Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок и способы создания юридических лиц. Учредительные документы, их виды. Государственная регистрация юридического лица.






Создание юридического лица представляет собой юридический акт, в результате которого юридическое лицо возникает как субъект гражданского права. Согласно действующему законодательству юридическое лицо может быть создано путем учреждения нового юридического лица или же реорганизации уже существующего юридического лица.

Создание юридического лица должно происходить в строго определенном порядке, который устанавливается законодательством. Порядок создания юридических лиц устанавливается нормативными актами, призванными регулировать отношения, связанные с возникновением (созданием и государственной регистрацией) и деятельностью юридических лиц, а также с прекращением деятельности юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.

Традиционно в отечественном гражданском праве различают три способа (порядка) создания юридических лиц:

1) распорядительный способ (порядок) создания юридического лица характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основании соответствующего распоряжения собственника имущества или иного уполномоченного им лица. Для данного способа характерными являются три основные стадии: а) издание распорядительного акта собственником или иным уполномоченным органом; б) организационная работа по выделению средств, подбору кадров и т.п.; в) утверждение учредительных документов юридического лица;

2) разрешительный способ (порядок) создания юридического лица характеризуется тем, что инициатива создания юридического лица исходит непосредственно от учредителей (будущих участников) юридического лица, а компетентный государственный орган или иное юридическое лицо, проверив законность образования данного юридического лица, дает на то соответствующее разрешение. Для данного способа свойственны такие стадии, как: а) инициативный акт учредителей; б) издание акта компетентного органа; в) организационная работа;

3) явочно-нормативный способ (порядок) создания юридического лица характеризуется тем, что для образования юридического лица не требуется ни распоряжения, ни специального разрешения компетентного органа, поскольку своего рода разрешение в общей форме содержится уже в норме закона и требуется лишь инициатива учредителей, их явка в соответствующий орган. Компетентный государственный орган при этом лишь проверяет соблюдение порядка образования юридического лица и соответствие характера и целей создаваемой организации общим требованиям, предъявляемым законом к данной организационно-правовой форме. Для данного способа характерны: а) инициативный акт учредителей; б) организационная работа; в) контрольная работа компетентного государственного органа[46].

Явочно-нормативный порядок создания юридический лиц в настоящее время является самым распространенным как во всем мире, так и в России.

При создании юридического лица обязательным элементом является подготовка учредительных документов, которые наряду с законодательными и иными нормативными актами выступают правовой основой деятельности юридических лиц.

В соответствии со статьей 52 ГК РФ юридическое лицо действует либо только на основании устава (например, акционерное общество), либо только на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества), либо на основании устава и учредительного договора (общество с ограниченной ответственностью).

В учредительных документах юридического лица, которые должны соответствовать требованиям закона, должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, учредители, их правовой статус и доли участия, размер уставного капитала (который должен быть не менее, чем установлен законом для данного вида юридических лиц), а также иные сведения, предусмотренным законом для данного вида юридических лиц. В учредительных документах отдельных видов юридических лиц (в частности, унитарных предприятий и некоммерческих организаций), помимо общих обязательных сведений, должны быть указаны предмет и цели деятельности юридического лица.

Учредительный договор юридического лица заключается его учредителями (будущими участниками); устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества в виде вкладов и участия в его деятельности. Кроме того, в договоре определяются условия и порядок распределения между участниками юридического лица прибыли и убытков, управления деятельностью организации, порядка выхода учредителей (участников) из его состава.

Устав юридического лица представляет собой установленный собственником или иным уполномоченным органом свод правил, регулирующих такие вопросы, как: правовое положение соответствующей организации, состав участников юридического лица и доли их участия, порядок деятельности юридического лица и его органов и др.

Подготовленные учредительные документы представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц его учредителями либо направляется в регистрирующий орган по почте ценным отправлением с уведомлением и описью вложения.

Государственная регистрация юридического лица представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с федеральным законодательством.

Порядок государственной регистрации предусмотрен специальным законодательным актом - Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[47].

Регистрирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в установленном порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[48].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»[49] Министерство РФ по налогам и сборам (в настоящее время - Федеральная налоговая служба) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Решение о государственной регистрации, принятое государственным органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Внесение этой записи считается моментом государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации закон допускает только в двух случаях: 1) если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации в соответствии с федеральным законом; 2) если документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган.

5. Прекращение деятельности юридического лица: формы и правовые последствия.

Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, предусмотренном законом.

Различают прекращение деятельности юридического лица в распорядительном и добровольном порядке.

Добровольным основанием прекращения деятельности юридического лица является решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК РФ). К распорядительным основания относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 57, п. 2 ст. 61 ГК РФ), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК РФ), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК РФ. К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов.

Государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К основным организационно-правовым формам применимы оба вида основания[50].

В зависимости от правовых последствий, вытекающих из факта прекращения деятельности юридического лица, различают две формы прекращения деятельности юридического лица - реорганизацию и ликвидацию.

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение деятельности юридического лица или иное изменение правого положения юридического лица, влекущее за собой отношения правопреемства.

В соответствии с действующим законодательством реорганизация юридического лица производится по решению собственника имущества юридического лица или иного уполномоченного им органа. Возможна реорганизация и по решению суда в случае, например, осуществления деятельности, запрещенной законом, либо без надлежащего на то разрешения.

Реорганизация юридических лиц осуществляется в следующих формах:

- слияние (когда два или более юридических лиц прекращают свое существование и на их месте возникает новое юридическое лицо);

- присоединение (когда одно юридическое лиц (присоединяемое) прекращает свое существование и вливается в состав другого юридического лица, в результате чего образуется новое более крупное юридическое лицо);

- разделение (когда одно юридическое лицо прекращает свою деятельность в результате разделения на два или более новых юридических лиц);

- выделение (когда на базе одного юридического лица создается два или более юридических лиц, так как из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо);

- преобразование (когда прежнее юридическое лицо принимает другую организационно-правовую форму либо изменяет характер своей деятельности).

Во всех случаях реорганизации юридического лица составляется передаточный баланс (разделительный акт - при разделении и выделении), и имущество в порядке правопреемства переходит от прежде существовавшего юридического лица к новому субъекту в день подписания такого баланса (акта).

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

При реорганизации имеет место универсальное правопреемство, то есть переход всех гражданских прав и обязанностей, принадлежавших реорганизованному юридическому лицу, к его правопреемнику - новому юридическому лицу, созданному в результате реорганизации. Так, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом; при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом; при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Законодатель предусматривает определенные гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Так, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если же разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента включения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим участникам имущественного оборота.

Ликвидация юридического лица может быть добровольной (по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано) и принудительной (по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных предусмотренных законом случаях.

Ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационная комиссия действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами, поскольку к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица. Деятельность ликвидационной комиссии ограничена во времени - она действует с момента ее назначения после принятия решения о ликвидации юридического лица и до внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. При этом комиссия принимает необходимые меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо, соответственно, - прекратившим существование после внесения об этом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.