Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Екклесиаст вглядывается в жизнь






Пристальный взгляд на основные вопросы бытия — вот дух книги Екклесиаста. Жанр философского размышления («книги мудрости») встречается в античности, но не Ближнем Востоке; книга Екклесиаста — исключение. Слово «екклесиаст» (евр. kohelet, так автор называет себя 7 раз) означает «проповедник», то есть «говорящий для многих».

Екклесиаст «вышивает по канве» откровения Ветхого Завета: жизнь — дар Бога и Промыслителя; в конце жизни человек даст отчет Благому Богу — «бойся Бога и заповеди его соблюдай» (Екк. 12: 13) (здесь «заповеди» — это Закон Моисея). Екклесиаст много говорит о радостях жизни; книга Екклесиаста читается во время праздника кущей, одного из самых радостных еврейских праздников.

Кто автор книги Екклесиаста? Существует мнение, что царь Соломон(То, что Соломон подходит для такого переживания и исследования, основано на следующих ссылках: 3 Цар. 2: 9; 3: 12; 5: 9-13; 10: 1; Екк. 1: 16; 2: 7. Книга кажется в художественном отношении автобиографичной). В пользу этого говорит то, что в книге много архаизмов, хананейских и финикийских реалий. Но книга Екклесиаста — уникальна; ее язык не имеет аналогов; она могла быть написана в X веке до Р. X., а могла — гораздо позднее. Слова «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Екк. 1: 12) могут быть литературным приемом. (Возможно, устами Соломона неизвестный автор передает мысли и чувства исторического царя Израиля; иными словами, Соломон — «лирический герой» книги.) То, что мы знаем о царствовании Соломона из Библии (см. 3 Цар. 1 — 11), не расходится с тем, что говорит о себе автор книги Екклесиаста. Сравните стихи: Екк. 1: 16, 7: 20 и 3 Цар. 3: 12, 4: 29-34; Екк. 2: 4-10 и 3 Цар. 7: 1-8; Екк. 12: 9-10 и 3 Цар. 4: 32-34.

Царь Соломон достиг вершин мудрости, славы и богатства; царство его процветало. Но он «уклонил сердце свое от Господа» (3 Цар. 11: 9) — «жены его склонили сердце его к иным богам» (3 Цар. 11: 4); и в Иерусалимском храме в его царствование служили «Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (3 Цар. 11: 5). «И разгневался Господь на Соломона» (3 Цар. 11: 9); Он сохранил из его царства «одно колено» (3 Цар. 11: 13); и это сотворил Бог только «ради Давида, отца твоего» (3 Цар. 11: 12), потому что Давиду дал обетование: «...милости Моей не отниму от него» (2 Цар. 7: 15). Возможно, книга Екклесиаста — это покаяние после отступничества; Соломон обращается к израильтянам и их соседям, чтобы дать им верное представление о жизни, научить их «бояться Бога» (см. Екк. 12: 13) на своем горьком опыте. В книге Екклесиаста можно выделить 4 раздела, каждый из которых оканчивается кратким заключительным выводом.

Вот примерный план книги:

I. Жизнь — дар Божий; Бог «дает мудрость  
и знание и радость» 1: 1-2: 26
«Что было, то и будет» — жизнь идет по кругу 1: 1-И
Мудрость, наслаждения, богатство —  
«все суета и томление духа» 1: 12-2: 11
В чем смысл жизни? 2: 12-23
Заключение 2: 24-26
П. Все— в воле Божьей 3: 1-5: 19
«Всему свое время» 3: 1-15
Зачем на земле несправедливость и смерть? 3: 16-4: 16
Как держать обеты? Как относиться  
к богатству? 4: 17-5: 16
Заключение 5: 17-19
III. Парадоксы промысла Божьего 6: 1-8: 15
Богатство не приносит счастья 6: 1-7: 15
В чем мудрость? 7: 16-29
О праведном царе 8: 1-14
Заключение 8: 15
IV. Неразрешимая тайна бытия 8: 16-12: 14
Разум ограничен; он не может постичь  
жизнь до конца 8: 16-9: 9
Человеческие усилия: мудрость и глупость,  
неудача и успех 9: 10-11: 6
Только в Боге — радость 11: 7-12: 8
Заключение 12: 9-14

 

Екклесиаст видит, что труды человека тщетны, его усилия не приносят ему истинной пользы. У природы нет цели; ее закон — повторения (1: 4-11). И мудрость, и наслаждения, и богатства — все «суета сует», одна участь постигает и мудрого, и глупого (1: 1—2: 15). Екклесиаст заключает: среди людей не найдешь истинного блага. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить» (2: 24).

Жизнь — дар Божий; и никто не может «наслаждаться без Него» (см. 2: 24-26).

Начало главы 3 посвящено тому, что «время всякой вещи под небом» (см. 3: 1-15). Несправедливость, смерть, угнетение, зависть, корысть, смуты, которым тоже «свое время», могут заставить человека усомниться в Боге и в Его благом промысле (4: 1-16). «Но ты бойся Бога» (Екк. 5: 6), чтобы обрести радость в общении с Ним. «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» (5: 3). Тот, кто ищет наслаждений, не обретет радости (5: 1-17). Природа подлинной радости такова: «...Бог... вознаграждает его радос-тию сердца» (5: 19).

То, к чему стремятся люди (например, процветание), часто приносит быстрое разочарование. Человек собирает богатство; но придется ли ему пользоваться этим? Но и богатство ни к чему, если мы не способны радоваться ему (6: 1-12). Страдания и печаль могут оказаться полезнее, чем утехи богачей. И счастье и несчастье — от Бога. Люди часто судят о жизни неверно, пренебрегают единственно ценным (7: 1-15). «Бог сотворил человека правым» (Екк. 7: 29); но человек пал и извратил свою природу. Над царями промышляет Бог; они должны править справедливо, в согласии с Его волей. Жизнь полна несправедливости, но есть Господь над добрыми и злыми, поэтому «нечестивому не будет добра» (8: 13). Будем радоваться, потому что Бог справедлив (8: 1-15).

Нельзя постичь жизнь до конца; и никто не знает, когда прервется ее нить. Мудр тот, кто принял ее, как дар Божий; он радуется жизни, поэтому мудрость лучше глупости (8: 16—9: 18). Спутник мудрости — умеренность; излишества портят радость, как (тут выразительная метафора!) портит миро попавшая в него дохлая муха (10: 1—11: 8). Итак, радуйся жизни, но «знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Екк. 11: 9).

Прекрасная и печальная картина старости завершает книгу; это должно послужить предостережением юным: «...помни Создателя твоего в дни юности твоей» (12: 1). Когда ослабеют члены и померкнет разум, как будет человек служить Богу? (12: 1). Книга Екклесиаста кончается словами «...бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (12: 13). В этом суть и смысл всей книги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.