Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида






 

Как было сказано ранее, Приказ N 379н кроме правил разработки ИПРИ содержит порядок ее реализации, который очень скупо описан в этом приказе и сводится к следующему. Реализацию ИПРИ осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Координация мероприятий по реализации ИПРИ и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном освидетельствовании инвалида.

В целях установления правовых и организационных основ оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан издан Закон N 178. Причем в преамбуле этого Закона сказано, что предметом его регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации. Эта оговорка законодателя указывает на то, что данный закон не является универсальным для всех категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, поскольку конкретные адресные льготы и меры социальной поддержки регламентируются другими специальными законами и подзаконными актами. Для конкретизации граждан, которых Закон N 178 наделяет правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в ст. 6.1 дан перечень категорий таких россиян, где отражены и различные виды инвалидов.

Уточним, что входит в набор социальных услуг, предоставляемых инвалиду, согласно ст. 6.2 Закона N 178:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.

Перечень лекарственных препаратов назначенных в период стационарного лечения, а также перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению ВК ЛПУ, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждаются в настоящее время Правительством РФ.

Исходя из содержания ст. 6.3 Закона N 178, учет прав граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 этого Закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ЕДВ. Правила установления этой даты определены в п. 4 Порядка назначения ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом N 35н. В этом пункте указано, что ЕДВ назначается со дня обращения за этой выплатой, но не ранее возникновения на нее права, т.е. для инвалида со дня установления инвалидности.

В соответствии с предписаниями ст. 6.4 Закона N 178 ведется Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Это нужно в целях обеспечения реализации прав инвалида на получение ЕДВ, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ЕДВ и предоставление социальных услуг. Приказом N 143 определен в качестве органа, осуществляющего ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, ПФ РФ и его территориальные органы. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 N 195 определен порядок его ведения, включая порядок, сроки и форму для представления в него сведений соответствующими органами[36].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают в ПФ РФ сведения (в том числе базы данных льготников), необходимые для формирования и ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В свою очередь, сведения о лицах, содержащиеся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной поамощи в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставляются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации безвозмездно.

Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФ РФ заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ЕДВ считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (более подробно см. далее в разделе об ЕДВ). С заявлением о предоставлении, возобновлении предоставления и отказе от набора социальных услуг гражданин представляет работнику ПФ РФ документ, удостоверяющий его личность.

При приеме заявления работником территориального органа ПФ РФ гражданину разъясняются права, касающиеся получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных гл. 2 Закона N 178. При этом делается предупреждение о прекращении предоставления тех социальных услуг, от которых гражданин отказался, о чем делается соответствующая отметка на заявлении, верность которой подтверждается подписью лица, подающего заявление. Гражданину выдается расписка - уведомление о приеме (регистрации) заявления, содержащая дату приема заявления и регистрационный номер заявления. Работник территориального органа ПФ РФ проставляет на заявлении код региона и код категории льготников, к которой относится гражданин, для фиксации этого факта в Федеральном регистре категорий льготников.

Периодом предоставления инвалидам набора социальных услуг на основании ч. 2 ст. 6.3 Закона N 178 является календарный год. В случае если инвалид в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, то учитываемым периодом является период с даты приобретения инвалидом права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае если инвалид в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, то периодом их предоставления является период с 1 января до даты утраты права на их получение.

Инвалид, имеющий право на получение социальных услуг по Закону N 178, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФ РФ, осуществляющий ему начисление ЕДВ. Допускается отказ от получения набора социальных услуг как полностью, так и одной или двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178. Для фиксации отказа в части или полностью от набора социальных услуг и перехода на получение ЕДВ в полном размере инвалид, чтобы соответствующие органы страны учли это волеизъявление в целях изменения объектов финансирования, должен подать заявление по следующим правилам. Инвалид может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги). В этом случае период отказа будет действовать с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором он обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается также до 1 октября конкретного года и будет действовать на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления до момента отказа по указанным выше правилам.

