Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование кала






10 Дата 12.09.00

Больной Петров И. Возраст 4 мес. _

Домашний адрес Козицкого. 7/3 _

Кем направлен и по какому поводу участковым

_ врачом — нарушения ступа _

Возбудители дизентерии и сальмонеллеза -

ЭПКП, патогенный стафилококк_-

УПМ_ Proteus Vulgaris _

Рис. 128. Анализы на бактериальную флору в кишечнике

Анализ кала на дисбактериоз кишечника

Свежий кал (с 2-3 мест каловой массы) собирается в стерильную посуду и без задержки отправляется в бактериологическую лабораторию. В полученном через 2-3 дня результате указывается:

- общее количество кишечных палочек;

- % количество разных видов нормальной флоры;

- наличие патогенной флоры. Нормативные данные представлены в таблице 22. Дисбактериоз — это нарушение состава флоры в кишечнике. Причины, дисбактериоза:

- нерациональное применение антибактериальных препаратов (в пер­вую очередь антибиотиков), что приводит к гибели большого количе­ства флоры, чувствительной к препарату, и значительному размноже­нию флоры, резистентной к нему;

- продолжительные заболевания;

- нарушение питания;

- аллергические реакции.

Таблица 22

Показатели анализа кала на дисбактериоз кишечника в норме и патологии

Показатели Нормативные данные Данные пациента Бабченко, 6 мес.
Общее количество кишечных палочек 1 млн-200 млн.  
Кишечная палочка со слабо выраженными фер­ментативными свойствами Лактозонегативные энтеробактерии Гемолизирующая кишечная палочка Кокковая форма в общем количестве До 10% До 5% До 6% До 25% 5% 10% 80%
Бифидум- флора 108-109 10«
Микроорганизмы группы Протея
1рибы рода Кандида
Патогенная флора   St. aureus

Результаты бакисследования кала на дисбактериоз

3 О тделение_ грудное

Больной_ Бабченко. 6 мес

Ф.И.О. Петренко ЕЛ., 8мес.
Микрофлора Нормативные данные Упациента
1. Общее количество кишечных палочек 10*-10* 105
2. Кишечная палочка (с измененными свойствами ферментов) < 10« 108
3. Кишечная палочка (лактозонегативная) < 106 106
4. Виды микроорганизмов, образующие гемолиз   10s
5. Лактобактерии > 106-108 107
6. Бифидобактерии ^очо10 105
7. УПМ (палочковые и кокковые формы) < 105 Citrobacter 103
8. Стафилококк (указать лецитовителазную и плазмокоагуляционную активность) < 104 -
9. Грибы рода Candida и др. < 104
10. Другие виды микроорганизмов  

Рис. 129. Анализ кала на дисбактериоз кишечника (по новым нормативным показа­телям)

В анализе наличие дисбактериоза проявляется:

- уменьшением количества кишечных палочек;

- нарушением % количества разных видов флоры (значительное увеличе­ние одной, отсутствие другой флоры — бывают разные варианты);

- одним из главных показателей — уменьшением количества бифидум-флоры — 107, 10* и тд.;

- наличием патогенной флоры.

Пример анализа у больного — таблица 22 (Дайте трактовку анализа кала).

В последнее время в нашей стране внедряется другая единица измерения показателей анализа на дисбактериоз, нормативные данные которого пред­ставлены на рисунке 129 (по данным Киевской медицинской академии по­следипломного образования), а также указаны результаты обследования па­циента.

Анализ кала на яйца гельминтов

Кал берется с 2-3 мест каловых масс в чистую (нестерильную) емкость. Таким способом можно диагностировать у ребенка аскаридоз, трихоцефа-лез и другие виды глистных инвазий. Однако отрицательный результат не обязательно указывает на отсутствие заболевания. Ведь это анализ на яйца гельминтов, а не на наличие самих гельминтов. Яйца же выделяются непо­стоянно, потому такое обследование в некоторых случаях необходимо на­значить примерно 3 раза через 1-2 дня. По статистическим данным, носите­лями гельминтов является 1/3 (!) жителей планеты. Наиболее частыми яв­ляются аскаридоз (рис. 130 А) и трихоцефалез. Поэтому лечение глистной инвазии врач иногда назначает при отрицательном анализе, руководствуясь клиническими признаками.

Анализ кала на яйла глист™ Ф.И.О. ИвановС. Возраст 7 лет Отделение детское Дата 17/04 Обнаотжены яйиа Ascaris Lumbricoides А
Соскоб на энтеообноз  
Ф.И.О. Сиволенко Возоаст 2 года Б
Отделение детское Дата 21/03-01  
Обнаотжены яйиа остпиц 8-10 в п/з  
Анализ кала на скоьгто июнь  
Ф.И.О. Петренко Возраст 13лет В
Отделение детское Дата 2/II-01  
Реакция ГЬегеосена положительная  

Рис. 130. Результаты обследования кала. Обозначения в тексте

Соскоб на энтеробиоз

Обычной палочкой (можно спичкой) с ватой на конце необходимо ут­ром (не подмыв ребенка!) провести в месте выделения яиц острицами — во­круг ануса.

Анализ положительный — у ребенка есть энтеробиоз (рис. 130 Б). При выявлении глистной инвазии у ребенка обследованию подлежат все члены семьи. И, независимо от результатов анализов, лечить необходимо всех.

Анализ кала на скрытую (англ. latency) кровь

Кровь в небольшом количестве, выделяющаяся из верхних отделов же­лудочно-кишечного тракта, в кале не видна, и фекалии имеют нормальный цвет. Кал может быть черного цвета (мелена), если крови много.

Именно для выяснения наличия крови в испражнениях назначается та­кой анализ кала (сдается в чистой посуде).

Анализ положительный может быть патологического генеза:

- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;

- трихоцефалез — глисты периодически сосут кровь со слизистой обо­лочки кишок, затем отпадают в полость, а кровотечение из ран про­должается.

Иногда кровь появляется в кишечнике до другой причине:

- прорезывание и стоматологическое лечение зубов;

- носовое кровотечение;

- травмирование слизистой оболочки ротовой полости;

- алиментарного характера — прием плохо обработанного мяса, печени;

- кстати — кал может быть черного цвета при приеме ребенком с ле­чебной целью активированного угля, для лечения анемии — глобиро-на и др. (у врача, если он не знает об этом, тоже может возникнуть мысль о наличии в кале крови).

В таком случае нужно подробно собрать анамнез, назначить соответст­вующую диету (исключить мясо и мясные отвары) и через 3 дня анализ по­вторить. Положительный результат (при явном отсутствии кровотечения из верхних отделов) указывает на выделение крови из ниже расположенных участков желудочно-кишечного тракта.

Примеры — рис. 130 В (бензидиновая проба в модификации датского врача XX века Грегерсена).

Уважаемые студенты/Вас, возможно, удивило то, что при разборе лабора­торных анализов указаны правила сбора материала, сроки сдачи в лаборато­рию и некоторые другие особенности методов. Это же не работа врача, ска­жете Вы. Да. Но незначительное нарушение этих правил станет причиной не­правильных результатов обследования. Не пожалейте своего времени и подроб­но объясните родителям особенности сбора материала для анализа. В таком случае результат будет достоверным — это подарок Вам (Вы будете удовле­творены своими знаниями) и подарок больному (Вы своевременно и правильно его будете лечить).

