Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4.






1-3. В предыдущей главе Св. Павел выяснил, как все соединены в Господе и стали едино в Нем и ради Него. Теперь говорит: к этому призваны вы, посему поступайте достойно сего, т.е. оставайтесь в любовном взаимообщении. Так поступать он умоляет их, указывая им на свои узы в Господе, которые он несет за дело Господа и Его учение, указывая тем, чтобы и они так же твердо держались его учения, как он – Господа Иисуса. Они призваны к высочайшему званию сынов Божиих в Иисусе Христе. Сообразно с этим и должны жить. Как же можно достигнуть этого? Апостол далее объясняет. Любить свойственно человеку по его природе. Но грех охладил любовь - поселив в нас вместо любви эгоизм, источник разделения и обособленности. Умерщвление эгоизма есть возвращение к теплоте любовного взаимообщения. Поэтому Господь и указал, как на первый шаг в последовании Ему, на самоотвержение: да отвержется себе, кто хочет по Мне идти, говорит Он (Лк. 9, 23). Апостол не выставляет прямо этого главного, но перечисляет добрые расположения, противоположные эгоистическим стремлениям, и их кладет в основу любовного взаимообщения. На первом месте ставит смиренномудрие. Самоотвержение требует самозабвения, которое выражается в смирении. Смиренный ни во что не ставит себя, сравнительно со всеми другими: всех считает лучше, достойнее себя. Оттого он не о себе думает и заботится, а о других и их благе. Он тоже, что член в теле: ни один член не живет для себя, в весь для других. Так и в теле – Церкви, смиренный весь для других с забвением о себе, и не для некоторых только, а для всех – высший ли то, или низший, друг ли то, или враг: это и есть всякое смиренномудрие, обобщающее людей любовью, в противоположность гордости (этой дочери эгоизма), разъединяющей всех. Как из гордости проистекают гнев, злобствование, оскорбительность, так из смирения – кротость, которая все переносит, как заслуженное им. За то и другие относятся к нему тепло, любовно, уважительно. Вот и союз: и чем больше где кротких, тем крепче там между собою союз, - больше там покоя и радости. На третьем месте Апостол ставит долготерпение, или (с греч.) великодушие. У великодушия душа настолько крепка и сильна, что никакие неприятности от других не производят в ней никакого потрясения и изменения; не от того это, что у великодушного, жестокое сердце, а от действия благодати Божией, которая подается за подвиги препобеждения зла добром (Рим. XII, 21). Великодушие и долготерпение спокойно переносят оскорбления и обиды. Но в них не видно цемента, связывающего людей противоположных направлений. Св. Павел далее указывает его: снисходя друг к другу любовью, что значит не только лично переносить обиды от других, но любовно делать всякое добро всем, кто бы они ни были. Это будет значить: скорбящего утешить, неразумного вразумить, грешащего исправить, бедному помочь, обиженного защитить: вообще, друг друга тяготы носить (Гал. VI, 2). Союз мира будет еще крепче и совершеннее, когда у союзников будет единодушие – единство духа – в основных мыслях, чувствах, настроениях и направлении воли. Союз, основанный на единстве духа, по словам Златоуста, «соединяет нас друг с другом и с Богом. Этого союза не может нарушить ни пространство места, ни небо, ни земля, ни смерть, ни что другое». Такой союз и заповедует Св. Павел Ефесянам словами: старайтесь сохранить единство духа в союзе мира.

И как ни трудно соблюсти единение духа, в союзе мира, но оно необходимо для соблюдения знания, к которому призваны христиане. Поэтому Св. Павел указывает побуждения, которые могли бы поддержать энергию христиан, стремящихся сохранить свое звание. Какие же побуждения к соблюдению единства указывает Св. Павел?

4-6. Существо христианства требует, чтобы все верующие были одно тело – Церковь, в котором обитает единый Дух, приемлемый всеми, и Который, проникая все члены, каждому сообщает жизнь и духовное движение. При единстве тела и Духа у христиан и одни надежды. Всем обетовано одно царство, - дверь в него равно всем открыта. У всех христиан один Господь Искупитель и Спаситель, - Он же и Глава телу – Церкви; одна вера в Него, одно крещение, коим рождаются они в новую жизнь; один у всех Бог, Творец, Промыслитель, Отец, Который одною любовью всех обнимает, единым всемогуществом правит, единым промышлением хранит. Один Бог и Отец всех – все христиане равно дети единого Отца Бога. Он над всеми – верующими особенно проявляет Свой Божественный Промысел, заботится о них, как о Своих детях; Он чрез всех их проявляет Свою любовь и благость; Он во всех – обитает Своим благоволением и любовью. – Отсюда вывод такой: «единого имеем Господа, едино прияли крещение, одну принесли веру, Один у всех Бог и Отец; посему надлежит вам, как братьям, иметь единомыслие между собою» (Феод.).

