Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины синдрома выгорания и факторы, влияющие на его возникновение






В литературе мы можем найти, что и личностные, и ситуативные факторы увеличивают опасность психического истощения (таблица 3). По результатам эмпирических исследований, ситуативные факторы оказывают более сильное влияние на психическое истощение, чем личностные характеристики. Особенно подвержены психическому истощению те люди, кто испытывает слишком высокие рабочие нагрузки и межличностные конфликты в течение длительного периода времени.

Таблица 3. Факторы, способствующие возникновению синдрома выгорания.

Личностные Ситуативные
Возраст (молодые люди более подвержены психическому истощению) Неопределенность роли и функциональных обязанностей
Завышенные ожидания относительно самого себя и окружающих Конфликт между функциональными требованиями
Высокий уровень вовлеченности, самоотверженности и идеализма Рабочие перегрузки
Потребность в тяжелой работе Рабочее напряжение
Потребность доказать свою состоятельность Межличностные конфликты (с клиентами, с членами семьи, коллегами или руководством)
Сильная ориентация на достижение цели Отсутствие должной подготовки для осуществления работы
Неумение говорить «нет» Недостаточные ресурсы
Трудности с делегированием ответственности Недостаточная социальная поддержка
Предрасположенность к самопожертвованию Недостаток благодарности
Тенденция к тому, чтобы быть «дающим», а не «берущим» Факторы, связанные с местом на работы (например, нереалистичные цели, отсутствие независимости в принятии решений, неудачное расписание)

Анализ конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, которые его

вызывают. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

По мнению К. Маслач, причины выгорания кроются скорее не в личности человека, а в ситуациях. Развитию этого состояния способствуют и определенные личностные особенности – высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.

Можно утверждать, что профессиональный стресс – это следствие снижения профессиональной мотивации, а выгорание и сохранение увлеченности работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследований показано, что постепенно развивающаяся профессиональная деформация у медицинских работников достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени выгорания нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному отношению к клиентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, из-за чего, естественно, страдают обе стороны. Но вопрос о том, что здесь первично, а что является следствием, пока открыт. Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения профессионального стресса. Самое важное – рассогласование между ними и субъективной оценкой личностных ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований, которые к тому же нередко воспринимаются достаточно иррационально и некритично. При этом наблюдается когнитивный диссонанс: чем напряженнее работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним выгоранием. Благодаря многим исследованиям выяснено, что широко распространено представление о том, что стресс в работе равнозначен неудаче и собственной слабости. Именно поэтому он вызывает основанное на чувстве вины отрицание и приводит к тому, что людям трудно признаваться в наличии этих проблем. Соответственно, им трудно делиться ими и решать их.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения социальных ролей и функций, недостаточной эмоциональной поддержки со стороны коллег и руководства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.