Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы совершенствования деятельности в жилищной сфере






3.1 Реформирование структуры и издержки

Рыночная экономика охватывает целый ряд отраслей, особое место среди которых занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременно функционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатах своего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.

Финансовые отношения предприятий жилищно-коммунального комплекса не соответствуют требованиям рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны быть усовершенствованы с учетом развития финансово-кредитных отношений в отраслях, где предприятия были приватизированы, а экономические реформы начаты еще в 1992 г.

Главная задача экономической реформы ЖКХ состоит в переходе от бесплатного или почти бесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемому населением, с учетом его качества.[28]

Выполнение этой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального уровня жизни населения, сложившейся привычки людей к бесплатному предоставлению жилья и низкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменение структуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятий ЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

Основными источниками финансирования организаций ЖКК являются:

– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;

– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;

– дотации федерального бюджета;

– дотации региональных бюджетов.

До реформы (1991 г.) платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи предприятий и организаций – 20%, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

Причинами того, что фактические платежи населения оказались значительно ниже эксплуатационных издержек, стали:

– экономическая политика советской власти;

– низкая платежеспособность работающего населения России;

– наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде;

– отсутствие должного контроля за установлением цен и тарифов для населения по различным видам коммунальных услуг.

За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава и [29]структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40% от бюджетов. Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя. Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению. Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительные изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие. Увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (4% от общей площади жилищного фонда в России); износ основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет около 70%. Наблюдаются значительные потери энергоресурсов (в тепловых сетях свыше 30%)

Основные цели реформирования ЖКХ:

– обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;

– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

– смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

– переход отрасли на самоокупаемость.

Основные способы достижения указанных целей:

– совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;

– переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

– совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т.ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

– совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.[30]

Реформа ЖКХ предполагает:

– переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;

– увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:

– сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;

– необоснованного снижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено договорами найма;

– введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования – совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.[31]

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:

– создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли;

– совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;

– повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ;

– сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели;

– повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.

ЖКХ – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы.

Издержки предприятий, производящих коммунальные услуги, не покрываются установленными нормами и тарифами. Между тем ценовая политика в жилищно-коммунальной сфере представляет собой регулирующий механизм между производителями, потребителями услуг и муниципальным бюджетом, который обеспечивает дотирование наиболее затратных статей отрасли.

Основу эффективной ценовой политики должен составить комплекс мер, стимулирующих производителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребителей – к рациональному использованию коммунальных услуг.

Оплата коммунальных услуг в настоящее время производится по тарифам. Норматив по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя. Тариф оплаты услуг устанавливают и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно-гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов.[32]

Сложившаяся нормативная система оплаты не позволяет учитывать реально понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерь продукта в процессе его получения и доставки. Характерной особенностью коммунальных систем является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения.

Производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта действительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель.

Все это свидетельствует о несовершенстве существующей процедуры ценообразования. Не вызывает сомнений, что эффективный анализ процессов нормирования и тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении сложившегося уровня издержек производителей и уровня потребления конкретного вида продукции.

Проблема ценообразования в ЖКХ вызвана несовершенством существующей нормативной базы на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах.

Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в т. ч.:

– стимулировать предприятия ЖКХ к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

– способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ;

– обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов для предприятий ЖКХ;

– учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей ЖКХ; [33]

– создавать механизмы снижения политизированности процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

Основой определения тарифов на жилищно-коммунальные услуги служит Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, разработанная в целях обеспечения единства состава и классификации затрат, методов их учета, исчисления себестоимости в организациях различных видов деятельности ЖКХ.

Методика разработана в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552; изменениями и дополнениями к этому Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661; другими нормативными актами.

Методика предназначена для организаций различных видов деятельности ЖКХ: эксплуатации жилищного фонда, водоснабжения и водоотведения (с очисткой стоков), теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов, гостиничного, банного, прачечного хозяйств и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них.

Объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ.[34]

Планирование себестоимости – один из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов.

Планирование затрат необходимо как для предприятий ЖКХ – естественных (технических) монополистов, так и для организаций, получающих право на заключение договора в результате конкурса. Во втором случае плановая себестоимость закладывается в тариф, являющийся стартовым при проведении конкурса.

Плановые затраты по каждой статье себестоимости определяются на основе:

– анализа фактических затрат и их изменения в планируемом периоде;

– применения установленных отраслевых и региональных норм и нормативов на виды затрат.