Указавши побуждения к единению или любовному общению между собою христиан, Св. Павел далее показывает, в чем должно обнаруживаться это общение.

7. Как в теле разные члены и всякий член имеет свое назначение, исполняя которое работает на все тело, так и в теле Церкви, Глава Которой Христос, каждый член должен служить другим и всему телу – Церкви, кто чем может и, кто на что получил дарование. В теле – Церкви, каждый член чрез Господа становится членом, от Него получает духовное бытие; от Него же назначается ему место в теле – Церкви, и дается дар благодати на служение Ему. Всякий христианин получил от Господа благодать и дар Св. Духа в той мере, в какой угодно было дать Господу. Служи тем даром, и будешь находиться в живом и деятельном со всеми, общении. Когда же дается каждому дар? – В таинстве миропомазания. В этом таинстве все природные силы духа получают благодать, которая некоторых из них поднимает на такую высоту, куда ни одна из них по естественному не могла бы подняться. Совершитель же всех таинств Господь. От Него сообщается всякому и дар в миропомазании. Что раздаятель благодатных даров есть Господь Иисус Христос, это Апостол доказывает в следующих (8-10) стихах.

8-10. Св. Павел поясняет ветхозаветным свидетельством следующие мысли христианского вероучения. Сын Божий снизшел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небо и воссел одесную Отца, а верующим в Него послал Духа Святого – источника всех благодатных даров. Но как Господь – Глава, Сам Себе создал тело Церкви, то и меру дарования определяет Он Сам: кому один, кому два, кому пять талантов. Этот план Божий в устроении нашего спасения Св. Павел сопоставляет с ветхозаветными предуказаниями и тем придает ему силу предвечного предопределения. Он берет место из 67 Пс., где говорится, что Бог извел Израиля из Египта, провел чрез пустыню, пленил для него землю обетованную и раздал ее сынам Израиля. Так и Господь смертью Своею пленил – смерть, дьявола, грех и, по воскресении, восшед на небо, принял, как добычу, в Свое ведение все благодатные силы и раздает их верным. Потому что Он властен так действовать: ибо всюду был, везде положил печать Свою и все исполняет. Он не с земли только восшел на небо, но прежде сошел не землю и прошел в самые низшие страны, ниже которых уже нет (в ад), а потом взошел превыше всех небес, так высоко, что и восходить выше уже некуда, я всегда и все исполняет властью, могуществом, славою, величием, обилием благодатных даров, знамений и чудес. Все в духовном мире Им зиждется – и на небе, и на земле; и в физическом мире Им все строится, все везде направляется к тому, чтобы явиться в обновленном от Него виде. Имея такую власть и силу, Он властен разделять благодать по мере Свой милости.

2) Руководство Богоучрежденных пастырей (IV, 11-13).

Церковь Христову составляют верующие, имеющие каждый свои особые и естественные способности и благодатные дары, при том у членов Церкви не отнимается свобода и самодеятельность и Церковь растет и умножается. Для того же, чтобы в ней было все стройно и гармонично. Господь благоволил учредить в ней особое начальство с особыми дарами руковительства Церковью, как живым телом. Св. Апостол перечисляет виды этих руководителей (ст. 11), указывает возложенные на них обязанности (ст. 12) и указывает цели, куда они должны направлять свои труды. (ст. 13).

Виды руководящих лиц (ст. 11).

11. Кроме даров, которые даются всем верующим в таинстве миропомазания (ст. 7), Господь подает особые дары некоторым избранным Им лицам для руководства Церкви. – Не общество или Церковь избирает их, а Сам Господь избирает и поставляет их для Церкви. На первом месте Св. Павел ставит Апостолов, как самовидцев Господа, свидетелей Его воскресения, от Него непосредственно поставленных, наделенных всеми дарами благодати Св. Духа: они и пророки, они и благовестники, они и пастыри, они имели и дарования исцелений, и всякий разум; все в них было совмещено и чрез них Вложено в Церковь. Они – каналы благодати, излившейся на всю вселенную. Чин апостольства в той силе, как он был в первых апостолах, не повторяем. И не представляется это необходимым, ибо апостолы все вложили в Церковь: передали ей всю истину, которую открыл им Дух Святой; передали и таинства для освящения верных, и в ней учредили пастырство, прямое преемство апостольства, долг которого – хранить вложенное апостолами в Церковь, которая живет апостольскими сокровищами, излившеюся от них благодатью, непрерывно переливающейся из рода в род. На втором месте Апостол ставит пророков. Им давался и дается (так как чин пророческий не прекращается в Церкви) дар прозревать в будущее, проникает и в тайны человеческого сердца и в откровение в Писании, а иногда выступит с учительным словом, нужным для христиан. Самый царь не связан ни с каким положением в церкви и обществе, а дается чистым сердцем, ревнителям чистоты телесной и душевной. На третьем месте Апостол ставит Евангелистов (слав.: благовестников), которые по указанию апостолов, а потом и их приемников – пастырей, посылались на проповедь слова Божия, или письменно излагали учение Христово. К первым относятся все равноапостольные, как Кирилл и Мефодий, ко вторым, ко вторым – евангелисты и писатели церковные. На четвертом месте у Апостола стоят пастыри и учителя, которым вверен был весь народ (Св. Злат.) и которые поставляемы были апостолами по городам и селам (Феод.). Это – епископы и священники, первые после апостолов в созидании Церкви, как тогда, так и теперь. Епископы, как приемники апостолов, а священники, как их ближайшие помощники – их очи, ноги и руки, оба составляют одно неразделимое пастырство, которому поручено было апостолами созидание Церкви (Деян. 14, 23). Апостольскою властью и силою. Таким образом, пастырство, после начала, стало главным в дальнейшем, после апостолов, существовании Церкви; к нему-то главным образом и относится, что вслед за этим говорит Апостол об обязанностях и целях руководящих лиц в церкви.