В ст. 6.5 Закона N 178 определены суммы, направляемые ежемесячно на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг, которые подлежат индексации в порядке и сроки, которые установлены для индексации ЕДВ[37]. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ЕДВ.

Рассмотрим пример, когда инвалид решился получать вместо стоимости части ЕДВ, рекомендованное ему ИПРИ санаторное лечение. Напомним, что размер ЕДВ для инвалидов определен в ст. 28.1 Закона N 181, где указано, что им полагается ежемесячная выплата (без учета индексации) в сумме:

1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;

3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.

Следовательно, отказ от получения набора социальных услуг позволит получать ЕДВ в полном размере, но тогда инвалид берет на себя хлопоты по самообеспечению как санаторным лечением, так и лекарственными препаратами. Если он не отказывается от получения набора социальных услуг, то у него ежемесячно будут удерживать из ЕДВ сумму в 705 рублей (без учета индексации), которая указана в ст. 6.5 Закона N 178. Если же инвалид, в частности, 1-ой группы откажется, например, только от услуги по санаторному лечению, но захочет в спецаптеке получать лекарственные препараты, то ЕДВ ему будут выплачивать в размере 1619 рублей (2162 - 543). Причем в законах N 178 и N 181 нет каких-либо ограничений для получения инвалидом ограниченного количества наименований лекарств, несмотря на то, что рыночная стоимость рекомендованного ему набора медикаментов будет значительно превышать сумму в 543 рубля.

Это возможно потому, что основные средства на оплату набора социальных услуг поступают в территориальные органы ФОМС РФ и ФСС РФ из бюджетов различных уровней. Общий порядок финансирования услуг для граждан, перечисленных в ст. 6.1 Закона N 178, указан в Федеральном законе от 01.12.2014 N 384-ФЗ " О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" [38]. При этом детализация порядка финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 (в ред. от 26.12.2014) " О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" [39].

Комментарий. Мы снова можем наблюдать, что правовая составляющая реализации ИПРИ содержит охват как бы всех потенциальных проблем, которые могут только возникнуть у инвалида при осуществлении им медицинской части реабилитации. Однако, при реализации ИПРИ имеются немалые сложности с предоставлением различных видов социальных услуг. Причем эти сложности проявляются уже значительный период, но путей решения до настоящего времени не предложено. И это даже с учетом той массы изданных всевозможными ведомствами подзаконных актов и рекомендаций в виде правил, порядка, инструкций и т.п. актов, конкретизирующих деятельность различных задействованных в этом процессе органов и организаций.

В качестве примера возникающих проблем, которые возможны при реализации ИПРИ, рассмотрим следующее дело из судебной практики.

Определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.07.2009 N 30-В09-4[40] решение мирового судьи судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2007, постановление президиума Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.12.2008 оставить без изменения, надзорную жалобу истца - без удовлетворения.

Фабула дела. Истица обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - ГУ-РО ФСС РФ) о взыскании компенсации за непредоставленную санаторно-курортную путевку. В обоснование своих требований истица указала на то, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, однако в 2006 году санаторно-курортной путевкой обеспечена не была.

Решением мирового судьи судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2007 в удовлетворении исковых требований инвалиду отказано. Постановлением президиума Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.12.2008 решение мирового судьи судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2007 оставлено без изменения.

В надзорной жалобе инвалид просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений. Судьей Верховного Суда Российской Федерации гражданское дело было 03.04.2009 истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 01.07.2009 надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит надзорную жалобу истицы, не подлежащей удовлетворению.

Позиция надзорной инстанции. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении настоящего дела судами не были допущены такого характера существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Как было установлено судом первой инстанции, 28.08.2006 истица обратилась в ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку для получения санаторно-курортной путевки (л.д. 7). Путевка на санаторно-курортное лечение ей в 2006 году не была предоставлена.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья пришел к выводу о том, что ГУ - РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике по объективным причинам не предоставило истице путевку на санаторно-курортное лечение в 2006 году. Такой причиной стал факт, что на момент подачи инвалидом заявления о предоставлении путевки количество заявлений иных получателей набора социальных услуг, которые еще не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2006 году.

