Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Это сообщество свободных индивидов.






В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.

В социальном плане это означает, что индивид может принадлежать к определённой общности (семья, класс, нация и т.д.), но это не является обязательным. Он может существовать самостоятельно, иметь право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Это открытое социальное образование. В гражданском обществе обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями.

3. Это сложноструктурированная система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы по интересам и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.

4. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои интересы (порой противоположные), тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надёжным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

5. Это правовое демократическое общество. Связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

 

Принципы, лежащие в основе гражданского общества.

1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.

2. Наличие эффективного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Легитимность и легальность государственной власти.

4. Демократический политический режим.

5. Верховенство правового закона и равенство всех перед законом.

6. Политический и идеологический плюрализм.

7. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.

8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан.

9. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 

Структура гражданского общества – это внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

 

Структура гражданского общества.

1. Социальная система отношений. Это совокупность социальных институтов и отношений: 1) связанных с продолжением рода человеческого, воспитанием детей (семья); 2) конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубы по интересам, общественные объединения и т.п.); 3) отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями).

2. Экономическая система отношений. Это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта, т.е. трудовые и производственные отношения (акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели и т.п.).

3. Духовно-культурная система отношений. Это совокупность отношений между людьми, их объединениями, в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных) через которые реализуются эти отношения.

4. Информационная система отношений. Складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации (организации, учреждения, предприятия, граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации).

 

Гражданское общество и государство.

Гражданское общество – не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидов и их объединений, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Государство не должно противостоять гражданскому обществу, а должно создавать для него нормальные условия функционирования и развития.

Государство не должно вмешиваться в деятельность гражданского общества, поскольку гражданское общество строится на принципах самоуправляемости, его деятельность, в основном, регулируется традициями, обычаями, нормами морали и защищена правовыми нормами от прямого или косвенного вмешательства государственной власти.

 

Конституция становится соглашением между обществом и государством о разграничении сфер их деятельности (государство – публичная власть, сфера общих интересов, общество – сфера индивидуальных свобод, сфера частных интересов).

Гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов.

Использование права не является обязанностью гражданина.

Отношения между гражданами, их объединениями, союзами строятся на началах равенства, свободы, координации. Их связи и отношения основываются на соглашениях договорах.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

 

 

34. Политическая система общества: понятие, структура, принципы, типы (виды).

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, общественные и политические движения и союзы, общественные организации, органы и организации самоуправления и самодеятельности населения и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

 

Признаки политической системы общества.

1. Во-первых, это институциональная система (государство, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.д.).

2. Во-вторых, это нормативная система (политические, правовые, моральные, нормы; обычаи, традиции,, символы).

3. В-третьих, это коммуникативная система (формы взаимодействия власти, общества и индивида – пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д.).

4. В-четвёртых, это культурная система (система ценностей, религия, ментальность – совокупность устойчивых представлений об обществе, характер и способ мышления).

5. В-пятых, это функциональная система (средства и способы реализации власти – согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.).

6. В политическую систему входят не только те органы и организации, которые ставят своей целью участие в осуществлении политической власти и в политической жизни страны, но и те из них, которые служат для достижения культурных, религиозных, просветительских или других гуманистических целей. Главное условие: эти организации должны быть легальными.

7. Именно в её рамках и с её помощью осуществляется государственная власть.

8. Вся деятельность политической системы подчинена требованиям политических, правовых, идеологических, моральных и всех других социальных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

9. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

10. Политическая система в конечном счёте регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за неё.

 

Функции политической системы.

1. Обеспечение политической власти определённой социальной группы или большинства членов общества.

2. Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения.

3. Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач.

4. Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений.

5. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества.

6. Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

 

Структура политической системы.

1. Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.

2. Политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы.

3. Правовые нормы и политические нормы и традиции, регулирующие политическую систему.

4. Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.

5. Политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Принципы политической системы.

1. Народовластие (широкое участие населения в управлении делами государства).

2. Верховенство права и закона.

3. Идеологическое многообразие (плюрализм).

4. Равенство всех субъектов перед законом.

5. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции.

6. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.

Типология политических систем.

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

1. Англо-американская политическая система (США, Англия, Канада, Австралия). Характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках одной политической культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свобода личности, массовое благосостояние и безопасность и т.д.

2. Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы). Отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии (наличие многих партий с разной идеологией и старыми традициями). Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабе общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки). Имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия и т.п.

4. Тоталитарные политические системы (фашистская Италия, нацистская Германия, страны «мировой системы социализма»). Функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида. Отличительными особенностями этого типа политических систем является чрезмерная централизация власти, высокая степень насилия и т.д.

 

 

……Политическая система общества: понятие, структура, принципы, типы (виды).

Понятие «система» в науку введено в 20-е годы 20 века биологом Берта для обозначения процесса обмена веществ между клеткой и определённой средой.

