Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. 1-5. Бог державною силою Своею воскресил Господа Иисуса, тою же силою и вас (Ефесян-язычников), мертвых духовно






1-5. Бог державною силою Своею воскресил Господа Иисуса, тою же силою и вас (Ефесян-язычников), мертвых духовно, воскресил. Как они были мертвы? Грехами и преступлениями своими, которые влекут за собою смерть (Рим. VI, 23). Мертвыми этою смертью Апостол называет - во-первых язычников. Они живы были телом, живы и душою: действовали, рассуждали, совершенствовались в искусствах, в житейских и гражданских делах; но мертвы были духом, мертвы для Бога и для жизни в угодность Ему: грехи отделяли их от Бога, и они стали мертвыми. Грех, как скоро берет силу над человеком, умерщвляет его дух, жизнь которого от Бога. В грешнике, преданном греху, чувственные склонности и душевные страсти все более и более берут верх над высшими духовными требованиями и подавляют их до того, что свет жизни духовной совсем погасает. Вместе с тем, вянет и телесная жизнь от нарушения целости – гармонии всей человеческой природы и прекращения должных ее отношений к верховному источнику бытия и жизни. Отсюда – болезни, страдания и ранняя смерть. Так, не духовно только, но и телесно грех убивает не только одно лицо, но и целые поколения. В этой греховности до обращения ко Христу жили и Ефесяне, повинуясь производителям греха – обычаям мира сего, и власти дьявола, теперь низверженного с неба и живущего между небом и землей, - в воздухе, но князя сильного, властного. Последний внушал и распространял в мире самую, так сказать, основу – корень греха – дух противления воли Божией. Люди, охотно ему повинуясь, становились как бы детьми его и, подчиняясь ему, как своему князю, сами вступали в ряды сынов противления, - такими упорными приверженцами его, что их ничем не убедишь в противном. Этот дух противления особенно заметно действует ныне, когда началась проповедь Евангелия. Даже иудеи, которые, хотя не вполне подчинены были власти мира и князя мира сего – дьявола, потому что все порядки личной, семейной и общественной жизни заведены у них были по указанию Божию, но и они все-таки не были мертвы для грехов, производителями которых были их похоти плоти и греховные помыслы, - плотские и душевные страсти и склонности. Они следовали требованиям и влечениям страстей и себялюбивых телесных и душевных наклонностей, - не будучи в состоянии противиться тому, что пожелает плоть и что задумает душа в угоду себе. Поэтому и они были по природе – истинно – чада гнева Божия – состояли под гневом Божиим, как и все другие народы. Вот в каком ужасном состоянии были все люди: мертвые духом, рабы дьявола и мира, подневольные исполнители необузданных движений плоти – и душевных страстей, и все время находились под гнетом греховных помышлений, за что и были сынами гнева, которых ожидали вечное наказание и погибель. И над такими-то грешниками Бог проявляет могущественную Свою силу: не только спасает их, но и прославляет. Источник этого – богатство милости Божией (ср. Пс. 68, 17; 50, 3) и отсюда – особенной любви Его к Своему созданию – человеку. Мы были духовно мертвы, охотно служили греху – похотям и страстям, а о Боге забыли. Но Бог воскресил нас от такой мертвенности в лице Иисуса Христа. Во-первых, в лице Его Он оживил – воскресил истлевшую и мертвую человеческую природу вообще, а во-вторых – в Нем положил основание к оживлению и всех, верующих в Него. Это личное оживление и совершается по вере в таинстве крещения: в нем человек сначала умирает для греховной жизни и вместе оживает – получая ревность и силу для жизни духовной, а затем делается причастным оживления Христова и продолжает жить в этой обновленной жизни (ср. Рим VI). Так Бог уже сооживил со Христом нас – иудеев и язычников, уверовавших во Христа.

Прервав последовательность речи, Апостол обращает внимание Ефесян на то, что эту милость Господь оказал им исключительно по Своей благодати: благодатью вы спасены, пусть они хорошенько это узнают и запомнят. После этого опять продолжает прерванную речь. Бог не только оживил нас во Христе, но и оказал еще большую нам милость.

6. Бог по своей великой любви не только вдохнул жизнь в мертвую нашу природу и сделал ее способной для святой жизни – совоскресив во Христе Иисусе, положив в Нем начаток всеобщего воскресения, но и посадил на небесах в Нем, т.е. Христос Иисус, как глава Церкви, сидит одесную Бога, вместе с Ним воссядет и Церковь, как тело Его: где Он, там и слуга Его будет (Иоан. XII, 26). И теперь верные Его слуги как бы предвкушают будущее блаженство с Ним и прославляют великую милость Божию к людям. Впрочем, все то богатство благодати Божией откроется вполне не здесь, а лишь в будущем веке.

7. Много милостей излил Бог на верующих во Христа и здесь на земле: прощение грехов, благодать Св. Духа, победа над страстьми, совершенствование в добродетелях, освящение, усыновление, чрезвычайные дарования – мало ли это? Но все это нам проявляется по частям. Тогда же – в будущей жизни, явится во всей славе и не только, но и многое другое, чего мы и вообразить себе не можем, и явится во всей совокупности верующих. Тогда очевидно станет неисчислимое обилие благодати – даров Его, излитое на верующих, по милости Его к Иисусу Христу (см. Мф. III, 17). Апостол далее поясняет почему необходима была благодать Божия в деле спасения и прославления людей. Именно:

а) Благодать дает веру (8-9).