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Пилороспазм

Пилороспазм — заболевание детей раннего возраста, которое обычно возникает в неонатальном периоде. В основе пилороспазма лежит периоди­чески (!!!) наступающий спазм мыши пилорической части желудка без наруше­ния структуры пилоруса. Это патология неврогенного характера (преобла­дание симпатической нервной системы).

Клинические признаки — см. таблицу 23.

Уважаемые студенты! При рассмотрении симптомов этого заболевания необходимо, как и всегда, не просто выучить их наизусть, а подумать и обос­новать причины и время их возникновения.

Таблица 23

Дифференциальный диагноз пилороспазма и пилоростеноза

Клинические признаки Пилороспазм Пилоростеноз
Время появления главного признака — рвоты С первых дней жизни Чаше на I1-IV неделях жизни (вспомните объем желудка в этом возрасте)
Состав рвотных масс Чаще нествороженное мо­локо, через короткое время после кормления Чаще створоженное молоко, может быть еще с предыду­щего кормления
Объем рвотных масс Всегда меньше объема съе­денной пищи, может быть незначительное количество Много, может быть больше объема съеденной пищи
Частота и закономерность (англ. regularity) рвоты Частая (2-4 раза в день), не­постоянная На 2-м месяце частота уменьшается (1-2 раза в день), но постоянная
Характер рвотной реакции Срыгивание Фонтаном (англ. fountain)
Физическое развитие Нормальное или незначи­тельная задержка Замедленное — развивается гипотрофия
Стул Запоры чередуются с нор­мальным стулом Запоры
Объем мочи н частота мо­чеиспусканий Могут быть уменьшены в 1, 5-2 раза Значительно уменьшены (в 3-4 раза)
Самочувствие ребенка Часто плачет, беспокой­ный, крик перед и во время рвоты Чаше спокойный, иногда может быть возбуждение пе­ред рвотой
Симптом несочных часов Нет Есть
Данные R-исследования (сокращение желудка но типу «песочных часов», за­держка К-контрастиого ве­щества в желудке) Нет сокращения желудка по типу «песочных часов», вещество задерживается в желудке 6-8 часов Есть сокращение желудка по типу «песочных часов», веще-ство находится в нем втече-ние 24 часов и больше
Данные УЗИ Норма Пилорический отдел: - гипертрофия стенки > 4 мм; - увеличение длины > 20 мм; - на поперечном разрезе — симптом кокарды*
Эффективность лечения-холинолитическими препа­ратами Положительный результат через несколько дней Эффекта нет

* кокарда — это сплошной или с незначительной щелью значок, который прикрепляется на передней части головного убора, чаще военнослужащих

В основе лечения пилороспазма лежит уравновешивание отделов нерв­ной системы и расширение пилорического отдела желудка. Прогноз благо­приятный.

Пилоростеноз

Пилоростеноз — это врожденная аномалия желудка, проявляющаяся суже­нием пилорической части. В основе пилоростеноза лежит внутриутробное нарушение формирования пилоруса, в котором отмечается гипертрофия гладких мышц и недоразвитие нервных клеток. Эти нарушения приводят к сужению пилорического отдела, что препятствует прохождению пищи из желудка в 12-перстную кишку. Лечение хирургическое.

Клиника пилороспазма, которая устанавливается на первом месяце жиз­ни ребенка, по многим признакам схожа с признаками пилоростеноза. При дифференциальном диагнозе этих заболеваний (табл. 23) необходимо объяснить причину их отличий.

Хронический гастрит

В основе хронического гастрита — заболевания детей школьного возрас­та — лежат морфологические изменения слизистой оболочки желудка, приво­дящие к нарушению секреторной и двигательной функций.

По современным данным, главным в этиологии гастрита является бакте­риальная флора — Helicobacter pylori.

Способствуют возникновению гастрита разные экзогенные и эндоген­ные факторы:

- нарушение режима питания;

- неудовлетворительное качество принятой пищи (продукты, раздра­жающие слизистую оболочку желудка, — очень кислые, острые, соле­ные блюда; преимущественно твердая и сухая пиша; очень горячие блюда; одностороннее питание; употребление пищи, не соответству­ющей возрасту и т.п.);

- переедание;

- продолжительный прием лекарственных препаратов, раздражающих слизистую оболочку желудка (аспирин, сульфаниламиды);

- нервно-психическое, эмоциональное и умственное перенапряже­ние;

- врожденные аномалии, перенесенные заболевания (дизентерия, хо­лецистит), хронические очаги инфекции (тонзиллит), нарушения эн­докринной и нервной систем, вызывающие структурные изменения слизистой оболочки желудка (эндогенные факторы).

В зависимости от нарушений секреции выделяют 3 вида хронического гастрита: с пониженной, повышенной и нормальной секреторной функцией.

Главным клиническим признаком всех 3 видов гастрита является боль в эпигастральной области. При опросе ребенка необходимо установить ха­рактер боли (чаще ноющая — англ. ache), время ее возникновения (обыч­но через короткий промежуток после приема пищи). Иногда при сборе жа­лоб врач может предположить вид нарушения секреторной функции же­лудка:

- если боль возникает после приема острой пиит и уменьшается в ответ на щелочную (молоко), вероятнее всего кислотность повышена:

- если же боль усиливается после приема молока, щелочного по соста- ву, — секреторная функция понижена.

Иногда больные жалуются на чувство полноты и тяжести в эпигастраль-ной области.

Частым клиническим проявлением являются диспептические расстрой­ства — тошнота, отрыжка, изжога, срыгивание, рвота и нарушения стула (понос, чередование его с запором).

Почти у всех детей снижается аппетит.

Однако диагностика хронического гастрита является нелегкой врачеб­ной задачей, так как это заболевание редко бывает изолированным (часто сочетается с дуоденитом, энтеритом). А главное проявление — боль в эпи-гастральной области — может быть и при заболеваниях рядом расположен­ных органов.

Уточнение диагноза с определением уровня секреции проводится с по­мощью специальных методов исследования. Данные исследования желу­дочного содержимого следующие.

Для гастрита с повышенной секреторной функцией характерным является повышение показателей рН-метрического исследования желудка, с понижен­ной секреторной функцией — снижение показателей этого метода. При гаст­рите с нормальной секреторной функцией заболевание проявляется главным образом клиническими признаками без нарушения данных функциональ­ного обследования желудочного содержимого.

Методом фиброгастроскопии можно установить разнообразные пораже­ния слизистой оболочки: бледность или гиперемия, отек, инфильтрация, кровоизлияния, истончение, сглаживание или отсутствие складок, наличие значительного количества слизи и т.п. И на основании таких данных обна­ружить следующие формы гастрита: поверхностный, геморрагический, ги­пертрофический, атрофический и эрозивный.

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

Язвенная болезнь (англ. ulcer) — заболевание детей старшего возраста (12-15 лет). В зависимости от локализации выделено две формы — язвенная болезнь желудка и язвенная болезнь 12-перстной кишки.

Этиология заболевания аналогична этиологии гастрита, т.е., по совре­менным данным чаще всего это патология бактериального характера — Helicobacter pylori. В том числе возникновению заболевания способствуют разнообразные экзо- и эндогенные факторы.

