Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок проведения медико-социальной экспертизы






 

МСЭ проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро МСЭ гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро МСЭ гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на МСЭ, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

МСЭ проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении МСЭ гражданина ведется протокол (см. Приказ N 379н).

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности. Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Гражданам может устанавливаться группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования:

- не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню, прилагаемому к этим Правилам;

- не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ. При этом необходимо, чтобы в направлении на МСЭ, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь, содержались данные об отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ гражданина (переосвидетельствования).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов его экспертизы. Решение объявляется гражданину в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам МСЭ гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению МСЭ, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Порядок составления и форма акта МСЭ гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ[33]. Срок хранения акта освидетельствования гражданина в бюро МСЭ составляет 10 лет.

При проведении МСЭ в главном бюро акт МСЭ гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения МСЭ в бюро. При проведении МСЭ в Федеральном бюро акт МСЭ гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения МСЭ в главном бюро.

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими МСЭ, разрабатывается ИПРИ, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Выписка из акта МСЭ гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также ИПРИ. Порядок составления справки и формы выписки утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 N 1031н (в ред. от 17.06.2013) " О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" [34] (далее – Приказ N 1031н).

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.

Кроме того, инвалидам и органам соцзащиты населения следует знать, что действует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.01.2014 N 59н " О утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" [35], который содержит уточненный порядок предоставления государственной услуги по проведению МСЭ. В этом объемном документе имеется ряд существенных уточнений положений Приказа N 379н, к которым, в частности, можно отнести следующие.

Должностные лица, участвующие в предоставлении государственной услуги (проведение МСЭ), руководствуются положениями настоящего Административного регламента и несут персональную ответственность за предоставление административных процедур и соблюдение сроков, установленных настоящим Административным регламентом. Причем к административным процедурам в этом регламенте отнесены: доступность, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, сроки и последовательность действий при проведении МСЭ.

Из этого Административного регламента инвалиды могут узнать какие сроки установлены для проведения МСЭ, которые должны создать им комфортные условия для получения этой государственной услуги, а также комплект документов и пр.

Итак, максимально допустимое время предоставления этой государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) с учетом времени, необходимого для составления программы дополнительного обследования и проводимого в соответствии с ней дополнительного обследования, не может превышать 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги (его законным представителем) заявления о проведении МСЭ для установления инвалидности (определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) (далее - заявление).

Заявление о предоставлении государственной услуги регистрируется в день его подачи в журнале входящей документации. Приглашение на освидетельствование направляется получателю государственной услуги в сроки, не превышающие 5 календарных дней с даты подачи заявления. Если заявление подано без необходимых документов, то эти документы должны быть представлены получателем государственной услуги (его законным представителем) в течение 10 дней календарных дней с момента подачи заявления.

Максимальное время ожидания получателем государственной услуги (его законным представителем) приема в день освидетельствования не может превышать 30 минут. Программа дополнительного обследования составляется в день освидетельствования.

Заявление об отказе получателя государственной услуги (его законного представителя) от программы дополнительного обследования (или вида дополнительного обследования) должно быть подано получателем государственной услуги (его законным представителем) не позднее 5 рабочих дней с момента составления программы дополнительного обследования.

Выписка из акта освидетельствования получателя государственной услуги, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение получателя государственной услуги, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании получателя государственной услуги инвалидом.

Выписка из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 3-дневный срок со дня принятия экспертного решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности направляется работодателю (страхователю) и/или страховщику либо выдается получателю государственной услуги, если освидетельствование было проведено по его обращению.

Специалисты бюро сообщают в соответствующие военные комиссариаты сведения о признании инвалидами военнообязанных или получателей государственной услуги призывного возраста в двухнедельный срок с даты установления инвалидности.

