Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок следования пунктов изменила!






ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 14-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»

«ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРОШЕДШИХ ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ»

 

 

Работу выполнила

студентка 4 курса

группа З-442

Сахно Надежда Александровна

 

Научный руководитель

ст. преподаватель, доцент

Бахчеева Эмилия Петровна

 

Допущена к защите

Зав. кафедрой психологии личности

к. пс. н., доцент Ванновская О.В.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


 

Оглавление

порядок следования пунктов изменила!

Введение ……………………………………………………………………….….4

Глава 1. Теоретические аспекты развития личности подростка 14-15 лет средствами психологического тренинга……………………7

1.1. Психологические особенности юношей и девушек 14-15 лет…………16

1.2. Понятие уверенности в себе …………………………………………...….7

1.3. Понятие Локус контроля как характеристики и уверенность в себе……………………………………………………………………..….24

1.4. Проблема застенчивости у юношей и девушек 14-15 лет …………….27

1.5. Социально-психологический тренинг как средство развития уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет…………………….30

Выводы по главе 1……………………………………………………………….40

Глава 2. Описание программы психологического тренинга и диагностики его результативности ………………………………………………………..………42

2.1. Описание этапов исследования…………………………………….………42

2.2. Описание базы и выборки исследования……………………………….…43

2.3. Описание психодиагностического комплекса методик, использованных в дипломном исследовании……………………………………………….………44

2.4. Методы математической статистики………………………………..……..49

2.5. Описание психологического тренинга по развитию уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет…………………………………………..………..50

Выводы по главе 2……………………………………………………………….54

Глава 3. Результаты исследования способности психологического тренинга развить характеристики уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет…..…….56

3.1. Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах до проведения психологического тренинга………...56

3.2. Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах после проведения психологического тренинга …..…..69

Выводы и практические рекомендации…………………………..……………81

Заключение ……………………………………………………………..………..84

Список литературы ……………………………………………………...………86

Приложения……………………………………………………………….……..91

Приложение 1. Стимульный материал и ключ к методике «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер)……………………………………..…..91

Приложение 2. Стимульный материал и ключ к методике «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов)…………………………………………………...…94

Приложение 3. Стимульный материал и ключ к методике «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)……………………………....97

Приложение 4. Сводная таблица исходных данных до тренинга…………..104

Приложение 5. Сводная таблица исходных данных после тренинга……..106

Приложение 6. Статистические таблицы (анализ до тренинга)……………108

Приложение 7. Статистические таблицы (анализ после тренинга)……….115

 


 

 

Введение

В современном мире уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом. Особенно остро проблема уверенности в себе встает в подростковом периоде.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение и диагностика параметров уверенности в себе является одной из проблем психологии и ее решение имеет важное значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного человека. В результате, представляется актуальной проблема способности предложенного в данной работе психологического тренинга повысить уверенность в себе у юношей и девушек 14-15 лет, что подтверждается практическим запросом психолога Гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга на разработку и проведение данного тренинга.

Цель исследования оценить динамику личностных параметров подростков 14-15 лет, прошедших психологический тренинг уверенности в себе.

Объектом исследования являются 28 подростков – 10 мальчиков, 18 девочек.

Предметом исследования является уровень выраженности таких личностных характеристик подростков как: уверенность в себе, интернальность, самооценка, доминирующее состояние (показатели активности, тонуса, напряженности, спокойствия).

Гипотеза: предполагается, что с помощью психологического тренинга возможно развить характеристики уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет:

1. После проведения психологического тренинга у его участников группы юношей и девушек 14-15 лет повысятся показатели таких характеристик как: изменятся следующие параметры доминирующего психического состояния: станет более выраженным активное/пассивное отношение к жизненной ситуации», повысится «тонус высокий/низкий»;, уменьшатся «раскованность/напряжённость»; «спокойствие/тревога»;

2. В результате тренинга образ Я подростков станет более положительным, также в лучшую сторону изменится /отрицательный образ самого себя»; «ожидаемое отношение от других».

3. После проведения психологического тренинга у группы юношей и девушек 14-15 лет снизится уровень такого показателя как «интернальность в области неудач».