Основные клинические проявления:

1) боль:

- локализация — чаше в правой половине эпигастральной области;

- время возникновения — ночью («ночные» боли), утром натощак («го­лодные» боли), перед приемом пищи днем;

- боль часто сопровождается тошнотой, изжогой, рвотой:

- особенностью боли при язвенной болезни является ее периодич­ность, которая соответствует обострению заболевания и длится при­мерно 6-8 недель, после чего наступает ремиссия;

2) запоры (язвенная болезнь 12-перстной кишки);

3) общие жалобы — раздражительность, реже апатия (англ. apathy), сла­бость.

Одна из характерных особенностей язвенной болезни — сезонность: обо­стрение обычно наступает весной и осенью.

При исследовании желудочного содержимого установлено, что при яз­венной болезни желудка кислотообразующая функция может быть в преде­лах нормы, несколько повышена или понижена, а при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки кислотность желудочного сока повышена.

Важным методом для точной диагностики язвенной болезни является метод фиброгастроскопии.

Дискинезия желчевыводящих путей

В основе лискинезии желчевыводяших путей (ДЖВП) лежит нарушение моторики желчного пузыря и желчных протоков, которое проявляется недоста­точным или чрезмерным сокращением мускулатуры желчного пузыря и сфинк­теров желчевыводящего протока.

Этиология: нарушение иннервации ЖВП, нарушение питания (режим, состав и количество пищи), гельминтные инвазии и др.

ДЖВП по типу нарушений сокращения мускулатуры желчного пузыря делят на 2 типа: гипокинетический и гиперкинетический.

ДЖВ П по 1Шюютетичдскому tw. v возникает у детей с преобладанием то­нуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (n.vagus). Мо­торная функция желчного пузыря замедляется, он растягивается, в нем за­держивается желчь. Одна из главных жалоб — ноющая, тупая, продолжи­тельная боль в правом подреберье. Дополнительные признаки — снижение аппетита, отрыжка, тошнота, изжога и запор.

Т ЖВП по гнперкннетичьскому типу развивается у детей с повышенным тонусом парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Боль в правом подреберье острая, колющая, кратковременная, иногда иррадиирует в правое плечо и правую лопатку.

При объективном исследовании отмечается болезненность в точке Кера, положительные симптомы Мерфи, Ортнера, Георгиевского-Мюсси, Боаса, Лепинэ при обоих типах ДЖВП.

Рис. 131. Больной С, 10 лет, ДЖВП. Холецистография. А — до приема желчегонного препарата; Б — через 45 минут после приема его. Какой тип ДЖВП?

Одним из методов дифференциальной диагностики типа дискинезии яв­ляется определение размеров желчного пузыря при УЗ И или с помощью хо­лецистографии. В случае ДЖВП по гипо кинетическому типу желчный пу­зырь почти не уменьшается или незначительно (например, до стимулято­ра — 8 х 4 см, после — 7 х 3, 5 см). При ДЖВП по гиперк инетическому типу происходит чрезмерное уменьшение размеров желчного пузыря (например, соответственно 10 х 4 см и 3 х 1, 5 см). Пример — рис. 131.

Синдром печеночной недостаточности

Синдром печеночной недостаточности — это комплекс глубоких нарушений функционального состояния печени.

По клиническому течению различают острую и хроническую печеноч­ную недостаточность.

Этиология синдрома очень полиморфная. Печеночная недостаточность может развиться как при многих патологических процессах других систем в организме, приводящих к повреждению гепатоцитов, а также как ослож­нение уже имеющегося заболевания печени. Возникает недостаточность, когда поражено 75-80% паренхимы.

К наиболее частым причинам относятся:

- заболевания печени — острый и хронический гепатит, цирроз, опухоли:

- экстремальные Факторы — травмы, ожоги, значительная кровопоте-ря, переливание крови;

- отравление гепатотропными токсическими веществами (грибы, фос­фор), непереносимость лекарственных препаратов (антибиотики, сульфаниламиды, аминазин);

- нарушение внутрипеченочной гемодинамики:

- развитие внепеченочного холестаза (желчнокаменная болезнь, опу­холь общего печеночного или желчного протоков);

- тяжелые патологические процессы других органов и систем (инфек­ционные, сердечно-сосудистые заболевания).

Основные клинические признаки (в конце изучения курса пропедевтики детских болезней механизм образования симптомов студенту нетрудно будет объяснить):

- адинамия, апатия, иногда возбуждение (выраженность нервно-пси­хических расстройств является основным критерием оценки тяжести печеночной недостаточности);

- «печеночный» (сладкий! запах пота, мочи, изо рта;

- плохой аппетит.

- постепенное снижение тургора тканей;

- кожа и слизистые оболочки, склеры:

а) сухие;

б) иктеричные;

в) наличие кровоизлияний и кровотечений;

- размеры печени чаше уменьшаются, иногда увеличиваются;

- болезненность печени при пальпации:

- спленомегалия:

- асцит:

- отеки:

- патологические типы дыхания (чаще Куссмаудя).

Все лабораторные показатели резко изменены. Уважаемые студенты! Не все лабораторные данные ясны Вам в начале изучения пропедевтики детских болезней. Однако они станут доступными для понимания уже в конце изучения и будут необходимы в будущем. Рассмотрим главные.

Лабораторное исследование Функций печени:

- гипербилирубинемия с увеличением количества непрямого билиру­бина;

- снижение сулемовой пробы;

- повышение тимоловой пробы;

- повышение активности трансаминаз.

Анализ крови на белок и белковые Фракции:

- гипопротеинемия;

- гипоальбуминемия;

- гапергаммаглобулинемия. Общий анализ крови — лейкоцитоз.

Синдром нарушенного кишечного всасывания (= синдром мальабсорбции)

Синдром нарушенного всасывания — это клинический си мптомокомплеке, в основе которого лежит нарушение всасывания одного или нескольких пище­вых веществ в слизистой оболочке тонкой кишки.

В основе патогенеза синдрома лежит снижение активности или почти полное отсутствие ферментов, а также возможное недостаточное поступле­ние пищеварительных соков вследствие закупорки протоков кишечных же­лез и возникающее на основании этого нарушение расщепления и передви­жения конечных продуктов пищеварения через кишечную стенку. В по­следние годы наблюдается учащение случаев синдрома мальабсорбции, особенно у детей раннего возраста.

Существует много форм симптомов нарушенного всасывания, которые по этиопатогенезу делятся на две группы:

- первичные (наследственно обусловленные) — в основе лежит врожден­ная недостаточность ферментов (например, пептидаз, энтерокиназ) или нарушение всасывания аминокислот, витаминов и др.;

- вторичные (приобретенного генеза) — развиваются при длительном применении антибиотиков, после кишечных инфекций бактериаль­ной и вирусной этиологии, при хроническом гастроэнтероколите, обильной инвазии простейшими (лямблиоз), после значительной ре­зекции тонкой кишки, у детей грудного возраста в связи с чрезмер­ным или ранним приемом злаков и др.

Основные клинические признаки:

- хронический понос (с полифекалией и стеатореей);

- резкое выпячивание живота (большое количество химуса и метеоризм);

- отеки (механизмом их образования является гипопротеинемия);

- гипотрофия, истощение;

- при длительном течении — гипостатура.

Примерами развития синдрома мальабсорбции являются целиакия, муковисцидоз, лактазная недостаточность.

