Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.






 

Но указанные пастырские труды достигнут своей цели только при том условии, если и сами пасомые будут ревновать о своем спасении и стремиться ко Христу, о чем Св. Павел и говорит далее (ст. 14-16).

Возвращение всего во Христа (ст. 14-16).

14. Только в истинной Христовой Церкви возрастают мужи совершенны – с твердыми, непоколебимыми убеждениями в вере и нравственности; вне же Церкви люди, как младенцы, не имея твердых убеждений, колеблются, во всем сомневаются, увлекаются всяким ветром учения – различными мнениями, - призраками истины, неустойчивыми, как ветер, живут по лукавству человеков – лжи человеческой, гоняются за призрачным счастьем, суетятся в хлопотах, преследуют призрачные цели, живут в непостоянстве, без определенных и верных надежд. Все это смятение заведено в людях хитрым искусством обольщения, или обольстителя – сатаны. Чтобы снова не переживать такого бедственного состояния, в котором были Ефесяне до обращения своего ко Христу, Апостол убеждает их не только слушаться своих руководителей, но и самим действовать следующим образом.

15-16. Содержа истинное познание веры и Господа Иисуса и пребывая в делах любви, они должны всю свою жизнь настраивать по духу учения Христова и возращать в своей душе Того, Который есть Глава тела – Церкви, которою Он образует так: вера христианская соединяет верных со Христом и, таким образом, из всех составляется единое стройное тело. Христос, как Глава, живит это тело, каждому сообщая Себя, и подавая ему Духа благодати осязательно, так что этот Дух благодати, сходя на каждого, делает его тем, чем ему следует быть в теле Церкви Христовой. Тело Христово, стройно сочетываясь таким дарованием Духа, растет затем в себе по той мере, в какой каждый член действует во благо Церкви всею полнотой полученного дара благодати – при действии в свою меру каждого члена.

Таким образом, тело Христово растет и созидает себя при целесообразном взаимодействии всех своих членов. Сила же, всех побуждающая и одушевляющая на такого рода труды, есть любовь к Господу, с Которым связан всякий и от Которого получает дар благодати и любовь ко всем другим христианам, чтобы чрез них возвратить Господу полученное от Него. В этом заключается жизнь Тела Христова – Церкви.

Указав строй жизни христиан, Апостол пишет правила для нее, сначала общие для всех христиан, в каком бы состоянии кто не находился, а потом частные по состояниям.

II. Общие правила христианской жизни (IV, 17-V, 20).

1) Приступая к изложению этих правил, Апостол ставит во главе их общее правило – отложить ветхого человека и облещись в нового – отложить язычество и жить по-христиански (17-24).

17. Апостол как бы так говорит: всю эту речь я вот к чему виду: чтобы вы сами увидели, как вам теперь следует жить. А чтобы у вас никакого уже не оставалось сомнения, что так и должно жить, привожу во свидетели Господа – заклинаю Господом. Чтобы яснее указать, как им нужно теперь жить, Св. Павел на примере язычников, что яснее и нагляднее, показывает, как не должно жить. Язычники осуетили свой ум, назначение которого возгревать страх Божий и заставлять человека быть верным своей совести в надежде будущей блаженной жизни: они забыли Бога, место совести заняли обычаи, вместо будущих благ преследуются настоящие. Так как все это призрачно, то по справедливости названо суетой. За суетой ума естественно последовало омрачение смысла и окаменение сердца.

18. Осуетился ум, - дух, осуетилась с ним и душа, в разуме погас свет ведения, и он помрачился – выпали из него здравые понятия о себе, о своей последней цели, о том – зачем настоящая жизнь, что ожидает его в будущем: все это забыто, забыт и Сам Бог, и свои отношения к Нему, вместо этого внедрились в душу убеждения, что жизнь настоящая – все, что сам человек своим разумом и силами – творец своей жизни «о себе только и заботься», это цель твоей жизни. При таком помрачении души, конечно, немыслимо жить по Боге, т.е. по руководству присущих душе стремлений к Богу (см. Рим. 1, 2) и нравственной жизни. (Рим. II, 14-15). Сердце, не получая впечатлений от истинного знания и нравственной жизни, становится грубым – ожесточается, делается бесчувственным к истинной религиозно-нравственной жизни и еще более отчуждает человека от жизни Божией. Таково состояние души, отчужденной от Бога, такова и жизнь.