Задачи исследования:

1. Изучить учебную и методическую литературу по заявленной теме данной дипломной работы.

Изучить понятие уверенность в себе;

Изучить методику психологического тренинга как средства развития коммуникативных свойств и навыков общения;

2. Провести исследование личности у подростков по изучаемым параметрам.

3. Разработать и провести психологический тренинг, ориентированный на развитие личности подростков на базе гимназии №74 г. Санкт-Петербурга;

Провести разработанный психологический тренинг на базе Гимназии №74 г. Санкт-Петербурга;

4. Оценить степень развития характеристик уверенности в себе у юношей и девушек после прохождения предложенного в данной работе психологического тренинга;

5. Провести статистический анализ Обобщить полученные результаты; составить рекомендации для педагогов и родителей по развитию уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет.

Методы исследования:

- Тест «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер);

- Методика «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов);

- Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);

- Статистический критерий согласия Колмогорова-Смирнова, авторы А.Н. Колмагоров и Н.В. Смирнов;

- Т - критерий Стъюдента для статистической проверки равенства средних значений в двух выборках, автор У. Госсет.

База исследования: ГОУ Гимназии №74 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Болотная, д. 6.

Научная новизна: впервые получены научные данные о воздействии на личность подростка психологического тренинга, ориентированного на развитие уверенности в себе, у юношей и девушек 14-15 лет, учащихся ГОУ Гимназии №74 г. Санкт-Петербурга.

Практическая значимость: полученные данные в ходе данного исследования будут использованы при работе школьного психолога ГОУ Гимназии №74.

 


 

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет на основе психологического тренинга

1.1. Понятие уверенности в себе –изменитьпорядок

Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом.

Часто бывает так, что люди, которые только начинают какое-либо новое дело, не очень уверены в себе. Это создает дополнительные трудности: если человек не ощущает уверенности в себе, то его очень легко можно переубедить, внушить ему противоположные мысли, деформировать его намерения при помощи любой критики в его адрес. Без уверенности в себе и в своих начинаниях, человек может легко соглашаться со своими оппонентами или недоброжелателями, отказываясь от своих взглядов и намерений, вместо того, чтобы рассматривать любую критику как мнение других людей о собственном поведении в конкретной ситуации, а не как критику собственной личности. Преимущества такой оценки состоят в том, что каждый может по своему желанию трансформировать любую критику в свой адрес, в возможность качественных изменений и личного роста (при условии, что человек считает эту критику справедливой). Человек также может не всегда обращать внимание на критические замечания в свой адрес (при условии, что эти замечания являются предвзятыми, а критика - несправедливой)[4, с. 101].

Можно рассмотреть пример. Предприниматель, который начинает новое дело, очень нуждается в поддержке своего нового проекта (как со стороны семьи, так и на службе), чтобы поддержать его уверенность в себе и простимулировать творческий потенциал и инициативу. Без такой поддержки любой отрицательно или критически настроенный человек может легко опровергнуть все начинания предпринимателя. Если же предприниматель достаточно долго общается с таким человеком, то его целенаправленная критика может уничтожить все добрые планы и начинания. Особенно чувствительны к такой критике предприниматели, которые не уверенны в себе, и когда их оппонентом является их начальник или ближайший сотрудник. Такой предприниматель постепенно начинает принимать критические замечания и оценки других как свои собственные оценки, и он начинает поэтапно отступать и отказываться от своих планов, взглядов и намерений. Трудно исправимой является та ситуация, когда уверенность этого предпринимателя и его предварительно выстроенный имидж оказываются просто уничтоженными такими злостными критиками. Очень печально, когда наш предприниматель постепенно начинает смотреть на себе глазами своих критиков, когда он покорно принимает эту ситуацию и не пытается бороться с этим [5, с. 190].