УХОД ЗА РЕБЕНКОМ

Методы и правила ухода:

1) промывание желудка часто применяется при отравлении, приеме не­качественной пищи. Проводится по назначению врача. В основе процеду­ры лежит так называемый сифонный (англ. siphon) метод — т.е. введение че­реззон: во ги вжелуцдк и щ упива ни е из него громыв ных во i по принципу сообщающихся сосудов. Порядок промывания:

- готовится 3-5 литров кипяченой воды комнатной температуры, сте­рильный зонд и воронка:

- определяется необходимая для введения длина зондарасстояние от переносицы до пупка:

- так как процедура неприятная и ребенок, особенно младшего возрас- ja, может несколько сопротивляться, лучше медсестре-помощнице (это может быть младшая медсестра) закрепить ноги ребенка между своими, руки прижать к туловищу и поддерживать его голову. Ребен­ка стгшш& ШЗЕШШ держать не нужно. Тяжелому больному процеду­ра проводится в лежачем положении на спине. При промывании же­лудка в связи с отравлением ребенка необходимо положить на левую сторону (в положении на правой стороне промывные воды будут течь в 12-перстную кишку);

- зонд вводится в желудок при глотательных движениях ребенка. Внимание! Во время глотания надгортанник прикрывает вход в дыха­тельные пути и поэтому, вводя зонд в этот момент, можно не бояться проведения зонда в дыхательные пути. При значительной чувствитель­ности слизистой оболочки ротоглотки, сопротивлении ребенка, что может не позволить провести зонд, необходимо за 2-3 минуты до на-.чала зев и глотку смазать 10% раствором новокаина;

- после введения на наружный конец зонда надевается воронка;

- основной момент процедуры — удерживая воронку ниже уровня желуд­ ка, в нее до верха наливается вода (объем жидкости отвечает объему желудка). Затем воронка поднимается вверх, и вода при этом по зон­ду затекает в желудок. Такой процесс длится до тех пор, пока воду еще видно в воронке. Как только вода дошла до самой узкой части, ворон­ка плавно опускается вниз, несколько наклоняется, и вода, поступа­ющая из желудка, выливается.

pfiT.e-M, вы рпенн'/й noji'i о.-жен ра: нятьсл i 'бьему н алитой. Воронка снова наполняется свежей водой и процедура повторяется. Промывание проводится до тех пор, пока выливаемая вода не будет чистой:

- зонд вынимается;

- по назначению врача промывные воды направляются в лабораторию на анализ;

2) при заболеваниях кишечника часто назначается его промывание с помощью очистительной клизмы (англ. enema); клизма — это введение в нижний отдел кишечника жидкости с лечебной и диагностической целью;

Орновные правила:

- температура воды, которой промывается кишечник детям раннего возраста, 25°С, старшего возраста — комнатной температуры;

- необходимый объем жидкости для введения зависит от возраста-.

• до 1 года — постепенно увеличивается от 30 до 150 мл;

• 1-5 лет — увеличивается от 150 до 300 мл;

• 5-15 лет — повышается от 300 до 500 мл;

- вода набирается в стерильный сосуд: для ребенка раннего возраста используется резиновый баллончик с мягким наконечником, детям старшего возраста — с тшгчрлу н-.к.нгчник. м, к; -т> -_-ий см^зивг-стся вазелином или другим жиром;

- положение ребенка:

в грудном возрасте — на спине с поднятыми вверх ногами;

старше 1 года — на левом боку, ноги согнуты в коленных и тазобед­ренных суставах;

- в прямую кишку на 3-5 см вводится наконечник и вода осторожно выжимается из баллона;

- наконечник вынимают; для того чтобы в течение нескольких минут жидкость удержалась в кишечнике, лучше на это время свести ягоди­цы. После этого ребенок оправляется;

3) > ход при пдспсптичесуих расе" ройсгиах:

- рвота:

положение ребенка — сидячее; маленьких детей держат на руках, опустив голову ребенка вниз; если больной в тяжелом состоянии — голову повернуть набок ниже туловища;

успокоить ребенка:

после рвоты — малышу раннего возраста, тяжелому больному про­тереть слизистую ротовой полости салфеткой, смоченной дезинфи­цирующим раствором слабой концентрации или обычной теплой водой; старший ребенок должен сам прополоскать рот;

• соблюдение правил гигиены:

• обязательно определить количество рвотных масс:

• оставить рвотные массы для осмотра врачом, по назначению отпра­вить в лабораторию для анализа;

- понос:

• по назначению врача ставить очистительную клизму:

• соблюдать правила гигиены:

• посчитать частоту выделений стула:

• определить количество выделенной массы и записать в истории бо­лезни (рис. 60);

• оставить испражнения для осмотра врачом, по назначению которо­го отправить в лабораторию на анализ;

следить за питанием больного. При диспептических расстройствах часто назначается такое лечение, когда ребенок в течение несколь­ких дней принимает специально назначенную пищу и разного вида жидкость (чай, раствор глюкозы, рисовый отвар, специальные ле­карственные напитки). Часы приема и объем пищи значительно от­личаются от обычных правил. Медсестра, особенно если ребенок находится в больнице без матери, должна придерживаться всех пра­вил такого вида кормления, записывать данные в медицинской до­кументации и о любом нарушении сообщить врачу;

- тошнота:

• психологически успокоить ребенка;

• с целью уменьшения ощущения тошноты можно дать больному вы­пить 100 мл воды с 2-3 каплями нашатырного спирта; иногда помо­гает стакан горячего чая, кусочки льда;

• дать лекарства по назначению врача;

- срыгивание;

- доврачебная помощь и уход при желудочно-кишечном кровотечении:

• горизонтальное положение на спине в постели:

успокоить ребенка:

• положить пузырь со ль дом на живот:

запретить прием пиши, могут быть эффективными кусочки льда per os;

срочно вызвать врача:

• следить за строгим соблюдением диеты во время лечения;

4) особенности питания больных детей в тяжелом состоянии:

- положение — в постели с несколько поднятой головой;

- психологическая подготовка больного;

- если ребенок грудного возраста находится на естественном вскармли­вании и может сосать грудь матери, то длительность кормления долж­на быть небольшой, в течение 2-3 минут с перерывами;

если малыш отказывается сосать грудь, можно покормить небольши­ми порциями сцеженного молока, с большими отверстиями в соске или чайной ложкой;

больные старшего возраста тоже кормятся ложкой небольшими пор­циями;

- в ряде случаев по назначению врача увеличивается частота кормле­ний и уменьшается объем разового приема пиши;

- соблюдение правил гигиены — положить салфетку на грудную клет­ку, рядом на постельное белье; после приема пищи вытереть ребенка, вытряхнуть крошки, провести мероприятия по профилактике про­лежней.

ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

Проблема питания кажется простой только в ее названии. В действи­тельности главной задачей перед родителями и врачами для нормального развития ребенка в течение всей дальнейшей жизни является полноценное питание в грудном возрасте, что в педиатрии называется вскармливанием. Именно в этом периоде отмечается наиболее интенсивное увеличение мас­сы и длины тела, формирование внутренних органов и систем, иммуноло­гического статуса. Необходимым компонентом полноценности этих про­цессов является поступление в организм всех основных ингредиентов и до­полнительных элементов с пищевыми продуктами.

Диететика — один из самых сложных физиологических и клинических разделов врача-педиатра.