19. Окаменело сердце и замерло всякое чувство и нравственное, и религиозное (Втор. 32, 15; пс. 35, 2; 33, 1). Пришедши в такое состояние, погасивши в своем духе светильник знания и жизни, они предались всяким способом удовлетворению плотской похоти до излишества (в лихоимании).

20-24. Но не к такого рода жизни обязывает христиан их жизненно-опытное познание Христа, потому что оно сообщается Им Самим душе, уверовавшей в Него, а в таком знании, как в Иисусе Христе заключается сама истина (1 Иоан. II, 27). В этом знании во Христе они уже научились (в крещении) отложить прежний образ жизни – языческий – ветхого человека – в суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии и в полном рабстве страстям, особенно, похоти плотской. Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях – (в обольстительных похотях) – истлевает – разлагает, истощает и съедает человека в самом его существе. Это разъедающая тля все более и более проникает его, точит и съедает – во всю жизнь и во всю вечность, и, в тоже время, она временными успехами обольщает человека и тем держит его в рабстве, потому что ум его осуетился и омрачился смысл. Во Христе же Иисусе – уверовавши в Него, христианин обновляется духом ума своего, т.е. уму или духу его во Христе Иисусе снова возвращаются существенные, характерные, Богом дарованные свойства, как-то: истинное Богопознание, жизнь в Боге и власть над всеми силами природы человеческой, утраченные им в падении, и, наконец, облечение христианина в нового человека: по которому с уверовавшего во Христа Иисуса, как одежда, снимается все ветхое, греховное, страстное, - в таинстве крещения, миропомазания и покаяния, и он облекается благодатью Св. Духа в нового человека, созданного по образу Божию (Кол. 3, 10): как вначале создан человек по образу Божию, так теперь вновь верующий воссозидается в том же образе. Живя в этом настроении, он пребывает в праведности и святости истины, потому что из купели крещения выходит в свет уже новый человек с таким внутренним строем, чтобы ревностно исполнить всякую правду – всякое определение воли Божией, чувствуя на это в себе благодатные силы, чтобы быть святым пред Богом. И все это не призрак, как в ветхом человеке – в его стремлениях, но чистая истина – сама жизнь. Выше Св. Павел сказал, что христианину должно отложить ветхую греховную жизнь и жить по новому человеку – в правде и святости, а теперь, вслед за этим, указывает в частности, как жить и чего не делать христианину.

2) Самые правила нравственной жизни христиан вообще (IV, 25-V, 20).

А) Истинность в слове (IV, 25).

25. В ветхом человеке, как эгоисте, была ложь во взаимных отношениях, в новом человеке, напротив, должна быть истина. Поэтому Апостол заповедует христианам во взаимных отношениях не лгать, а говорить только правду. Это и тем более необходимо для них, что они – в Теле Христовом – Церкви, члены между собою, связанные друг с другом взаимною любовью; а где любовь, там невозможна ложь.

Б) Безгневие (ст. 26-27).

26-27. Ветхая – страстная жизнь выражается в злобе – в гневе. В новом человеке совсем не должно быть ни злобы, ни гнева (ст. 31). Но совсем не гневаться и никогда не чувствовать никакого огорчения есть особый дар благодати и принадлежит он совершенным. В обычном же порядке – долг всех – не поддаваться гневу, не согрешать в гневе. Как же это возможно? Гнев, как и всякая другая страсть, становится грехом только тогда, когда, при возникновении его в душе, уступают ему, и не только не подавляют, но раздувают его и доводят до неудержимости. А как скоро кто, заметив в себе возникновение страсти гнева, вооружается против нее и соответственными приемами в мыслях и положениях тела старается прогнать ее, то это вменяется ему не в грех, а в добродетель. В повседневных столкновениях с другими, конечно, поводом к раздражению и гневу и числа нет. Но кто всякое возникновение гнева подавляет и прогоняет, то он и не гневается, и не согрешает. Если же бывает иногда и так, что гнев мгновенно охватит и, прежде чем, спохватится человек, он уже и воплотится в слово и в движение, то и в таком случае можно избегнуть вменения гнева в грех, если тотчас же положить начало в душе примирению и не позволить раздуться ему и окрепнуть особенно ночью, когда душа бывает сравнительно свободна от дневных забот и впечатлений. Поэтому Апостол и заповедует подавить возникший в душе гнев до ночи – до захода солнца: не зайдет солнце в гневе твоем. Да, кроме того, ночью гнев может усилиться, в душе, и в душу, омраченную гневом войдет дьявол. При гневе дается место дьяволу тотчас, как гнев признается справедливым и удовлетворение его законным. В тот же момент дьявол входит в душу и начинает влагать в нее мысли за мыслями – одна раздражительнее другой. Человек начинает гореть в гневе, как в огне. Это – дьявольский, адский пламень. А бедный человек думает, что оно так горит от ревности по правде, - тогда как в гневе никогда правды не бывает. (Иак. 2, 20). – это прелесть вражия.

