Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д) Примеры веры после Моисея (11,30-40)






«Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении» (11, 30, Нав. 6, 19). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на чудесную помощь Божию, ибо, кроме того, что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больше изнурили себя семикратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках священных труб стены Иерихонские пали сами собой. «Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это», - замечает святитель Иоанн Златоуст.

Апостол приводит в пример также веру Раав - блудницы, которая уверовала и послужила славе Израиля (11, 31; Нав.2, 1; 6, 24). «Обновление темной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона», – замечает один из русских экзегетов.[145] По мысли святителя Иоанна Златоуста, верой этой женщины апостол хотел особо усилить назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсем неизвестных и незначительных.[146]

Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего мадианитян, Самсона – филистимлян, Варака – Сисару (Суд. 4, 6, 11, 14); Давида – аммонитян, амаликитян и других (1 Цар.7, 9-11); Самуила – филистимлян (2 Цар.). Другие выражения силы веры: (11, 34 – 35):

«заграждали уста львов» – как Даниил (Дан.6, 16-23);

«угашали силу огня» – Анания, Азария, Мисаил (Дан.3, 23-24);

«избегали острия меча» – побеждали в войнах (1 Мак.5, 1-7);

«жены получали умерших своих воскресшими» – это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой – сына соманитянки (3 Цар.17, 23; 4 Цар.4, 34). Но не победа и слава есть торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит апостол: «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» – как например, Елеазар, семь Маккавеев и их мать. Их терпение апостол понимает, как проявление их веры, ибо только в надежде на будущее воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания (2 Макав. 6, 18-7, 42);

«были побиваемы камнями», как священник Захария, как архидиакон Стефан (2 Пар.24, 20, 21; Деяния, 7 глава);

«перепиливаемы» – как пророк Исаия (по преданию).

Трогательно само это перечисление злостраданий и подвигов великих мужей древности, сильных верою и духом, «которых весь мир не был достоин» (11, 38), столько страдали они от мира за веру и правду Божию.

Все они не получили при жизни обещанного, и до сих пор им еще не воздал Бог окончательно Своей полной награды (11, 39). Этим апостол хочет укрепить евреев, которые тоже многое переносили за веру, а венцов за терпение здесь не получали, отчего некоторые даже приходили в отчаяние. Древние верой получили оправдание, но не получили плодов оправдания, потому что получат их в полноте с исполнением новозаветных времен: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (11, 40), «дабы получить лучшее воскресение» (11, 35), т.е. лучшую участь по воскресении.

«Они предварили нас в подвигах, но не предварят в получении венцов. Это не несправедливость к ним, но честь нам, ибо и они ожидают своих братьев... Бог же определил увенчать всех в одно время» (святитель Иоанн Златоуст).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.