Древнегреческий поэт Феогнид еще в VI веке до нашей эры писал: «Сы­тость чрезмерная больше людей погубила, чем голод». Однако маленькому ребенку опасны как переедание, так и неполноценное вскармливание. Для предотвращения последствий таких нарушений врач проводит расчет вскармливания детям при патологических отклонениях физического разви­тия (гипотрофии и паратрофии), недостаточном или чрезмерном поступле­нии ингредиентов в организм, многих эндокринных заболеваниях и т.д.

Проблема детского питания имеет особое значение в ряде слаборазвитых стран, где на фоне голодания и белково-калорийной недостаточности не­редко развивающиеся там эпидемии инфекционных заболеваний приобре­тают катастрофическое течение.

Находясь в утробе матери, плод «получает пищу» через плацентарное кровообращение: из крови матери в систему кровообращения плода посту­пают все необходимые питательные ингредиенты. Поэтому желудочно-ки­шечный тракт и мочевыделительная система плода на протяжении всей бе­ременности постепенно созревают для выполнения необходимых функций, которые будут на них «возложены» после рождения ребенка (прием, пере­варивание и всасывание пищи, выведение остатков обмена веществ). От плода все лишнее опять возвращается в кровь матери.

Питание обеспечивает следующие основные, жизненные особенности и функции организма:

- физическое и нервно-психическое развитие ребенка;

- в детском возрасте создание, а затем непрерывное восстановление всех тканей;

- с пищей поступает энергия, необходимая для внешней работы, пере­движения, а также для всех внутренних процессов в организме;

- с продуктами поступают ингредиенты, из которых синтезируются гормоны, иммуноглобулины, антитела, ферменты и другие необходи­мые для организма вещества.

Для осуществления этих функций ребенок должен получить питатель­ные вещества необходимого состава и объема. Это имеет особое значение для молодого растущего организма. В связи с нерациональным питанием возникают нарушения физиологического и психического развития, отста­вание в массе тела и росте ребенка, которые после достижения определен­ного возраста являются необратимыми и не могут быть компенсированы ни в какие последующие периоды жизни.

Отсюда вытекает основное требование к рациональному (лат. rationalis — умный) питанию — количество и качество принимаемой пиш и должн ы соот­ветствовать потребностям организма.

Итак, питание ребенка на первом году жизни называется вскармливание. Вскармливание обеспечивает адаптацию малыша к внешнему миру и опре­деляет рост и развитие детского организма. Существует 3 основных вида вскармливания:

- естественное=натуральное=грудное;

- искусственное;

- смешанное.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Естественным называется такое вскармливание, когда ребенок на первом году жизни получает только материнское молоко. Однако, если до введения прикорма молоко составляет не менее 4/5 от общего объема принимаемой пищи или ребенок получает донорское молоко, вскармливание тоже назы­вается естественным.

Грудное вскармливание обеспечивается молочными железами матери при их нормальном функционировании. Грудные железы начинают разви­ваться у девочек в старшем школьном возрасте, а окончательно формиру­ются во время беременности.

Фазы развития грудных желез и лактации (лат. lactatio — выделение моло­ка) — рис. 132:

1) маммогенез — в первые 2-3 месяца беременности происходит гипер­трофия паренхиматозной и уменьшение интерстициальной ткани, интен­сивная трансформация клеток в альвеолы, их увеличение (под влиянием гормона прогестерона'), удлинение и разветвление протоков молочных хо­дов и молочных синусов (способствует этому гормон эстроген):

2) лактогенез — образование молока клетками альвеол и выделение его под влиянием гормона передней доли гипофиза пролактина. Гормон выра­батывается во время сосания груди, однако «работает» он не во время акта сосания, а после кормления, подготавливая молоко на следующее вскарм­ливание. Больше всего пролактина образуется в ночное время;

3) галактопоэз (=продукция молока) — это секреция молока клетками альвеол и под влиянием мышечных волокон, которые при этом сокращают-

Рис. 132. Анатомо-физиологические особенности молочной железы в пери­од лактации. Обозначения: 1 — мышечные клетки (сокращаются под влиянием окситоцина); 2 — клетки, секретирующие молоко (выделяют мо­локо под действием пролактина); 3 — альвеолы; 4 — протоки; 5 — молочные синусы, в которых накапливается мо­локо; 6 — ареола; 7 — сосок.

ся (чему способствует гормон зад- \ -у ней доли гипофиза окситоцин).; \ Движется молоко вначале в прото­ки, а затем в молочные синусы.

В последних оно накапливается. Действие окситоцина не более простое, а намного сложнее действия пролактина. Вырабатывается он до и во время кормления, «заставляя» молоко выделяться. Фаза галактопоэза внешне со стороны ребенка проявляется актом сосания.

В поддержке лактации принимают участие другие гормоны — кортизол, инсулин, гормоны щитовидной и паращитовидных желез и гормоны роста;

4) фаза автоматизма — после родов на лактацию рефлекторно влияет акт сосания, при котором опорожнение ацинусов стимулирует секрецию следу­ющего количества молока. Вместе с тем автоматизму способствуют соци­ально-бытовые условия и психика матери.

Признаки хорошей лактации

1. Цилиндрическая Форма молочных желез (только после первых родов).

2. Выраженная пигментация ареолы вокруг соска (у женщин белой расы).

3. Темперап. у?. кожк под молочной железой ия i-.S-l.^C; -цше. чем в подмышечной области.

4. Хорошо выражена венозная сеть на коже молочных желез.

5. После кормления молоко при легком сцеживании вытекает не капля­ми, а струйками (англ. jet, spurt).

Правила естественного вскармливания

1. Перед каждым кормлением необходимо помыть грудную железу (по современным правилам при частом — по показаниям — вскармливании это делается не каждый раз).

2. При удовлетворительном состоянии матери на второй день после ро­дов вскармливание проводится в ее спокойном, уверенном состоянии, в удобном, расслабленном стучи м (можно лежачем) положении. Тело ребенка необходимо прижать к телу матери, лицо направить к материнской груди. Поддержанные снизу голова и тело малыша должны быть в одной плоско­сти. Мама в это время должна ласково смотреть на малыша, любоваться им.

Рис. 133. Правила прикладывания ребенка к груди. Обозначения: А — правила не соблюдены; Б — правила соблюдены (англ. keep)

3. При каждом кормлении ребенок прикладывается только к одной мо­лочной железе, чередуя их. В некоторых случаях (при недостаточном коли­честве молока) прикладывается к одной грудной железе, а после ее опорож­нения и недоедании малыша докормить его молоком со второй железы. Следующее кормление начать с указанной второй железы.

4. Вначале нужно сцедить несколько струек молока, затем приложить ребенка к груди. Малыш должен хорошо захватить ртом не только сосок, ■ п м бниипу ю часть апео д" "»^" 'Т^^т" П g ГТГТТН m'TfrTT'ilttfl Рот при этом должен быть хорошо открыт, а нижняя губа вывернута наружу (рис. 133 Б).

Нарушение таких правил прикладывания к груди вызывает боль, затем нарушается целостность соска и на нем появляются трещины (англ. chapped). В результате этого кормление будет очень болезненным, не в пол­ном объеме. Возникающая при этом задержка молока в молочной железе

(лактостаз) уменьшает дальнейшую секрецию и способствует развитию ги-погалактии.

5. После кормления на 1-2 месяце жизни необходимо сцеживать из груди оставшееся молоко (задержка молока в железе тормозит лактацию). В даль­нейшем, как правило, стабилизируется образование нужного количества грудного молока, и сцеживание не проводится.

