изменений, происходящих в себе, — особен­ность не только пожилого возраста. Начиная с периодов реф­лексивного самоанализа, человек находится в состоянии са­монаблюдения, замечая происходящие в нем изменения. И подросток, и юноша, и взрослый живут, наблюдая за изме­нениями в себе, осознавая их, принимая или не принимая, корректируя и сохраняя таким образом гармоничность Я-концепции, структуры личности. Но опыт динамического са­моотношения предшествующих возрастов не всегда срабаты­вает в пожилом возрасте. Если раньше эти изменения носили преимущественно эволюционный характер, то теперь нали­цо инволюционные изменения. Они более очевидны, чем те позитивные приобретения, которые обнаруживаются с при­ходом старости.

Существенную роль в динамике самоотношения начинает играть самооценка. Именно она должна меняться для того, чтобы изменилось самоотношение. Жизнь показывает, что становление самооценки различных сторон «Я» — долгий, постепенный, кропотливый процесс, и изменение самооцен­ки не происходит быстро. Проблемы в самоотношении порож-

даются как следствие неизменившейся самооценки при уже изменившихся возможностях человека. Появляются противоречия между:

• уже произошедшими негативными изменениями и пре­жним, неизмененным отношением к себе;

• наступившими изменениями и отрицательным эмоцио­нальным отношением к ним (эмоциональные пережива­ния негативных изменений);

• отношением к себе как социально значимому и самодос­таточному человеку и зависимостью от других в удов­летворении своих биологических и социальных нужд.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.