Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы участия государства в гражданском обороте.






Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм как государственные (в том числе федеральные казенные) и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником (в нашем случае - государством) учреждения. Через этих юридических лиц косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.

Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ), однако у этого принципа есть немало исключений (см., например, п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК РФ), связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц.

Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральное казначейство РФ и др.

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в статье 125 ГК РФ. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом государство не лишается права собственности, если закрепляет имущество за каким-либо юридическим лицом. Оно только ограничивает свои возможности по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Однако такое ограничение - лишь особый юридико-технический прием, позволяющий государству вводить в гражданский оборот свое имущество. На самом деле, государство осуществляет правомочия собственника и тогда, когда создает (учреждает) государственные юридические лица (унитарные предприятия и бюджетные учреждения) или управляет ими.

С точки зрения порядка осуществления права собственности все имущество, принадлежащее государству, разделяется на две части: государственную казну (не совпадающую с казначейством) и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами (унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями). Казна состоит из бюджетных средств и иного имущества, не закрепленного за каким-либо государственным юридическим лицом на особом вещном праве. Бюджетные средства - это, как правило, денежные средства в безналичной форме, находящиеся на счетах казначейства.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение федеральной собственностью, а также ее приватизацию (за исключением жилых помещений), является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ранее - Министерство имущественных отношений РФ) и его территориальные органы на местах. Эти органы: принимают решения о приватизации; осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества; являются учредителями открытых акционерных обществ, создавае­мых в процессе приватизации; осуществляют права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности; выступают в качестве арендодателей государственного имущества; закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и бессрочного пользования; дают согласие на залог государственного имущества; совершают иные действия.

Указанные действия органы системы Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Государство становится собственником имущества при прекращении (в -. том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным статьей 225 ГК РФ (в отношении бесхозяйных вещей), статьей 228 (в отношении находок), статьей 231 (в отношении безнадзорных животных), статьей 233 (в отношении кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), статьей 238 (в отношении имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), статьей 240 (в отношении бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), статей 242 (при реквизиции) и статьей 243 (при конфискации), а также в иных случаях. Только государство может осуществлять приватизацию принадлежащего ему имущества (в порядке, предусмотренном законом). И напротив, оно же (и только оно) выступает получателем имущества при национализации. Право государства на национализацию серьезно ограничено Конституцией РФ. Государство может участвовать и в общей долевой собственности, например, на жилые помещения в кондоминиумах.

Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупателя в розничной торговле, нанимателя в договоре бытового проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.). Также невозможно участие государства в сделках в качестве специального субъекта - страховщика, банка, финансового агента и т.д. Поскольку государство - не предприниматель, оно не может участвовать в сделках в этом качестве (быть доверительным управляющим, участником договора коммерческой концессии и т.д.). Государство (а именно - Российская Федерация) выступает получателем имущества при признании сделки недействительной по статье 169 ГК РФ. От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации.

Государство может напрямую участвовать в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Капитальные вложения осуществляются способами: 1) финансирования, выделяемого непосредственно из бюджета; 2) предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет бюджета; 3) выделения займов из бюджета, как краткосрочных, так и долгосрочных; 4) выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; 5) предоставления незавершенных строительством объектов, находящихся в государственной собственности и т.д.

Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему приходится действовать на чужой территории (под чужой властью). Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, во как бы продолженный за пределы государственной территории. Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия.

Особенностью участия государства во внешнеторговом обороте является то, что органы, которые уполномочены действовать от его имени, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства. Последние должны иметь специальные полномочия действовать от имени перечисленных органов, представляющих государство. Таким образом, имеет место двойное представительство. Однако дипломатические и консульские службы могут выступать от имени государства и непосредственно при совершении сделок для обеспечения своей собственной деятельности за рубежом (аренда помещений, приобретение в собственность недвижимого имущества и т.п. действия), а также некоторых иных сделок. В частности, сделка, заключенная торговым представительством от имени государства, должна обязывать последнее, если ранее государство в международном договоре или посредством одностороннего заявления отказалось от своего иммунитета в отношении такой сделки.


Тема. Проблемы объектов гражданских правоотношений

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.