6. С целью дополнительной профилактики образования на соске тре­щин необходимо после кормления вытереть молочную железу чистой тонкой пеленкой.

Норвежские педиатры при частом кормлении рекомендуют протереть сосок и ареолу каплями грудного молока и дать им высохнуть.

7. Продолжительность кормления ~ 20-30 мин. Однако, по современным взглядам, не существует точного времени разового вскармливания ребенка. Разные дети сосут грудь с несколько разной частотой в течение дня и с раз­ной продолжительностью одного кормления. Так называемые «ленивые со­суны» долго сосут, «проворные сосуны» быстро наедаются. Нельзя отни­мать малыша от груди, если он еще сосет. Во-первых, он должен удовлетво­рить свои «аппетитные» потребности, и, во-вторых, молоко значительно отличается по своему составу в начале и в конце кормления.

8. Положение ребенка после кормления уже выучили.

9. Если по какой-то причине ребенок не сосет грудь, необходимо сцедить грудное молоко для того, чтобы продолжалась его секреция в дальнейшем.

10. При необходимости, для выяснения степени лактации, ребенку на­значается контрольное взвешивание. С этой целью на весах определяется фактическая масса тела ребенка до кормления и после него. Внимание! Не переодевать ребенка, даже если он оправился или помочился.

Разница между полученными цифрами указывает на количество молока, принятого малышом за одно кормление. Проводится это 3-4 раза в день. Рассчитав между полученными цифрами средний показатель и умножив его на количество кормлений в течение суток, мы узнаем общий объем мо­лока, которое ребенок высасывает за 24 часа.

Пример. Ребенку 2 месяца. Масса тела до кормления 4100 г, после — 4150 г. Ребенок высосал 4150-4100 = 50мл молока.

При трех таких кормлениях малыш высосал 45мл, 50мл и 35мл. В целом ус­тановлено, что за 4 кормления ребенок получил 50+45+50+35мл = 180 мл мо­лока. В среднем за одно кормление малыш высасывает 180: 4 = 45 мл молока. Мама кормит ребенка 6раз в сутки. Общее количество молока 45х 6 = 270мл.

Семиотика нарушений лактации

Лактационный криз. Примерно у 2/3 матерей, дети которых находятся на естественном вскармливании, на 2-м месяце малыша возникает временное уменьшение количества молока. Матерью-кормилицей при этом не ощу­щается в груди «прилив» молока (они не плотные, а мягкие). Это Физиоло-

гическое (!) явление называется лактационным кризом. Он обусловлен физи­ологическими послеродовыми гормональными изменениями у матери в этот период или ее значительной усталостью. У некоторых матерей-кор­милиц такой лактационный криз может возникать несколько раз.

Лактация необходимого количества молока восстанавливается (т.е. на­ступает релактация) при своевременной верной тактике, основными мо­ментами которой являются:

- увеличить частоту кормлений;

- во время каждого кормления прикладывать малыша к обеим грудным железам;

- для стимуляции секреции пролактина обязательно кормить ребенка в ночное время;

- не давать малышу пустышку и не давать сосать через соску;

- предоставить матери физический и психологический покой, сделать массаж и рекомендовать ей более разнообразное питание.

Голодный криз — это также кратковременное уменьшение количества мо­лока у матери-кормилицы на 3, 7 и 12 месяцах лактации. Обусловлен криз в кормлении увеличением «требования» ребенка относительно молока в связи со значительным его ростом в период указанных месяцев жизни. Го­лодный криз — явление тоже физиологическое.

Тактика стимуляции лактации аналогична описанным выше методам при лактационном кризе.

Гипогалактия

Гипогалактия — это нарушение секреторной функции грудных желез в виде ее уменьшения. При этом суточное количество выделяемого молока не удовлетворяет потребности ребенка.

Есть много причин гипогалактии:

- неполноценная информация и подготовка беременной женщины и матери к правилам грудного вскармливания (вспомните, их наруше­ния приводят к развитию лактостаза): в настоящее время много уче­ных мира считают это основной причиной гипогалактии;

- часто она развивается в результате заболеваний матери — неврологи­ческая и эндокринная патология (у 50% женщин, страдающих сахар­ным диабетом), заболевания сердечно-сосудистой системы, доброка­чественные опухоли матки и яичников, острые воспалительные про­цессы и пороки молочной железы при инфантилизме;

- большое значение имеют поздний токсикоз беременности, чрезмер­ное кровотечение во время родов:

- га лакто ре я/,

- ст 'eccoaue с. с тиянк ч. ajjcorv;; ',. уаукотики и куасние:

- прием медикаментов во время беременности, родов и в послеродовом периоде;

- более позднее, с нарушением правил первое прикладывание ребенка к груди, нарушение правил прикладывания:

- нерациональный режим и питание матери, ее Физическое и умствен­ное перенапряжение:

- роды в позднем возрасте (старше 35 лет);

- нередко встречаемые маститы (воспаление грудной железы).

Чаще всего выявляется несколько причин гипогалактии. В ряде случаев этиологию установить не удается. Классификация гипогалактии По этиологии гипогалактия бывает:

- первичная — обусловлена эндокринными заболеваниями матери (са­харный диабет и др.);

- вторичная — возникает в связи со многими рассмотренными причи­нами (кроме гормональных); однако, как сказано выше, чаще всего вторичная гипогалактия развивается из-за нарушений правил вскармливания.

По времени возникновения гипогалактия бывает:

- ранняя — появляется в первые 10 дней после родов;

- поздняя — появляется через 10 дней после родов.

По степени дефицита молока выделяют 4 степени гипогалактии:

I — дефицит молока не более 25% суточной потребности;

II — дефицит молока — 26%-50%; Ш — дефицит молока — 51%-75%; IV — дефицит молока — более 75%.

Профилактику гипогалактии необходимо проводить еше до ее начала. В первую очередь нужно устранить причины, которые могут привести к ее развитию: в детском возрасте предусмотреть развитие инфантилизма (обес­печить нормальный режим питания, условия жизни и обучения и т.д.), в дальнейшем своевременно лечить заболевания, провести профилактику осложнений беременности и родов.

Кормящей матери необходимо создать удовлетворительные материально-бытовые условия, предупредить возникновение стрессовых состояний и ин­фекционных заболеваний. Женщина должна соблюдать гигиенические прави­ла ухода за молочными железами, получать полноценные продукты питания.

Главная роль в профилактике гипогалактии возлагается на ритмичное и полное опорожнение молочных желез. Ритм вскармливания, соответствую­щий потребностям и возрасту ребенка, способствует формированию поло­жительных условных рефлексов. При этом повышается секреция молочных желез и улучшается сосательный рефлекс у ребенка.

Немаловажную роль в профилактике гипогалактии играет сцеживание молока в неонатальном периоде жизни ребенка, когда он высасывает не­большое количество его (сцеживание по 10-15 минут после каждого корм­ления до полного опорожнения молочных желез). Уже стало ясно, что не освобожденные ацинусы тормозят секрецию молока, а интенсивное сцежи­вание и раздражение соска являются сильными стимуляторами лактации.

Препятствует гипогалактии раннее первое прикладывание ребенка к груди матери — сразу после родов. Если грудное вскармливание в это вре­мя противопоказано (инфекционное заболевание матери, тяжелые продол­жительные роды, болезнь новорожденного и др.), через 2 часа нужно сде­лать первое сцеживание молока, продолжать его регулярно до нормализа­ции состояния и прикладывания новорожденного к груди.