В) Трудолюбие с милостыней (ст. 28).

28. Воровство есть тоже характерная черта ветхого – эгоистичного человека (Злат.) особенно для ленивых с омертвелою совестью. Поэтому Св. Павел и обращает внимание на этот порок: новый человек во Христе должен быть чужд этого порока, поэтому привыкший к воровству в язычестве теперь, в христианстве, должен оставить эту греховную привычку и искупить ее усиленным (паче) трудом рук своих над чем-либо полезным не только для себя, но и для нуждающихся, не могущих по немощи трудиться для своего пропитания.

Г) Назидательность в речах (ст. 29-30).

29-30. Слово дано нам для выражения душевного состояния: каково душевное состояние, таково и слово. В ветхом человеке душевное состояние омертвелое, гнилое, зловонное: таково и слово его – пустое, праздное, мутливое, сквернословное, лживое, злоречивое, смехотворное, клеветническое и т.п. Такое гнилое слово в новом человеке не должно исходить из уст его; его слово должно быть добрым для назидания в вере – только о том, что относится к животу или благочестию, или спасению души, - это – существенная тема для разговоров христиан. Поэтому целью христианского слова Апостол ставит благодать слушающим, чтобы слово оказало благотворное действие на слушателей, служило к назиданию их. Всякий христианин есть храм Божий и Дух Божий живет в нем, созидая в нем все ко спасению. Кто словом своим назидает, тот делает дело Духа Святого; напротив, кто расстраивает души других, - пусторечием рассеивая их, а злоречием возбуждая недобрые чувства, тот разоряет дело Духа Божия в верующих и тем оскорбляет Его; оскорбляет Его и в себе самом: ибо худые речи исходят из худо настроенного сердца, в котором не может обитать Дух Святой, Который подается всякому христианину в день искупления его от греха в крещении и тем, как бы налагает на него свою печать в знак того, что человек тот теперь принадлежит не сатане, а Богу.

Д) Удаление от всякого раздора (ст. 31).

31. Духа Святого, запечатлевающего христиан, оскорбляют всякие раздоры, так обычные между ними. Начинаются они из мелочей, легким раздражением, которое, если тотчас не уничтожить его, скоро переходит в недовольство – серчание; не удержи серчание, оно разгорится в вспышку гнева; после этого тотчас начинаются крупные слова и брань, а вместе с этим и хула, - укоры и поношения друг друга. Побранились, накричались, разошлись не помирившись, и злятся друг на друга, придумывая и приговаривая даже: я тебе то и то сделаю, я тебе докажу. И разгорается злоба, часто из пустяков, до непримиримой ненависти, драк и убийств. Апостол пресекает все это приказанием: чтобы всего этого не было между вами: удаляйте их в самом начале, как только они появятся в душе, водворяя в ней противоположные мысли и чувства.

Е) Взаимное благорасположение и взаимное прощение (ст. 32).

32. Продолжая начатую (в 31 ст.) речь о пресечении всякого раздражения, Св. Павел заповедует: будьте друг ко другу добры – приятны, радушны; вместо всякой злобы – доброе расположение сердца, милосердие – будьте сострадательны. Такого рода расположения не допустят до того, чтобы и самому огорчаться, и другого огорчать. Сначала это потребует усилий, принуждения себя, а потом, при помощи благодати Святого духа, данной нам, станет желанным настроением сердца. Чем же воодушевляться при этом? Живым сознанием того, что сам безответно был и есть виновен пред Богом, и однако же Он простил и прощает тебе, ради Господа Иисуса Христа.

1) Слав.: скитающиеся; с греч.: носимы будучи туда и сюда.

2) Слав.: в коварстве козней льщения, всесторонне ни пред какими средствами не останавливающееся коварство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.