Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы управления Русского централизованного государства (дворцово-вотчинная, путная, приказная).






Дворцово-вотчинная система делилась на две части. Одну составляло управление дворца, во главе которого находился дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обслуживающие непосредственно князя и его окружение. О назначении путей красноречиво говорят названия должностей: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и т.д. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами. Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживающий личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.

 

68. Боярская Дума: состав, функции, место в системе управления.

Состав: Боярин (Высший думный чин), Окольничий, Думный дворянин, Чиновничий думный аппарат. Функции боярской думы: Осуществление законной власти, Решение вопросов внутренней и внешней политики, Высшая судебная инстанция (высшая судебная функция).

Боярская дума являлась совещательным органом. В XV в. Дума окончательно оформила свой юридический статус. В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Чис­ленность членов Думы была – до 20 человек. В течение XVI в. между Думой и князьями шла борьба за приоритет в управлении, после правления Ивана Грозного (связано с казнями бояр) Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи. При первых Романовых компромисс был достигнут. Боярская дума стала важной со­ставной частью сословно-представительной монархии как постоянно дей­ствующий высший государственный орган и как верхняя палата русского парламента – Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Получение думного чина зависело от воли государя. Права Боярской думы никаким законом не определялись, здесь дейст­вовало обычное право. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников например воевод, судей и др. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела по Докладу и по апелляции. Принадлежала ей и законодательная инициати­ва, как и право принимать и утверждать законы. Заседала Боярская дума в царском дворце.

 

69. Земские соборы: периодизация истории существования, порядок формирования.

Периоды: 1) 1549-1584гг. – Становление и оформление земских соборов, 2) 1584-1610гг. – Время, когда главная функция избрание на царство 3) 1611-1612гг. – Земские соборы при народных ополчениях превращаются в верховный орган власти 4) 1613-1622гг. – Действуют не прерывно в качестве совещательного органа при царе 5) 1632-1653гг. – Земские соборы собираются редко, по основным вопросам внутренне и внешней политики. 6) 1653-до конца 80-х. – Время затухания Земских соборов Порядок формирования: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства»(кроме крепостных). Царь, боярская дума, верхи духовенства, нижняя же палата – выборные от дворянства, верхов, посадских людей.

 

70. Земские соборы: функции, порядок работы, место в системе органов управления.

Функции: Внутренняя политика, Внешняя политика, Налогообложение, Выборы патриарха. Порядок работы: По назначению, Путем выборов Место в системе: высшее сословно-представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVII в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство.

Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора. Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, " приговора". Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских

 

и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.

71. Приказы Московского государства: структура, состав.

Структура: Дворцово-финансовые, Военные приказы, Судебно-административные приказы, Ведавшие отдельными или специальными отраслями. Состав: (возглавлялись судьями – начальниками) делились на столы (дьяки), которые делились на повытья (подьячьи). Подьячьи в свою очередь делились на молодых, средней руки и старых.

72. Приказы Московского государства: виды, функции, место в системе управления.

Виды: Конюшенный, Большого дворца, Большой казны, Разрядный, Стрелецкий, Казачий, Пушкарский, Бронный, Поместный, Холопий, Земский, Посольский, Аптекарский, Печатного дела, Ямской, Челобитный. Функции: административные, судебные и финансовые. Место в системе: органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

Постепенно административный аппарат, руководимый боярами, разросся, были созданы специальные центральные органы управления – приказы т.е. великий князь " приказывал" определенному боярину (приказному боярину) заниматься определенной сферой государственного управления. Это были постоянно действовавшие учреждения. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Приказы имели определенные платы, специальные помещения, делопроизводство, архивы. Для дьяков и других приказных деятелей служба в приказах была основным занятием, за которое они получали жалованье из казны. Это ставило их в тесную связь и зависимость от великокняжеской власти, делало их ее верной опорой. Приказы постоянно реорганизовывались, расформировывались и формировались вновь. Помимо руководителя - думского боярина, в приказе работали дьяки и подьячие. Приказы делились на столы (во главе с дьяками), а столы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.