С приведенным выводом мирового судьи согласился суд территориальной надзорной инстанции. При этом суд указал на то, что Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в соответствующие исполнительные органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган ФСС РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства.

Вместе с тем, ни Законом N 178, ни Законом N 181 не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6.3. Закона N 178 допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Принимая во внимание, что на период 2006 года за инвалидом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований.

Поскольку при рассмотрении дела судами не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений, Судебная коллегия считает возможным оставить надзорную жалобу без удовлетворения, а судебные постановления без изменения.

Анализ информации, содержащейся в вышеизложенном определении ВС РФ.

В данном деле инвалид 28.08.2006 обратилась в ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив соответствующую медицинскую справку (л.д. 7). Иными словами, инвалид выполнил со своей стороны требования, возлагаемые на него как Законом N 178-ФЗ, так и Приказом N 328. При этом на 2006 год инвалид не отказался от замены путевки на санаторное лечение на выплату соответствующей части ЕДВ. То есть в течение 2006 года он оплатил часть ее стоимости, удержанной у него из ЕДВ. Тем не менее, путевка на санаторно-курортное лечение инвалиду в 2006 году не была предоставлена по причинам от него не зависящим и не связанным с его виновными действиями или бездействием.

Всеми судебными инстанциями установлено, что уполномоченные государственные органы в лице Минздравсоцразвития и ФСС РФ не выполнили возложенных на них законами обязанностей перед инвалидом, имеющим право на получение санаторной услуги в натуре. Напомню, что Закон N 178 в рассматриваемый период 2006 года содержал с 01.01.2006 в п. 4 ст. 6.3 следующие правила: в случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке. Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года. Это делается с целью, чтобы все соответствующие органы государства учли их финансирование в том или ином виде, а затем обеспечили их реализацию.

Причем нарушение прав инвалида произошло как бы по объективным причинам в связи с подачей им заявления о предоставлении путевки тогда, когда количество заявлений получателей набора социальных услуг превысило имеющуюся территориальную квоту по обеспечению данными льготами в 2006 году. Следовательно, с позиции ответчика и судов истица подала заявление слишком поздно, чтобы территориальный филиал ФСС РФ учел ее желание на предоставление санаторной путевки в 2006 году.

И с таким, приведенным ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике, юридически несостоятельным доводом мировой судья согласился, игнорируя следующие предписания Закона N 178. Во-первых, право инвалида на услугу в указанном году действует до 31.12.2006 г. Иными словами, если бы истица обратилась 31.12.2006 г. за предоставлением ей путевки, то отказ ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике был бы правомерен. Во-вторых, не учтено, что в деле отсутствует отказ инвалида в 2005 году от получения натуральных услуг и переход с 2006 года на получение ЕДВ в полном размере.

А теперь обратим внимание, что за компенсаций в связи с нарушением ее права на обеспечение санаторной путевкой в 2006 г. истица обратилась к мировому судье судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики 16.05.2007, т.е. когда уже имел место факт ее не обеспечения путевкой в 2006 г. Следовательно, истица фактически по ошибочной оценки своих прав поставила мирового судью перед фактом, что срок, в который судья мог бы обязать ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике предоставить ей путевку за 2006 год, включительно по 31.12.2006, истек.

Как же мотивировали все судьи, рассматривавшие и негативно для истицы разрешившие ее дело, свой отказ в компенсации ей стоимости, не полученной путевки? Они сослались на то, что ни Закон 178-ФЗ, ни Закон N 181-ФЗ (почему-то по состоянию на 14.07.2008, хотя дело мировым судьей рассматривалось в 2007 г.) возможность получения денежной компенсации за своевременно не полученную путевку на санаторно-курортное лечение не по вине инвалида.