Помните, если у Вас человека нет " внутреннего стержня" и достаточно развитого чувства самоуважения, он можете попасть " в плен" восприятия Вас другими людьми, что может впоследствии привести к ситуации, когда чужие взгляды и оценки начнут подавлять его личность. «вы» лучше заменить на 3-е лицо – признак научного стиля. Это может привести ко многим негативным последствиям: можно перестать стремиться к успеху, к новым достижениям, к большей прибыли, престижу. Если Вы не будете достаточно уверены в себе, то будете гораздо ниже оценивать свои преимущества и достоинства, а Ваша самооценка постепенно станет снижаться. Если же Вы направите все свои силы и весь свой потенциал на развитие уверенности в себе, то Вы не только будете лучше себя чувствовать, у Вас не только повысится самооценка, но Вы начнете добиваться больших успехов, как профессиональных, так и в личной жизни. Вы поймете, что заслуживаете лучшего и другие люди согласятся с Вами.

Рассматривая проблему уверенности можно определить, что в настоящее время к пониманию уверенности имеются разные подходы, где она рассматривается как чувство, состояние, качество и свойство личности.

Так, одни исследователи (Р.М. Загайнов, О.А. Черникова и др.) рассматривают уверенность как чувство. Этим особо выделяется переживание, чувствование и осознание личностью своих возможностей в предстоящих действиях [16, с. 82].

Другие, как волевое качество. Так, П.А. Рудик выделял общие волевые качества, объединяющие и цементирующие решительность, смелость, инициативность и настойчивость. Таким общим волевым качеством им названа уверенность. Он пишет, что уверенность в своих действиях и возможностях должна быть постоянным компонентом воли спортсмена, без нее спортивная деятельность не может быть эффективной.

В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана(1990). Они утверждают, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства. По этому поводу они пишут: "...если у человека формируется устойчивое (пусть даже ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т.е. устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязаний, то такой человек независимо от реального владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как, о его инвариантах, т.е. личностных свойствах" [16, с. 90].

В.И. Селиванов (1982) ранее изложил близкую позицию, где говоря о смелости, он подчеркивает, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что " смелость, как и другие волевые качества, такие как решительность, уверенность, настойчивость, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализированным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск, чтобы добиться успеха" [42, с. 124].

Аналогичного мнения придерживается Е.П. Щербаков, относительно уверенности, как качества личности. У него имеются следующие заключения, где внимание акцентировано на самооценке личностью своей подготовленности. Самооценка возможностей является относительно постоянным элементом структуры личности, так как она базируется на ее качествах и свойствах, которые в определенный возрастной период имеют относительно устойчивый характер. Личность переживает свои волевые качества. Как состояние решимости характеризует решительность, так и переживание уверенности в повторяющихся условиях образует личностное качество уверенность. Однако, свойства и качества функционируют посредством психических состояний. Последние по своей природе подвижны, зависят от жизненных обстоятельств и могут иметь относительно устойчивое выражение. Таким образом, между психическим состоянием личности и волевым качеством существует прямая логическая связь и уверенность рассматривают как активное волевое состояние, которое часто является одной из характерных черт людей с сильной волей [16, с. 167].

Иную позицию занимает Е.Ю. Сосновикова (1975), которая считает, что волевое состояние не тождественно воле и волевым качествам, так как волевое состояние может быть пережито и безвольным человеком. Впервые волевые состояния стал обсуждать Н. Д. Левитов. Он весьма осторожно назвал главу в своей книге, посвященную этим состояниям: " психические состояния в волевой деятельности человека". Он говорит здесь о состояниях волевой активности и пассивности, о решительности и нерешительности, об уверенности и неуверенности, о " борьбе мотивов" как сложном и типичном волевом состоянии и даже о раскаянии [16, с. 170].

Однако Е.П. Ильин пишет, " уверенность" или " неуверенность", не являются волевыми состояниями, которые характеризуют процесс оценки ситуации, прогноз успеха или неудачи, т.е. связаны с информационной стороной психической активности человека, с его интеллектуальной деятельностью. " Неуверенность- это сомнение, уверенность - отсутствие сомнений в необходимости осуществления какой- либо деятельности или в том, что произойдет ли то или иное событие. Это вероятностная характеристика, связанная с оценочной деятельностью человека, которая может, при значимости желаемого результата деятельности, вызвать у человека определенные состояния (тревоги, решимости-нерешимости, радостного предвкушения и т.д.), но сама состоянием не является. Таким образом, такие свойства, как уверенность - неуверенность, являются лишь причинами, вызывающими какое- либо состояние, и то не во всех случаях. Так, О.В. Дашкевич упоминал также о том, что неуверенность может быть также и свойством личности, если у человека имеется неадекватная заниженная самооценка своих возможностей или для него характерны повышенная внушаемость, навязчивость мыслей, эмоциональная неустойчивость [16, с. 171].

