Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности (пути) возникновения государства у различных народов.






На стадии распада первобытного общества у разных народов мира, несмотря на определенные закономерности, возникли и расхождения в происхождении государства.

Основные пути возникновения государства:

- европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

- восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.)..

На территории Европы (европейский путь) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов, а главной функцией - экономическое регулирование и защита частной собственности. В результате распада общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта). Наиболее классическими считаются три формы возникновения государства: афинская, римская, германская

Афинская форма считается классической формой возникновения рабовладельческого государства: она возникла непосредственно из внутренних классово-экономических частнособственнических противоречий, развившихся в недрах родоплеменного общества.

Римская форма заключается в том, что процесс образования государства в Древнем Риме был почти таким же, как и в Афинах, за исключением того, что он сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против привилегий патрициев (римской родовой знати). Плебеи, были лично свободными, не связанные с римским родом, обладали торговое и промышленное богатство. Борьбой против патрициев за власть они ускорили распад родоплеменного строя и образования рабовладельческого государства.

Древнегерманских форма - это процесс образования государства у древних германцев, ускоренный завоеванием варварами значительных территорий Римской империи. В отличие от Афин и Древнего Рима, где образовались рабовладельческие государства, у древних германцев возникла потребность в разрушении рабовладельческих порядков и построении прафеодальних (или раннефеодальных) государств, заимствовали структуру власти и право Римской империи, приняли христианство и приспособили их к укладу жизни германских племен.

Путем возникновения прафеодальних государств с первобытного строя происходил и развитие государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии - у арабов. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглашением на княжение варягов.

 

 

14, Организация власти и социальные нормы при первобытном строе.

Общество – это общность людей на определённой территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

Власть – это отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных).

Характеристика первобытного общества.

1. Первобытное общество возникло и развивалось в течении нескольких тысячелетий. Это был период становления человеческого общежития.

2. Крайне примитивные условия труда, суровые условия жизни, низкий уровень производительных сил толкали людей к объединению.

3. Они коллективно производили орудия труда, совместно охотились, жили и трудились сообща. Общий труд приводил к общей собственности на орудия производства и на производимые продукты.

4. В личной собственности находились лишь некоторые орудия труда и охоты, они же служили и орудиями защиты. Совместный труд и совместное проживание способствовали тесному сплочению членов общества, взаимной помощи и поддержке.

5. Это убыстряло развитие общества, приводило к появлению новых, более совершенных орудий труда. В результате такого развития происходит постепенное разделение труда.

6. В это время возникает и развивается новая, более совершенная форма организации общества – родоплеменной строй. Он сменяет стадный образ жизни и означает более высокую степень в развитии человеческого общества – переход от дикости к варварству. Основу родоплеменной организации общества теперь составляет род.

Структура первобытного общества.

Род – представляет собой общину, коллектив людей, тесно связанных кровным родством (действительным или предполагаемым) и ведущих общее хозяйство.

В родовой общине отсутствует какое-либо деление людей по имущественному признаку, т.е. нет социального неравенства.

Несколько родов, связанных между собой кровными узами, общностью обычаев, традиций, привычек, характером деятельности и другими общими признаками, объединялись в племена, а несколько племён – в союз племён.

Общественная власть в первобытном обществе.

Род, а тем более племя, состояли из большого числа людей. Для осуществления производства и распределения, для решения всех других вопросов жизни и быта общества нужна была какая-то организация, обладающая властью, т.е. возможностью оказывать решающее воздействие на поведение людей.

1. Общее собрание. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались на общих собраниях. На этих собраниях имели право присутствовать, высказывать своё мнение все взрослые члены рода. Решения, принятые собранием рода, становились обязательными для каждого сородича. Общее собрание избирало старейшину, который руководил повседневной деятельностью. На случай военных действий избирался военачальник (военный вождь).

2. Старейшины. Вначале ничем не отличались от других членов рода, выполняли все виды общей трудовой деятельности. Руководя коллективом людей, старейшины выполняли общую волю. Власть старейшин носила моральный характер. Они не получали какого-либо материального вознаграждения или льгот и привилегий за свою работу. Главными задачами старейшин были, во-первых, организация коллективных работ рода, во-вторых, предупреждение межродовых споров. Они должны были разрешать конфликты, возникающие при нарушении правил поведения, решать все общие вопросы, которые отвечали интересам соплеменников.

3. Совет старейшин. Старейшины родов составляли совет старейшин племён. Заседания совета старейшин проходили открыто. При обсуждении каких-либо вопросов на заседании совета старейшин могли присутствовать и высказывать свои предложения все взрослые члены родов (племени).Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ и др.

4. Военные предводители. (Для защиты территории или для нападения).Военными предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью и обязательно чрезвычайно сильной волей, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага и её организовывать практически.

5. Советы военных предводителей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

6. Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания людей. Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как сильны силы природы, люди боялись их. Они приписывали природе божественную силу. Жрецы были как бы связующим звеном между людьми и различными богами. Жрецы помогали «задобрить» богов путём совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность придавала первобытным людям силу, так как отвлекала их сознание от возможной борьбы с опасностью, раскрепощала их и позволяла сосредоточиться на созидательном труде. Жрецы были также хранителями, блюстителями обычаев рода.

Социальное регулирование в первобытном обществе.

Общество вырабатывало правила, необходимые для регулирования его жизни. Эти правила повторялись при жизни одного поколения людей и передавались потомкам. Часть этих правил отмирала, оставались лишь те из них, которые проходили проверку временем, были полезны и необходимы людям. Так складывались обычаи.

Обычаи – исторически сложившиеся, неоднократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения в обществе, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Характерные черты обычаев.

1. Они выражают интересы всех членов общества (рода, племени, союза племён).

2. В них нет чёткого разграничения прав и обязанностей.

3. Их выполняют в силу привычки, под влиянием общественного мнения или запретов (табу). Табу – это правило поведения устанавливающее запрет.

Обычаи первобытного общества имели характер нерасчленённых «мононорм», т.е. обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Нарушение обычаев рассматривалось как действие, направленное против интересов рода (племени), вредное для всех и для каждого члена. Поэтому родовая община привлекала виновного к ответственности.

Меры, принимавшиеся к нарушителю.

1. Меры убеждения. (Разъяснение, внушение, порицание).

2. Меры принуждения. В исключительных случаях – изгнание из рода. За убийство сородича и за переход во вражеский род - лишение защиты своего рода (его имущество отдавали на разграбление).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.