Действительно, до настоящего времени в этих законах нет прямого указания о компенсации не произведенных инвалидом затрат на приобретение путевки из личных средств, что, по всей видимости, справедливо. Впрочем, в них нет и указания, что подлежат компенсации затраченные средства при самостоятельном приобретении путевки в случае ее своевременного (в сезон, предписанный ИПРИ) не предоставления в конкретном учетном году. Ни в Законе N 181, ни в Законе N 178 нет и нормы о возврате той части ЕДВ, которая была удержана с инвалида, но он не получил санаторную путевку не по своей вине.

Несмотря на эти дефекты обоих законов истицы нужно было требовать компенсации морального вреда, нанесенного неправомерными действиями (бездействием) регионального органа ФСС РФ, и возврата (возмещения) удержанных из ЕДВ той части средств, которые были направлены на обеспечение инвалида санаторной путевкой.

 

§3. Порядок предоставления набора социальных услуг (лекарственное обеспечение инвалидов)

 

В целях реализации ИПРИ и детализации положений ст.ст. 6.2 и 6.3 Закона N 178, связанных с порядком предоставления набора социальных услуг, издан Приказ N 328. Данный приказ утвердил порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а также правила оформления и реализации инвалидом права на эти услуги, в число которых входит санаторное лечение.

Напомним, что все базовые права инвалидов изложены в Законе N 181, а в иных законах или подзаконных актах содержится детализация их реализации. Как иные законы, так и подзаконные акты также порождают у инвалида отдельные права, но они связаны с уточнением процедур и порядком реализации базовых прав. К таким правам относятся, например, те, что указаны в ч. 2 ст. 9 Закона N 181 как основные направления реабилитации инвалидов, которые включают в себя:

- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Как уже было контурно рассмотрено в предыдущем разделе, граждане имеют право выбора то ли им получать в полном размере ЕДВ, то ли получать полностью или часть набора социальных услуг. Этот набор будет финансироваться как гражданами из своих ЕДВ, так и из иных определенных соответствующими актами государственных источников финансирования (федеральных субвенций регионам).

Для получения ЕДВ в установленном размере инвалид, получающий набор социальных услуг (социальную услугу), в соответствии со ст. 6.3 Закона N 178, вправе до 1 октября конкретного года подать заявление об отказе от получения этого набора полностью, либо в указанной им части. При этом заявление будет действовать в период с 1 января года следующего за годом его подачи и по 31 декабря того года, в котором гражданин обратится до 1 октября с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг полностью или их части.

Итак, периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью или их любой части является календарный год, кроме следующих случаев. Первый: гражданин в течение календарного года утратил право на получение набора социальных услуг, например, по причине не признания его инвалидом бюро МСЭ при переосвидетельствовании в связи с успешной реализацией ИПРИ. В этом случае период предоставления ему набора социальных услуг будет с 1 января до даты утраты им права на получение набора социальных услуг. Второй: гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг, например, по причине признания его инвалидом бюро МСЭ. В данном случае период предоставления ему набора социальных услуг будет исчисляться со дня возникновения у него права на получение набора социальных услуг до даты утраты этого права. Факт и дата приема заявления от гражданина подтверждаются уведомлением о принятии заявления, выданным заявителю территориальным органом ПФ РФ в соответствии с установленным Порядком.

В Приказе N 328 содержится ряд существенных уточнений порядка их предоставления, отраженного в Законе N 178, с которым нужно обязательно ознакомиться.

Во-первых, этот Порядок содержит в соответствии с основными направлениями реабилитации инвалидов, следующие разделы:

1). Общие положения, где фактически повторяется содержание статей Закона N 178, но с отражением таких деталей, как правила заполнения указанных в законе заявлений (о предоставлении набора соцуслуг, об отказе от него), а в приложениях даны их типовые формы и перечень категорий граждан, которые имею право на их получение.

2). Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

3). Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.

4). Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.

5). Организация перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

6). Учет, отчетность и контроль.

