Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права потребителей во всех странах защищены специальными законами.






В РФ Закон о защите прав потребителя был принят в 1992 году, в 1995 Государственная Дума приняла поправки к нему. Основное содержание этого Закона было включено в Гражданский кодекс РФ. Познакомимся с основными положениями данного закона.

Потребителем признается не только гражданин, который приобретает товары или заказывает работы (услуги), но и гражданин, который ими пользуется непосредственно. Основная цель Закона “О защите прав потребителей” в том, чтобы подчинить рыночную стихию интересам главных лиц – нас, потребителей. В законе есть три основные группы норм, которые необходимо знать каждому:

а) права потребителя;

б) механизм защиты прав потребителя;

в) ответственность виновных в нарушении этих прав.

Права потребителя установлены не только Законом РФ “О защите прав потребителей”, но и Гражданским кодексом РФ и другими законами. Рассмотрим только некоторые из них на примерах двух самых известных сфер – купли-продажи и пользования коммунальными услугами.

Право на необходимую и достоверную информацию о товаре.

Ее обязан предоставлять продавец. Покупатель еще до заключения договора розничной купли-продажи вправе осмотреть товар, потребовать проверки его свойств. В информации о непродовольственных товарах должны указываться на русском языке:

  • основные потребительские свойства товара;
  • гарантийные обязательства изготовителя, если на товар установлен гарантийный срок;
  • срок службы или годности;
  • правила пользования, хранения и транспортировки;
  • адреса предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание (для технически сложных изделий).

Право потребовать у продавца сертификат соответствия.

Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий хорошее качество и безопасность продаваемого товара.

Право обменять купленный товар

На это у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара. И речь не идет о том, что причиной обмена является дефект или плохое качество. Любой непродовольственный товар можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар и его цена отличается от уже выплаченной, то разница в цене перерассчитывается. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную сумму. Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене либо возврате товара будет выполнено, если товар не был в употреблении, сохранены его свойств и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

В случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества он имеет право по своему выбору на:

  • незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара продавцом;
  • замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • соразмерное уменьшение покупной цены;
  • возмещение расходов на устранение недостатков товара;
  • расторжение договора, возврат денег и возмещение убытков.

Потребитель коммунальных услуг имеет право:

  • на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;
  • требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда;
  • не производить оплату услуг на время перерывов, сверх установленных договором. При этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещение убытков и вреда;
  • на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки.

Наконец, важнейшими правами потребителя, в какой бы сфере потребления он ни участвовал, являются:

а) самостоятельное отстаивание своих прав

б) право обращения за их судебной защитой

в) право на возмещение морального вреда






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.