8-9. Господь изливает Свои милости на людей и здесь и особенно обильно изольет их в будущей жизни. За что? – За их веру. Но вера не имеет сама по себе никакой особенной силы, а если и имеет ее, то только потому, что Богу угодно было сочетать с нею силу спасения. Угодно было, чтобы мы спаслись верою, вера и спасает. Божий дар есть то, что мы спасаемся чрез веру (Злат. Феофилакт). Еще меньше спасение наше зависит от наших дел, потому, что их-то, собственно ни у кого из людей не было. Вот почему спасение наше исключительно зависит от благодати Божией. Поэтому-то спасение людей есть в полном смысле Его творение.

б) Благодать же дает нам и способность творить добрые дела (10).

10. Как вначале, в мертвую персть земную Господь вдунул дыхание жизни и стал человек душою живою, так и теперь в человеческую природу, умерщвленную грехом, Он вдохнул благодать Духа, которая оживила его дух, и он стал живым человеком – новым творением Божиим, по вере в Иисуса Христа. Но воссоздан человек не для грешной жизни, а на добрые дела, какие, по планам Божиим, предназначено исполнить нам здесь на земле, и, опять, при помощи благодати Св. Духа.

Итак, благодать Божия возбуждает веру и спасает; иначе говоря, она и добрые дела вам указывает и помогает их исполнить. Что же нам то принадлежит в нашем спасении? – Хотение верить и хотение совершать добрые дела, и тогда подается благодатная помощь на совершение хотения.

В) Особенно резко проявилось богатство милости Божией в спасении язычников, на что Ефесяне должны обратить особенное внимание и постоянно помнить и благодарить Бога: именно – они были прежде далеко, теперь стали близко. Это и разъясняет теперь Апостол (ст. 11-22).

а) Как далеко были язычники (11-12)?

По неведомым нам планам Божественного промысла о нашем спасении, избран был один народ, которому вверено было обетование о Христе Спасителе и, соответственно тому, устроен весь его быт – церковный и гражданский, и семейный, чем он и обособлялся от всех других народов. Печатью избрания было обрезание. Обрезанные были, таким образом, свои у Бога, а все другие – как бы чужие. Те знали Единого Истинного Бога, были у Него в милости и несомненно знали, что среди них явится Христос Спаситель и осчастливлены были утешительными обетованиями. Язычники же ничего такого не имели, были без Бога, без Христа, без обетований. Вот какое горькое было ваше состояние, говорит Апостол Ефесянам!

11-12. Чем были язычники до призвания ко спасению? Необрезанными, которых чуждались имеющие плотское обрезание, как внешнюю печать избрания Божия, иудеи. Иудеям был обетован Христос Спаситель, а язычники не имели этого обетования, - были без Христа. Они хотя и чувствовали свою погибель, но не знали, кто их спасет от нее. Иудеи имели порядки жизни, учрежденные Самим Богом. Им даны были заповеди, указывающие, как угождать Богу, и как очищать себя в случае нарушения заповедей и прогневления Бога. Порядки эти показывали, что Израиль есть царство Божие, в котором царь – Бог. И Он обязательно царил в них, являл дивные знамения и хранил народ этот для великой цели – спасения рода человеческого. Язычники сами отчуждались от всего этого, как блудный сын, сами убежали из отцовского дома, поэтому лишились заветов обетования, в которых Бог обещал народу Своему Свою защиту и главное – Мессию – Христа. Иудеям было на что надеяться и чего ожидать. А язычники на что могли надеяться? Бога определенно не ведали, забот – промышления Его не знали, не знали и того, как угодить Ему и очиститься пред Ним от грехов. Не знали будут ли они жить по смерти, или нет. Но так как без надежды жить нельзя, то и язычники выдумали себе сами призрачные и обманчивые надежды. Наконец, что главное – иудеи знали Бога истинного, без Которого человеку нельзя и быть. Язычники же не знали истинного Бога. А так как человеку нельзя быть без Бога, то сами выдумали себе богов ложных, которые не были Богом в своем существе. Поэтому язычники не имели Бога – были безбожники в мире, который сотворен был истинным Богом и громогласно проповедует о Нем (Рим. 1, 20). В таком состоянии отчужденности были язычники, и только, исключительно, по милости Божией стали близкими Ему.

б) Каким образом стали близко (ст. 13-18).

13. А теперь во Христе Иисусе – теперь, когда обетованный Христос пришел и устроил нам спасение, когда было устроено и стало проповедоваться всем благодатное царство Христово, вы – язычники, отчуждившиеся от иудеев и их обетований, и стоявшие, таким образом, далеко от них, теперь стали близко, - введены в участие, наравне с иудеями, в их обетование. Каким же образом стали близко? Кровью Христовою – страданиями и смертью Иисуса Христа, что Апостол подробно и объясняет далее (Ст. 14-46).

1) Противления – с греч. неубежденности, неубедимыми, т.е. кого ничем не убедишь.

2) Отчужденцы – с греч. отчуждились сами.

3) Слав.: от жития – в греч. порядка жизни.

 

14. Ибо он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди, преграду 1),






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.