В случае подачи заявления об обжаловании решения бюро в бюро, проводившее МСЭ получателя государственной услуги, указанное бюро в 3-дневный срок со дня получения заявления об обжаловании решения бюро направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня подачи заявления об обжаловании решения бюро проводит МСЭ получателя государственной услуги и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае подачи заявления об обжаловании решения главного бюро в главное бюро, проводившее МСЭ получателя государственной услуги, указанное главное бюро в 3-дневный срок со дня получения заявления об обжаловании решения главного бюро направляет его со всеми имеющимися документами в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня подачи заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) об установлении инвалидности (определении степени утраты профессиональной трудоспособности, установлении причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего инвалида) (далее - решение) принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения ее результатов, в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги (его законным представителем) заявления о проведении МСЭ.

Решение объявляется получателю государственной услуги, проходившему МСЭ (его законному представителю), непосредственно после его принятия в присутствии всех проводивших его специалистов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. В случае проведения МСЭ заочно решение и необходимые по нему разъяснения могут быть представлены по желанию получателя государственной услуги в виде бумажного и/или электронного документов.

Решение и необходимые по нему разъяснения, оформленные в виде бумажных документов, должны быть подписаны руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверены печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро) и направлены гражданину (его законному представителю) почтовой связью в 3-дневный срок со дня принятия решения. Электронные документы, предусмотренные данным пунктом, оформляются с электронной цифровой подписью и направляются с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Комментарий. При анализе порядка проведения МСЭ обращает на себя внимание, во-первых, то, что до настоящего времени не утверждена форма акта МСЭ гражданина и порядок ее составления, поэтому на хранение в ФБМСЭ кроме протокола МСЭ, передается акт произвольной формы. При этом ничего не сказано о судьбе самого направления граждан на МСЭ после его прохождения, учитывая, что в ЛПУ возвращается только обратный талон.

Во-вторых, и это главное, что вопреки конституционным гарантиям, содержащимся в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, Правительство РФ не внесло в действующий порядок проведения МСЭ одно из бывших оснований для бессрочного установления инвалидности. Поэтому Правила, утвержденные Постановлением N 95, ухудшили положение инвалидов, лишив их права получать справку об инвалидности без указания срока переосвидетельствования при достижении мужчинами возраста старше 60 лет, а женщинами - старше 55 лет. Данное правило действовало до 07.03.2006, когда было отменено Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 (в ред. от 01.02.2005) " О порядке признания граждан инвалидами", которое содержало такое право инвалидов.

Также следует обратить внимание, что ни в Законе N 181, ни в утвержденных Постановлением N 95 Правилах признания лица инвалидом, нет даже упоминания о возможности бюро МСЭ всех уровней изменять (снижать или повышать) группу инвалидности. Им дано право либо признать гражданина инвалидом той или иной группы, либо не признать его таковым, а изменение при этом группы инвалидности как бы предполагается. Этот факт, исходя из формальной сути правоведения, можно оценить, как юридический дефект действующего законодательства, регулирующего правоотношения органов власти с инвалидами. Такой вывод вытекает из итогов анализа большой массы подзаконных актов на рассматриваемую тему, в которых единственное упоминание о возможности снижения группы инвалидности содержится только в Приказе N 1031н, который не является надлежащим актом, регламентирующим порядок установления инвалидности.

Завершая эту часть исследования порядка реализации инвалидом права на санаторно-курортное лечение нужно обязательно отметить, что в рассмотренном Административном регламенте содержится указание на непременный учет в процессе определения инвалидности еще четырнадцати перечисленных в нем актов. Следовательно, даже гражданину, имеющему права, указанные в Административном регламенте, на те или иные действия, связанные с процедурой установления инвалидности, очень сложно уяснить такой огромный объем нормативно-правовой информации. Иными словами, инвалиду, как правило, недоступны для понимания нормативные сведения, поскольку он не может их получить в полном объеме, не имея доступа к Интернету, а затем освоить самостоятельно эту массу специальной информации. Все эти сложности не позволяют большинству граждан успешно защищать свои нарушенные права, о которых они знают только со слов иных " более продвинутых" сограждан.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.