Томас Парсонс - внёс понятие «система» в социальные науки, он выделял четыре системы: 1) экономическая система; 2) политическая система; 3) социальная система; 4) духовная система.

В 50-60 годы американские учёные (политологи) Алмонд и Истои ввели понятие «политическая система» в политическую науку.

В советской науке до 70 годов употреблялось понятие «политическая организация».

Принципиальная разница между этими понятиями заключается в том, что в основе понятия «политическая организация» лежит государство, а в основе понятия «политическая система» лежит категория ценностей. Таким образом, подчёркивается многозависимость политической власти от культуры, ценностей, традиций, духовности и т.д.

Системообразующим признаком политической системы можно назвать политическую власть - стремление к ней, завоевание политической власти, причастность к политической власти, влияние на политическую власть, удержание политической власти.

Политическая система общества - это обусловленная культурными, социальными, экономическими, идеологическими факторами совокупность политических взаимодействий между государством и негосударственными организациями (институтами), прямо или косвенно участвующих в реализации политической власти или оказывающих влияние на неё.

 

Политическая система общества призвана в конечном итоге формировать политическую нацию (российский народ, американский народ и т.д.).

Политическая система снимает социальную напряжённость, преодолевает конфликты через контроль за распределением и перераспределением ценностей (материальные, духовные ресурсы, политические привилегии, культурные достижения, доступность к образованию).

Цели политической системы.

1. Политическая система обеспечивает согласование целей глобального уровня (национальная идея, глобальные проекты).

2. Политическая система обеспечивает интеграцию различных групп (политических, религиозных, этнических), путём нахождения баланса интересов.

3. Легитимация, т.е. процесс непрерывного обеспечения согласия общества признавать верховенство власти.

 

Функции политической системы

(т.е. основные направления воздействия на общество)

1. Интеграционная.

2. Целеполагающая (определяет цели).

3. Организаторская (т.е. мобилизация человеческих, материальных и духовных ресурсов для достижения целей).

4. Регулятивная.

5. Контролирующая (контроль за конфликтами интересов различных групп и их снятие).

 

Структура политической системы.

(т.е. внутренняя организация её элементов).

1. Политические, правовые и иные социальные нормы.

2. Политическая структура (политические институты).

3. Политическая деятельность.

4. Политическое сознание.

5. Политическая культура.

Но лучше всего пользоваться выделением подсистем в структуре политической системы.

 

Подсистемы структуры политической системы.

1. Институциональная подсистема. Это политические институты - государство, политические партии, профсоюзы, церковь, иные общественно-политические объединения, движения, органы местного самоуправления, органы общественной самодеятельности, средства массовой информации (некоторые включают сюда трудовые коллективы). Центральное место в этой подсистеме занимает государство.

2. Нормативная подсистема. Это правовые, политические и иные социальные нормы, ценности, традиции и обычаи (взаимодействие институциональных элементов происходит на основе этих норм).

3. Функциональная подсистема. Это способы, методы и средства политической деятельности (т.е. это основа политического режима).

4. Коммуникативная подсистема. Охватывает все формы политического взаимодействия между властью и обществом, властью и индивидом (пресс-конференции, общественное мнение, встречи с населением, выступление по телевидению, обращение к народу, т.е. таким образом, происходит обмен информацией).

5. Культурная подсистема. Это система ценностей, религия, ментальность (совокупность представлений о власти, об обществе).

 

Типы политических систем.

Традиционная типология политических систем основана на видах политического режима.

1. Демократические политические системы.

2. Авторитарные политические системы (в основном происходит преследование политических прав).

3. Тоталитарные политические системы (отрицание всего объёма прав и свобод).

 

Типология политических систем (Чиркин).

1. Командные политические системы. Присуща всем государствам не демократически устроенным, где государство воздействует на общество с помощью властного приказа, повеления, диктата без обратной связи (восточные деспотии, советское государство, все государства социалистического лагеря).

2. Соревновательные политические системы. Основана на признании свободы, индивидуальности, неповторимости личности и автономии каждого субъекта политической системы. Свободное преследование достижения своих целей на основе конкуренции (побеждает сильнейший, талантливейший, удачливый). (США).

3. Социопримирительная политическая система. Действует путём выработки соглашений для погашения конфликтов и обеспечение равных стартовых возможностей всем субъектам политической жизни (Швеция, Норвегия, Россия тоже тяготеет к этой системе).

 

Принципы политической системы.

(принцип - это фундаментальная основа, лежащая в основе)

Принципы политической системы зависят от типа политической системы общества.

 

1. Плюрализм и равноправие идеологий.

2. Многопартийность.

3. Самодеятельность.

4. Законность (однако! Нелегальные организации или политические институты политической системы также входят в её структуру, например, мафиозное объединение).

5. Государственный контроль.

6. Социальное и политическое партнёрство.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.