Ознакомимся с изложенным в Приказе N 328 порядком предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами.

За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения инвалиды обращаются в ЛПУ, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении в соответствующее ЛПУ инвалид предъявляет:

- документ, удостоверяющий личность (их перечень дан в Указе Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (в ред. от 06.08.2014) " Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" [41];

- документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (справка, выданная Пенсионным фондом Российской Федерации[42]);

- страховой полис обязательного медицинского страхования.

В регистратуре ЛПУ на инвалида заводится Медицинская карта амбулаторного больного с маркировкой литерой " Л" (льготник) и указанием страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС, т.е. номер страхового свидетельства ПФ РФ). В Медицинской карте амбулаторного больного отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи.

При обращении инвалида в ЛПУ врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению ВК ЛПУ. ЛПУ предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, выписанных в соответствии с Перечнями.

Отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов. В целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных ст. 4.1 Закона N 178.

Гражданам, проживающим в стационарном учреждении независимо от его ведомственной принадлежности, не имеющим возможности самостоятельно обратиться в аптечное учреждение, а также осужденным к лишению свободы лекарственные препараты, выписанные в соответствии с Перечнями, приобретаются соответственно представителями стационарного или исправительного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность их получения (приобретения) для нужд учреждений.

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов необходимых инвалиду, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

При нахождении гражданина на территории другого субъекта Российской Федерации он может обратиться в ЛПУ по месту нахождения за получением необходимых ему лекарств. На основании определенного комплекта документов ему должны выписать рецепт на необходимые лекарственные препараты с отметкой " иногородний" в правом верхнем углу при наличии медицинских показаний.

К вышеизложенной информации нужно добавить, что федеральный закон от 01.12.2014 N 400-ФЗ " О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год" установил в 2015 году норму в 707 рублей[43].

Комментарий. Из приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 " Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" следует, что перебоев в предоставлении лекарственных препаратов быть не должно. Этот вывод вытекает из той информации, где сказано следующее. Начиная от врача ЛПУ, а также по решению ВК ЛПУ и даже по усмотрению работников спецаптеки возможно произвести синонимические и аналоговые замены лекарств, рекомендованных, например, специалистами стационарных клиник и научных медцентров.

В связи с возникающими на практике проблемами реализации ИПРИ в части своевременного лекарственного обеспечения инвалидов приведем яркий пример по данной теме из судебной практики. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда 26.10.2010 вынесла следующее решение по делу N 33-12901/2010 - решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.05.2010 - оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков - без удовлетворения[44].

Фабула дела. Инвалид обратился в суд с иском к органам и организациям, осуществляющим соцзащиту интересов инвалидов об обязании их организовать регулярное снабжение инвалидов его города жизненно необходимыми лекарственными средствами. Инвалид также просил суд обязать ответчиков обеспечивать его жизненно необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача регулярно, а не от случая к случаю. За нарушение его права на своевременное, по мере обращения, обеспечение его лекарствами просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Инвалид в иске указал, что болеет с 27 лет, с тех пор его болезнь только сильнее развивалась и стала хронической, ему постоянно раз в два часа необходимо вдыхать Препарат N 1, которым он пользуется многие годы. Кроме того, он ежедневно принимает лекарство в таблетках Препарат N 2 или Препарат N 3. Препарат N 1 для него является жизненно необходимым, поскольку без этого препарата у него возникает симптоматические обострения его заболевания. Являясь инвалидом 2 группы, он имеет права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Однако с 2008 г. поставка медпрепаратов в аптеки города резко прекратилась. Он не получил препараты в ноябре 2008 г., с февраля до июня, июле, августе, ноябре 2009 г. лекарства в аптеке отсутствовали, в сентябре он получил Препарат N 1, однако Препарат N 3 отсутствовал; в июне 2009 г. он получил Препарат N 2, а Препарата N 1 не было.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года исковые требования А. удовлетворены частично: с ответчиков в пользу истца взыскана компенсация морального вреда по 20 000 руб. с каждого, в остальной части иска отказано.