При планировании себестоимости, в частности, при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов:

– понижающие величину себестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению и др.;

– повышающие величину себестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, а также внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания.

Для расчета себестоимости единицы услуги необходимо предварительно определить себестоимость реализации общего объема услуг.

Плановая себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат на плановый объем услуг в натуральном выражении.

Прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как разница между выручкой от реализации услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и затратами на их производство и реализацию в соответствии с действующим законодательством.[35]

Федеральный закон от 30.12.04 № 210 ФЗ " Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирует сферу ценообразования в коммунальной сфере. Законодательно решены вопросы не только регулирования тарифов, но и надбавок к тарифам на товары и услуги коммунальных организаций.

Закон № 210-ФЗ разграничил полномочия всех уровней власти в области регулирования тарифов и надбавок. При этом особенно важными элементами являются:

для федерального уровня:

– определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, так как коммунальные организации в большинстве случаев являются локальными монополистами;

для органов государственной власти субъектов Федерации:

– установление системы критериев доступности для потребителей товаров и услуг коммунальных организаций;

– установление тарифов на товары и услуги коммунальных организаций;

для органов местного самоуправления:

– установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и на товары и услуги коммунальных организаций;

– осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей.

Наличие методических основ для разработки цен и тарифов, – безусловно, положительный фактор в реформировании экономики и финансов ЖКХ. Однако методические основы формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ необходимо и далее совершенствовать; а размер тарифов устанавливать в регионах с учетом: [36]

– роста реальных доходов населения региона;

– установленных федеральными органами власти пределов повышения тарифов по регионам России;

– наличия мобильной и эффективной социальной защиты малообеспеченных граждан.

В отношении связи доходов населения, инфляции и тарифов на коммунальные услуги представляются важными следующие положения:

– нужно, чтобы местные власти, самостоятельно определяющие тарифную политику предоставления коммунальных услуг, учитывали уровень жизни населения конкретного региона;

– нельзя, чтобы темпы роста тарифов на регулируемые государством коммунальные услуги превышали темпы роста денежных доходов населения;

– платежи за коммунальные услуги не должны стимулировать рост цен на потребительском рынке.

Одна из основных целей реформирования ЖКХ – снижение издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, соответствующих определенным параметрам качества. На конец 2006 г. не возникло финансовой заинтересованности в снижении затрат в системе ЖКХ, что автоматически (без роста платежей) увеличило бы долю оплаты населением коммунальных услуг.

Увеличение тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки без одновременного приведения в соответствие тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело к росту долгов предприятий ЖКХ перед предприятиями, поставляющими энергоресурсы. Необходимо на местах создать механизмы для регулирования тарифов естественных локальных монополий, поскольку сегодня нет реальных и прозрачных механизмов воздействия на тарифы со стороны органов местного самоуправления.[37]

Следует регулировать тарифы на федеральном, региональном и местном уровнях в рамках установления компетенций. Одним из механизмов регулирования роста тарифов на услуги ЖКХ является применение методики исчисления предельного процента роста тарифов в субъекте РФ. Такой процент целесообразно исчислять путем использования следующей экономико-математической модели:

Т = t + K,

где: Т – рост тарифа на услуги ЖКХ (в процентах к предыдущему году);

t – планируемая инфляция (в процентах к отчетному году);

К – коэффициент опережающего роста тарифов на услуги (товары) естественных монополий.

Например, планируемый рост инфляции в 2007 г. – 8%, коэффициент опережающего роста тарифа К – 2% (устанавливается Правительством РФ на ряд лет), тогда Т = 8 + 2 = 10%. Следовательно, тарифы на услуги ЖКХ в 2007 г. должны вырасти не более чем на 10%.

Пути повышения эффективности организации и управления ЖКХ России Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом призвано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

– управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

– управление управляющей организацией.[38]

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно Федеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ " О концессионных соглашениях" предусмотрено привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием имущества на основе заключения и исполнения концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

В концессию передается недвижимое имущество:

– системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т.ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

– объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

– объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии и др.

Стороны концессионного соглашения:

– концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления; [39]

– концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два (и более) указанных юридических лица.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом сроков создания, реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗ и концессионным соглашением, пользоваться им на безвозмездной основе в порядке, установленном соглашением.

Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в т. ч. за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при создании или реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных концессионным соглашением: технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований.[40]

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с типовым соглашением.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предложен ряд форм организации и управления жилищным и коммунальным фондом. Отношения между органами власти, собственниками и управляющими компаниями основываются на коммерческом расчете.