Если соблюдение всех правил профилактики гипогалактии не привело к положительному эффекту, применяются лекарственные препараты.

П ример трактовки. В конце 2-го месяца малыша суточное количество молока у матери уменьшилось до 60% от необходимого объема. При обсле­довании эндокринное заболевание у матери не выявлено.

Диагноз: гипогалактия вторичная, поздняя, II степени.

Галакторея — самопроизвольное (англ. spontaneous) выделение молока из грудных желез матери. Существует 2 варианта:

- молоко вытекает из одной грудной железы при кормлении другой;

- кроме описанного первого варианта, молоко вытекает из обеих желез, в том числе между кормлениями.

На фоне галактореи часто происходит угасание лактации.

Агалактия — отсутствие материнского молока. Противопоказания грудного вскармливания

Со стороны матери

1. При некоторых заболеваниях грудное кормление запрещено полно­стью (декомпснсированные состояния — почечная и сердечно-сосудистая недостаточность, тяжелые эндокринные и злокачественные заболевания, туберкулез, сифилис, столбняк).

2. Прием следующих лекарственных средств: противораковых (цитоста-тики) и радиоактивных.

3. Острые воспалительные заболевания вирусной и бактериальной эти­ологии, когда грудное вскармливание отменяется на определенный срок (дизентерия, брюшной тиф, грипп, пневмония, корь и др.).

4. Заболевания кожи.

5. Психические заболевания. Со стороны ребенка

1. В периоде новорожденности существуют некоторые тяжелые патоло­гические состояния ребенка, при которых материнское молоко ему не про­тивопоказано, однако требующее больших усилий сосание груди запреще­но. Это родовая травма, нарушение мозгового кровообращения и глубокая недоношенность.

Таких детей кормят сцеженным молоком. Вскармливание остается есте­ственным.

2. При гемолитической болезни новорожденного (несовместимость по Rh-фактору и АВО-системе крови матери и плода) кормят донорским мо­локом (вскармливание остается естественным).

3. Некоторые врожденные заболевания — фенилкетонурия, «болезнь кленового сиропа» и др.

Состав и отличительные особенности материнского молока

В конце беременности и в первые дни после рождения ребенка из груд­ных желез выделяется молозиво (colostrum) — густая жидкость желтоватого цвета, с относительной плотностью 1, 040-1, 060. Молоко, которое получает малыш с 4-5 дня жизни, называется переходным, а со 2-3 недели — зрелым (относительная плотность 1, 030).

Молоко, которое выделяется в течение одного кормления, делится на:

- раннее — в начале кормления; его выделяется много, имеет голубова­тый оттенок; содержит много белка, лактозы; с ним ребенок получает необходимое количество воды (!);

- позднее — в конце кормления; по сравнению с ранним молоком имеет более белый цвет; оно обогащено жирами (их может быть в 4-5 раз больше, чем в раннем молоке).

Таблица 24

Количество ингредиентов (г) и калорийность (ккал) 100 мл молока

 

 

 

 

Вид молока Ингредиенты Калорийность
Белки Жиры Углеводы
Женское Молозиво 7-5 2, 0 4-5  
Переходное 2, 5 3, 2 5, 5-6, 6 60-80
Зрелое 1, 1-1, 5 3, 5-4, 5   65-70
Коровье 2, 8-3, 5 3, 2-3, 5 4, 5-4, 8 60-65

В таблице 24 представлены средние показатели количества белков, жи­ров и углеводов в разных видах материнского молока и его калорийность, а также для сравнения указаны аналогичные данные коровьего молока.

Как видно из таблицы 24, состав основных ингредиентов в материнском молоке значительно изменяется в неонатальном периоде жизни ребенка.

Количество белка больше всего в молозиве еще до прикладывания ре­бенка к груди — 10-13 г/100 мл. Затем количество протеина уменьшается: в молозиве — 5 г/100 мл, в переход ном молоке — 2, 5 г/100 мл.

В зрелом женском молоке белка |l, 1-1, 5 г/100 мл.| Однако его количество может быть разное. При необходимости нужно точно установить количест­во белка в материнском молоке. В коровьем молоке протеина

2, 8-3, 5 г/100 мл. Таким образом, при получении коровьего молока ребенок перекармливается белком.

Кроме того, белки женского молока отличаются не только количеством, но и качественными особенностями:

- основным компонентом являются сывороточные белки — альбумины и глобулины; так как они аналогичны белкам сыворотки крови ребен­ка, то могут всасываться в кишечнике в неизмененном виде;

- важной отличительной особенностью белкового состава грудного мо­лока от коровьего является соотношение между альбумино-глобули-новыми фракциями (мелкодисперсными, т.е. низкомолекулярными) и казеиногеном (крупнодисперсным, т.е. высокомолекулярным). По­следний появляется в молозиве на 4-5 день лактации, количество его постепенно увеличивается. Соотношение между альбумино-глобули-новыми фракциями и казеиногеном в грудном и коровьем молоке со­ответственно равно 4: 1 и 1: 4;

- казеиноген в желудке под влиянием желудочного сока створаживает­ся и превращается в казеин; молекулы казеина женского молока бо­лее мелкие, чем коровьего, и поэтому при его створаживании хлопья становятся еще мельче; это один из факторов лучшего переваривания и усвоения белков женского молока по сравнению с коровьим;

- в молозиве есть лейкоциты, большинство из которых, являясь лимфо­цитами, синтезируют иммуноглобулины: особенно много Ig А (до 1, 2 г/100 мл);

- материнское молоко имеет большое количество таурина—аминокисло­ты, необходимой для соединения солей желчи (это способствует усваи­ванию жиров), для формирования ткани у новорожденного, в первую очередь сетчатки глаза и головного мозга (у взрослого человека таурин синтезируется из цистина и метионина, что не происходит у ребенка).

Обшие функции белков — см. «Обмен белков».

Количество жира в молозиве, переходном и зрелом женском молоке уве- личивается (табл. 24). Количество жира в зрелом грудном молоке — 13, 5-4, 5 г/100 мл] — не намного больше количества в коровьем (3, 2-3, 5 г/100 мл). Установлено суточное колебание жиров с максимумом, регистрируемым поздно утром и непосредственно после полудня.

Основную часть жиров составляют триглицериды — 98%. Количество жира остается почти неизменным в течение всего времени естественного вскармливания. Однако его индивидуальные показатели могут колебаться в широком диапазоне, не только в соотношении общего количества жиров, но и в составе жирных кислот.

К главным особенностям жира грудного молока относятся:

- в женском молоке имеется фермент липаза, которая способствует вса­сыванию 90-95% жира грудного молока (жира коровьего молока — меньше 60%); это имеет особое значение у грудных детей, у которых жиры являются основным источником энергии (до 50%): тем более что секреция липазы поджелудочной железой и выделение желчи в раннем детском возрасте недостаточные:

- высокая степень дисперсности;

- низкое содержание насыщенных жирных кислот, которые раздражают желудочно-кишечный тракт (их небольшое количество в грудном мо­локе служит одним из факторов меньшего числа дисфункций желу­дочно-кишечного тракта при естественном вскармливании);

- высокое содержание (0, 4 г/100 мл) ненасыщенных (эссенциальных) жирных кислот, основными из которых являются линоленовая и осо­бенно важная для ребенка раннего возраста арахидоновая: эти кисло­ты не синтезируются в организме человека (в коровьем молоке их только 0, 1 г/100 мл).