Обязанности руководящих лиц в Церкви (ст. 12)

12. Первая и главная обязанность руководителей Церкви – совершение святых – попечение о том, чтобы всякий верующий в Церкви знал свое место и делал свое дело, как должно. Это – внешнее управление в Церкви. Но главное внутреннее, забота о спасении: настроение сердец и умов верующих, их мыслей, чувств, такое, какое требует христианство: печального утешить и воодушевить, поссорившихся примирить и рассудить здраво их дело; бедным помочь; не понимающим чего разъяснить; кого одолевают страсти, тем указать, как справиться с ними. Так они должны действовать то словом, то делом, то строгостью, то ласкою, то наедине, то при других, имея в виду одно, - чтобы всякий из управляемых ими был совершен, как Божий человек на всякое дело благое уготован (2 Тим. 3, 17). Второй долг руководителей Церкви есть дело служения. Оно обнимает все, что совершается в Церкви, все чины церковные – молитвенные, освятительные, совершительные (таинства). Это – сердце пастырских трудов. Слово пастыря может действовать назидательно, но назидание в душе закрепляется благодатью Св. Духа в Церковных молитвах, в таинствах. Веди благолепно пастырь эту часть своего служения, и он увидит дивные плоды своего пастырства, - невидимое, таинственное пасение паствы. Последний долг пастырей Церкви – созидание тела Христова – расширение Церкви, введением в нее новых чинов, путем обращения к вере Христовой язычников, иноверцев, посредством миссионерства, по мере возможности. Ибо Христос хочет, чтобы все спаслись в ограде Его Церкви. Вот какие три обязанности возлагает Св. Павел на пастырство Церкви! Далее он указывает им цель и предел их дела.

Цели руководящих в Церкви лиц (ст. 13).

13. Св. Павел указал три обязанности пастырству; теперь указывает для каждой из них свою цель, свою меру. Он говорит как бы так: на вас лежит обязанность созидать тело Церкви чрез присоединение к ней новых верующих: все больше и больше прилагайте их, пока не останется ни одного не верующего; но чтобы все люди (мы) достигли того, чтобы у всех была одна вера и одинаковое познание Сына Божия: одна вера, чтобы не осталось более не христиан; одно познание Сына Божия, чтобы и между христианами не было разномыслия, а все одинаково понимали, что есть Сын Божий и что дело спасения, совершенное Им на земле, и то, как каждый может и должен его усвоять. Далее – лежит на вас обязанность совершения святых, и продолжайте неустанно трудиться над этим, пока всех и каждого не сделаете мужем совершенным, чтобы все и каждый имел о всем, касающемся веры, здравые понятия и добрые правила, чтобы воспитывать вкус и сочувствие ко всему духовному, истинно христианскому, чтобы в этом преимущественно оно находило себе удовольствие. Имея и соблюдая все это, христианин возрастает в мужа совершенна; наконец, на вас лежит дело служения, чтобы молитвенными, освятительными и таинственными священнодействиями возвести всех в духовное Богообщение, чтобы Бог был во всех и все в Боге; и продолжайте совершать это, дело служения, пока все войдут в состояние совершенного успокоения в Боге и почувствуют Его вселившимся в себя. Это и есть мера возраста исполнения Христова (ср. Иоан. 14б 23). Само же Богообщение совершается в таинствах, при молитвенном успокоении в Боге.

*) Слав.: «терпяще»; с греч. сносить, поддерживать.

**) По-видимому Апостол изменяет текст псалма, там сказано: принял дары, а у него: дал дары. Но в подлиннике стоит такой глагол, котрый обозначает: принял или взял, чтобы дать (Их. 25, 2; 3 Цар. 17, 10).

1) К совершению – с подл.: к приведению вещи к тому, чем она должна быть по своей цели и назначению.

2) Слав.: созидание; с греч.: к внешнему устроению – расширению.

14. дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися 1) всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения 2),






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.