Опыт работы новых управленческих структур в секторе ЖКХ пока отсутствует, так как они только создаются в субъектах РФ. Идет процесс поиска, а поэтому оценивать эффективность их применения пока рано. Процесс этот сложный и длительный, осуществить его можно только с учетом экономических интересов всех участников.[41]

 

3.2 Информационно-техническое сопровождение реформирования ЖКХ

Изучение восприятия коммунальной реформы показало, что возникли отрицательные общественные стереотипы:

· реформа – это повышение цен на плохие услуги;

· реформа делается за счет кармана простых граждан;

· в ЖКХ ничего не изменится к лучшему в ближайшие годы

· реформа богатых не коснется и т.д.

На это наслаивается нелегкое положение местной власти, которая является непосредственным реализатором реформы: она по сути сейчас находится между молото – требованиями сверху – и наковальней – отсутствием реальных инструментов выполнения и не популярностью у населения многих проводимых в связи с реформированием ЖКХ мероприятий. Готова ли она проводить реформу с энтузиазмом? Думаю, что нет.

Одним из главных неучтенных факторов повышения эффективности проведения реформы ЖКХ является ее информационно-техническое сопровождение. Особенно, на местах, на уровне местной власти. Это – принципиально важная линия любой реформы. Во все времена мерилом эффективности деятельности местной власти является отношение к ней населения, которое реально отражено в общественном сознании. Власти необходимо вести диалог с людьми и управлять в ходе общения отношением к себе. Это особенно важно сейчас, когда муниципальный руководитель находится в центре событий и должен реализовать системные процессы трудных, многоплановых и многоуровневых реформ.

Если диалог с населением строить эффективно, у местного руководителя и его команды появятся необходимый внутренний и внешний ресурс для работы на реформу и ее претворение в жизнь на своей территории.

Грамотное информационное сопровождение деятельности власти при реализации реформа ЖКХ, с одной стороны, увеличивает ее эффективность, с другой – делает местные власти и коммунальные структуры более защищенными от общественного недовольства и политических спекуляций. Существуют несколько полезных идей в первом приближении:

· власть и коммунальные службы города укрепляют доверие население к себе, т.к. начинают «защищать» себя от негативных общественных настроений;

· появляется возможность системно корректировать отрицательные общественные стереотипы населения в отношении действий руководителей ЖКХ при реализации «трудных» положений реформы;

· выстраивается эффективная и связная информационная система сопровождения работы власти по реформированию ЖКХ;

· высокоэффективное комплексное поддержание активного трехстороннего диалога «власть – коммунальщики - население» сохраняет и укрепляет в этой цепочке сильные позиции власти;

· возникает ситуация целевого управление общественными настроения, местными слухами и отношениями; [42]

· население становится не сопротивляющейся реформам стороной, а поддерживающей эту работу власти и коммунальных служб.

Сегодня редкий российский губернатор, мэр или местный чиновник рассматривает аналитиков, журналистов и консультантов как серьезный ресурс в успешной работе, тем более в работе по проведению реформы ЖКХ. Так сложилось в российской бюрократии, что прямые и узкоограниченные отношения кажутся важнее, чем работа с широкими слоями масс. Между тем пример того, как работает Президент России В.В.Путин, свидетельствует о важности таких отношений для успешного управления страной. Скорее всего стремление к грамотной федеральной информационной политики и позволяет выстраивать объективно успешную систему отношений «Президент – страна» все эти годы.

Сильнейший неучтенный фактор эффективности российских реформ, особенно реформ ЖКХ, выстраивание грамотных отношений в системе «местная власть – жилищные и коммунальные службы – население», а так же активное укрепление и целевое управление ими.

Технология эффективного информационного сопровождения реформы складывается из трех этапов:

1. Определение отношения населения города и отдельных его групп к разным элементам коммунальной реформы с помощью специальной методики оценки общественного настроения; выявление конкретных мотивов недовольства действиями власти, коммунальных служб, энергетиков;

2. Разработка и реализация информационных инструментов для вовлечения населения субъекта в диалог, целью которого является формирование у населения позитивного понимания целей и задач реформы, действий власти и коммунальных служб; [43]

3. Технологичная работа по закреплению позитивных перемен в общественном сознании относительно реформ ЖКХ.

Уровень развития информационных технологий сегодня достаточен, чтобы помочь власти в проведении реформ. Конечно, нужно привлекать внешних консультантов, чтобы определить более эффективные схемы и формы работы, чтобы добиться повышения качества услуг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.