Кислоты влияют на большое количество физиологических функций: значительно повышают усвояемость белков, сопротивляемость организма инфекциям, много их дериватов выполняют роль гормонов, они важны для развития мозга (арахидоновая кислота входит в состав нервной ткани), а также служит основой витамина F;

- считается, что увеличение количества жиров в позднем молоке дейст­вует, как регулятор насыщения.

Обшие Функции жиров — см. «Обмен жиров».

Количество углеводов в молозиве, переходном и зрелом молоке изменя­ется мало (табл. 24). В с реднем в груд ном и коровьем молоке углеводы со­ставляют соответственно го г/100 мл| и 4, 5-4, 8 г/100 мл.

Углеводы в женском молоке — это в основном молочный сахар в виде бета-лактозы, составляющей 90% общего его количества.

Функциональные особенности В-лактозы грудного молока следующие:

- она доходит до толстой кишки, так как медленно всасывается в тонкой;

- создает в толсти кишке слабокислую среду (рН 5-5, 5), что губительно действует на гнилостные бактерии;

- часть В-лактозы получила название «бифидус-фактор». Действие его в толстой кишке — би фидогенность — вызывает интенсивное раз­множение бифидум-флоры, которая нормализует состав флоры в ки­шечном тракте (росту физиологической бифидум-флоры одновре­менно способствует слабокислая среда). Эта особенность углеводов грудного молока в значительной степени обеспечивает нечастое воз­никновение дисбактериоза у детей, находящихся на естественном вскармливании;

- стимулирует синтез витаминов группы В.

В отличие от женского молока, в коровьем молоке содержится главным образом а-лактоза. В большей части она усваивается в тонкой кишке. От­сюда становится ясным, что коровье молоко не выполняет вышеописанные функции углеводов на первом году жизни ребенка. Поэтому у детей, нахо­дящихся на искусственном вскармливании, часто возникает дисбактериоз, развиваются бактериальные заболевания кишечника и даже при отсутствии заболеваний стул имеет более высокий показатель рН.

Как видно из таблицы 24, самым калорийным является молозиво. В сред­нем калорийность женского молока также несколько выше калорийности коровьего.

Еще одной особенностью женского молока является его осмолярность. которая равна 260-270 мОсм/л. Она очень близка к осмолярности плазмы крови. Это способствует нормальному перевариванию пищи и физиологи­ческому состоянию гомеостаза, так как в грудном возрасте почечные меха­низмы его регуляции еще незрелые.

В женском молоке есть необходимый для развития детского организма состав витаминов. Их значительно больше, чем в коровьем молоке. Однако количество витаминов зависит от сезона года и питания матери.

Накопление жирорастворимых витаминов происходит в организме плода в последние месяцы беременности. Поэтому при нерациональном питании будущей матери и у недоношенных детей часто развивается гиповитаминоз.

В норме в зрелом женском молоке количество витамина D незначитель­ное — 0, 15 мкг/100 мл. Тем не менее установлено, что активность витамина D3 женского молока в 10 ООО раз выше активности чистого витамина D3. Кроме того, по данным современных исследований, основным источником витамина D у грудного ребенка является кожа, в которой под влиянием солнечных лучей за короткий период (10-30 минут) образуется его необходимое количество.

Количество витамина А, очень необходимого для новорожденного, в мо­лозиве в 2 раза больше, чем в зрелом молоке.

Витамина К в молозиве тоже больше, чем в зрелом молоке, а также в ран­нем молоке больше по сравнению с поздним. Однако через 2 недели у де­тей, которые находятся на естественном вскармливании, витамин К уже об­разуется кишечной флорой.

Количество витамина Е в женском молоке полностью отвечает потреб­ностям ребенка.

Потребности ребенка в водорастворимых витаминах обеспечиваются глав­ным образом полноценным питанием матери и, на основании этого, соста­вом грудного молока. А также имеет значение прием соков.

Количество в женском молоке минеральных солей и микроэлементов (кальций, фосфор, магний, железо, йод, медь, цинк, марганец, натрий, ка­лий, хлор и др.) подвержено колебаниям, а также оно значительно зависит от состава принятой женщиной пищи во время беременности и кормления ребенка грудью. Общее количество минеральных солей в женском молоке меньше, чем в коровьем. Отличается также соотношение между ними.

Основные особенности минерального состава:

1) в материнском молоке постоянно сохраняется идеальное соотноше­ние между кальцием и фосфором — 2: 1, что обеспечивает нормальный рост и развитие костной ткани ребенка;

в коровьем молоке кальция меньше, а фосфора больше; последний луч­ше всасывается, а это приводит к гипокальциемии у ребенка, находящегося на искусственном вскармливании;

2) железа в молоке менее 1мг/л, однако резорбция его составляет 50-70%, что значительно выше железа любой другой пищи; в коровьем мо­локе количество его незначительное и всасывается около 30%;

поэтому у ребенка, находящегося на естественном вскармливании, до 6-8 месяцев почти никогда не развивается железодефицитная анемия; такое заболевание крови могут иметь только те дети, матери которых стра­дали дефицитом железа еще до беременности;

3) для детей раннего возраста особое значение имеют цинк и медь; в жен­ском молоке их количество адекватное;

цинк является микроэлементом, влияющим на синтез белка, рост ребен­ка, иммунную систему на клеточном уровне; биологическая ценность меди заключается в том, что она вступает в связь с белками низкой молекулярной массы;

интересно, что введение per os дополнительного железа снижает реаб-сорбиию пинка и меди (эти новые научные данные необходимо учитывать при лечении ребенка).

В материнском молоке также имеются:

- активные ферменты (протеаза, трипсин, амилаза, липаза);

- гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза и кишечно­го тракта;

- гормоноподобные вещества (эритропоэтин, кальцитонин и простаг-ландины);

- Факторы специфической зашиты (1ц A. Ig М. Ip. G: количество их в мо-локе постепенно уменьшается; так, иммуноглобулина SIgA в молози­ве и зрелом молоке соответственно 20 г/л и 0, 5 г/л);

- Факторы неспецифической зашиты (лизоцим, макрофаги);

- антитела (к эшерихиям, шигеллам, кокковой и другой флоре).

Как указано выше, больше всего иммунных тел в молозиве, что обеспе­чивает адаптацию новорожденного к условиям внешней среды и предохра­няет его от заболеваний, особенно в первые дни жизни. В зрелом молоке (на 1 литр) иммунных факторов меньше, однако количество веществ, по­ступающих в организм ребенка, остается одинаковым, так как с возрастом малыш высасывает больше молока, компенсируя свои потребности. Дока­зано, что материнское молоко одновременно стимулирует эндогенный син­тез факторов специфической и неспецифической защиты.

Для грудного молока характерно полное отсутствие антигенных свойств, тогда как белки коровьего молока являются высоко антигенными.

Женское молоко всегда теплое — оптимальное для приема малыша.

Следует отметить, что з релое,; у^чое мо ко зп ачитс^ьн» --тличаетс я по составу не только в том, раннее оно или позднее, не только у разных матерей, но даже у одной женщины в разных молочных железах, от одно­го корм






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.