Ответчики в кассационной жалобе просят отменить решение суда в части удовлетворения иска, указывая, что решение суда в данной части является незаконным и необоснованным.

Позиция суда кассационной инстанции. Учитывая, что ответчики считают решение суда незаконным только в части удовлетворения иска, а истец данное решение в части, в которой ему в иске отказано, не оспаривает, судебная коллегия, руководствуясь ст. 347 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность данного решения исходя из доводов кассационных жалоб лишь в оспариваемой ответчиками части.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

Из материалов дела следует, что истец является инвалидом 2 группы пожизненно. В соответствии с ФЗ " О государственной социальной помощи", включен в реестр граждан, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера). В указанный истцом период он обращался в аптечный пункт для получения названных выше лекарственных препаратов по 6-ти рецептам, которые были поставлены аптечным учреждением на отсроченное обслуживание, однако данными препаратами истец обеспечен не был, что ответчиками не оспаривалось.

Одновременно, из материалов дела усматривается, что в нарушение условия договора, заключенного между поставщиком необходимых истцу лекарственных препаратов и аптечным учреждением, последнее не предоставило поставщику в полном объеме сведения о рецептах истца, взятых на отсроченное обслуживание. Это подтверждается ответами ответчиков на запрос суда (т. 3 л.д. 124-127). Также отсутствуют доказательства предложения истцу аптечным учреждением в соответствии с условиями указанного выше договора и п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития N 328 от 29.12.2004 г., синонимичного лекарственного средства.

Вместе с тем судом первой инстанции также установлено и материалами дела подтверждается, что поставщик, обладая сведениями о необходимости обеспечения истца по одному из рецептов, взятых на отсроченное обслуживание, в нарушение п. 8.4 заключенного с ним Комитетом государственного контракта, обеспечение истца не организовал.

При таких обстоятельствах, учитывая, что неполучение истцом по вине ответчиков жизненного необходимого ему лекарственного препарата не могло не повлечь за собой физические страдания и нравственные переживания, связанные с беспокойством за свою жизнь и здоровье, принимая во внимание положения ст. 151 ГК РФ о компенсации морального вреда, судебная коллегия считает правильным вывод суда о взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда. Учитывая характер и степень вины каждого из ответчиков в причинении истцу морального вреда, характер заболевания истца, которое он получил, находясь на государственной службе, характер и степень страданий, которые вынужден был претерпевать истец, страдающий тяжелым заболеванием, в отсутствие жизненного необходимого ему лекарства, длительность этих страданий, индивидуальные особенности истца, являющегося пенсионером по возрасту (61 год), получавшего необходимые ему лекарственные препараты на протяжении длительного периода времени, а также иные значимые для дела обстоятельства, судебная коллегия считает, что определение судом размера компенсации морального вреда в сумме по 20 000 руб. с каждого из ответчиков в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости.

Доводы кассационных жалоб являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поэтому правового значения не имеют.

Представленные по делу доказательства судом первой инстанции оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ, решение постановлено в соответствии с требованиями закона и не может быть отменено по доводам кассационных жалоб.

Подводя итог вышеизложенного судебного спора можно только еще раз обратить внимание инвалидов, что суды отклоняют их требования об обязании органов и организаций, обеспечивающих их набором социальных услуг, выполнять взятые на себя обязательно бесперебойно в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Такой отказ судов основывается на том, что, во-первых, на основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Во-вторых, из ст.ст. 2 и 3 ГПК РФ следует, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, в частности, в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. В связи с этим заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Кроме того, инвалиду следует знать, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 418н утвержден Порядок организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения[45], который позволяет инвалиду обратиться за защитой своих прав; приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 31.07.2013 N 336н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания[46].

В связи выбором приоритета данной дипломной работы (медицинская реабилитация инвалидов в виде санаторно-курортного лечения), ознакомимся детально с разделами Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, касающимися санаторного лечения инвалидов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.