О волевых состояниях говорят В.И Селиванов и В.К. Калин. В И. Селиванов определяет эти состояния как " класс психических временных состояний, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующие преодолению возникших трудностей". А. Ц. Пуни считает, что уверенность представляет собою компонент психического состояния, длительность которого может колебаться в очень значительных пределах (от секунд до многих дней). В состоянии психической готовности он выделяет не просто уверенность, а трезвую уверенность в своих силах". Рассматривая психическое состояние мобилизационной готовности (А. Ц. Пуни, Ф. Генов) охарактеризовали его как довольно устойчивое, направляющее сознание человека на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями во время предстоящей деятельности. При этом, психологически мобилизационное состояние характеризуется переводом из долговременной памяти в оперативную информации, необходимой для эффективной деятельности, активизацией мыслительных процессов (ускорением оперативного мышления) созданием у себя уверенности в успехе. Важно при этом, чтобы уверенность не перерастала в самоуверенность, В. А. Зобков, например, показал, что спортсмены добивались лучших результатов, когда уровень их уверенности в успехе составлял в среднем 70% от максимального. В связи с этим он выдвинул тезис об оптимальном уровне уверенности как о критерии прогноза успеха [5, с. 189].

В свою очередь, наличие определенной доли неуверенности свидетельствует об адекватности отражения человеком трудностей предстоящей деятельности. В то же время, при завышенной или заниженной уверенности, как правило, неадекватность уровня притязаний, которые приводят к неполной мобилизации (в одном случае из-за того, что человек не считает необходимым " выкладываться", а в другом случае - потому, что он считает такую мобилизацию невозможной или бесполезной)[5, с. 191].

Дальнейший анализ литературы показал, что в том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить во многих психологических теориях, так или иначе касающихся психологии личности. Однако, как психологическое понятие " уверенность в себе" появилось сравнительно недавно в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии. Экспериментальному изучению уверенности в себе предшествовала практика " тренинга уверенности" в клиниках неврозов и в обычных больницах. Первым серьезно занялся этой проблемой Андре Сальтер, главный врач клиники неврозов в США. По мнению Сальтера причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящие к формированию тормозной личности, не способной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей. Он предположил, что у не уверенных в себе индивидуумов заторможенный тип личности развился в процессе научения, когда их наказывали за нежелательное, неадаптивное поведение. Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой и уверенной в себе личности, это - эмоциональность речи, экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, умение противостоять и атаковать, умение не " прятаться" за неопределенными формулировками, неприятие самоуничижения и недооценки своих сил и качеств, способность к импровизации [42, с. 169].

Несколькими годами позже Джозеф Вольп применил термин " уверенность в себе" к открытости в межличностных отношениях. Он пришел к выводу, что уверенное выражение людьми своих чувств и мыслей в определенной социальной ситуации может способствовать преодолению страха. Который, однажды возникнув, прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Ландж и Якубовски также считают, что часто в основе сопротивления уверенным действиям лежит страх перед неудачей. В других случаях в основе сопротивления уверенным действиям лежит страх обидеть других или выразить по отношению к ним негативные чувства, опасение выглядеть смешным или вызвать гнев. По всей вероятности, чем более рациональное мышление, тем больше шансов действовать с уверенностью в себе [16, с. 174].

Таким образом, уверенность рассматривают как комплексную характеристику, включающую в себя эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты. Одним из определений уверенности, данное Рюдигером и Ритой Ульрих следующее. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.

В. А. Лабунская рассматривает уверенность в себе как свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.

В современной психологии наиболее детально исследована " поведенческая" основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидностью, и неадаптивностью небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток навыков поведения Лазарус назвал" дефицитом поведения" и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Он выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно и для уверенности в себе [42, с. 158-159].

