Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние славянские банные ритуалы






На Руси баня, помимо бытового, имела и ритуальное значение. С неза­памятных времен принято было топить баню для умерших предков — обычно их приглашали помыться и попариться в особые дни перед большими праздни­ками. Особое значение имело ритуаль­ное мытье в бане накануне свадьбы. После свадьбы также положено было париться в бане. Со всею строгостью, согласно древним верованиям и тради­циям, обставлялись и роды. Ведь имен­но в бане женщины рожали детей, здесь же они оставались на несколько дней после родов, пока сами считались «не­чистыми» (современные медики шутят, что по своим антисептическим свой­ствам воздух в парной не уступает хо­рошо оборудованной операционной).

В бане стригли волосы, ногти. Их ни в коем случае не выбрасывали — ведь ими мог воспользоваться колдун. Суще­ствовал особый ритуал сожжения во­лос. Ногти или тоже сжигали, или соби­рали в специальный холщовый мешо­чек. Грязную воду нельзя было выплес­кивать себе под ноги, особенно под ве­чер: случайно вступишь — заболеешь.

Были и особые ритуальные дни, в которые было положено париться в бане: после празднования Масленицы, в Чистый четверг, накануне Ивана Купа- лы (в день Аграфены Купальницы — 23 июня, 6 июля). На Аграфену Купаль­ницу собирали травы и коренья, заго­тавливали веники на весь год. Счита­лось, что травы, собранные в это вре­мя, обладают особой целебной силой. Пол бани и полок устилали собранны­ми травами и цветами, а парились осо­быми вениками из ивы, рябины, кали­ны, черемухи, березы, ольхи, липы, смородины, связанными с целебными травами. Каждая трава имела свою силу, свое качество и передавала эти качества человеку.

Произносили в бане и всевозможные заговоры, чаще всего с лечебной целью, как, например, приведенный ниже сибир­ский заговор от всех болезней:

«Батюшка ты, Царь-Огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Будь Ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок-пылок, обжигаешь, палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья... Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, — жги и спали с раба божия (такого-то) вся- ки скорби и болезни, страхи и переполохи...»

Произносить этот заговор следова­ло в бане на горячие угли.

Часто в бане колдовали. Например, чтобы приворожить любимого. Для это­го было достаточно выдернуть из вени­ка прутик, положить под порог, дождать­ся, когда суженый переступит этот по­рог, а уж затем бежать в баню. Там сле­довало пристроить прутик куда-нибудь повыше, где пожарче. Чем больше бу­дет сохнуть прутик, тем сильнее станет сохнуть по девушке любимый.

Конечно, такими нехитрыми дей­ствиями банное колдовство не исчер­пывается. Мы же перейдем к теме осо­бой, почти нигде не описанной, — зна­харскому банному ритуалу. Существо­вало несколько типов знахарских бань. Первый тип — для поддержания жизни и здоровья. В этом случае в веники для бани вплетались специальные целеб­ные травы, дарующие успех, здоровье и процветание. Пили заговоренные на­стои и отвары, полок тоже устилался соответствующими случаю ветками, цветами и травами. Второй тип бань — против тяжелых болезней и смерти. Ос­тановимся на них подробнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.