Согласно А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать:

- способностью сказать " нет",

- способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях,

- способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах,

- способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

К. Рудестам отмечает, что самое уверенное поведение выражается в умении строить отношения в желаемом направлении, например, в общении со значимыми другими и посторонними, в умении обратиться к ним с просьбой или ответить отрицательно на их просьбу. Кроме того, уверенность в себе ведет к росту самоуважения, а неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений [16, с. 140].

Дж. Келли (1979) составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:

- право быть одному,

- право быть независимым,

- право на успех,

- право быть выслушанным и принятым всерьез,

- право получать то, за что платишь,

- право иметь права, например, действовать в манере уверенного в себе человека,

- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным,

- право просить то, чего хочешь,

- право делать ошибки и быть ответственным за них,

- право не быть напористым.

Другим подходом к описанию уверенного поведения является выделение Ланджем и Якубовски шести типов утверждений, выражающих уверенность в себе. Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав. Например: " Я хотел бы сейчас уйти", или: " Вы мне очень нравитесь". Эмпатическое утверждение указывает на осознание чувств и позиции другого человека. Растущая уверенность в себе развивается постепенно - от минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ не эффективен [16, с. 148-150].

Наконец, следует отметить, что уверенное поведение ведет к повышению самооценки. Люди, которые не действуют с уверенностью в себе для защиты своих прав и удовлетворения собственных потребностей и желаний, оставаясь в то же время чувствительными к потребностям других, склонны к ощущению своей беспомощности и даже бесполезности. Уверенные ответы составляют один из типов действий, который помогает личности в достижении зрелого поведения и самоактуализации.

Таким образом, уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Часто в основе сопротивления уверенным действиям лежит страх перед неудачей. Уверенность рассматривают как комплексную характеристику, включающую в себя эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты.

1.2. Психологические особенности юношей и девушек 14-15 лет

Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «третий мир», который существует между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Однако, в этот период еще наблюдаются некоторые специфические, характерные для данного возраста особенности внешнего вида юношей и девушек.

Начиная с 14-15 летнего возраста у юношей и девушек, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железы стимулируют функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников и половых желез способствуют дальнейшему развитию вторичных половых признаков и формированию фигуры.

Все процессы созревания протекают хотя и в определенной пропорции, но крайне неравномерно и у многих в различное время. Раньше и наиболее интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого – длина туловища [49, с. 24].

В этот период у мальчиков начинает отчетливо контурироваться мускулатура спины и груди, формирующаяся по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственных раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса.

У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек – брюшной тип дыхания [32, с. 251].

Подростковый период, как уже говорилось, отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14-15 годам масса мышц составляет 1/3 общей массы тела. Мышечная сила достигает наивысшего уровня через год-полтора после достижения максимального роста, при этом у девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослой женщины; у юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин [49, с. 81-82].

Таким образом, ускорение темпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков.

У подростков в связи с неравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, известная неуклюжесть, угловатость, которые с возрастом постепенно проходят.

Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены личности? Разные психические качества изменяются по-разному: одни быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних этот возраст протекает бурно и болезненно, у других - плавно, спокойно. Это зависит как от окружающей среды и воспитания, так и от врожденных свойств организма [49, с. 202].

Биологические особенности поведения девушек в этом возрастном периоде, проявляются в меньшей подвижности и возбудимости, чем у юношей этого же возраста. Девушки 14-15 лет, по сравнению с юношами менее склонны к болезням, они превосходят ребят в вербальных способностях, в восприятии цвета и его оттенков, они более наблюдательны.

Юноши 14-15 лет нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько отстают от девушек в сфере чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-то убедить [49, с. 311].

У ребят этого возраста ярче, чем у девушек выражена потребность в достижении своей мечты.

Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии. В этот период девушки более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке [23, с.172-173].

Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.

Если юношам этого возрастного периода необходимо доказывать необходимость исполнения тех или иных требований, то для девушек более важным является близость этих требований к личному опыту, их эмоциональная окраска.

Во взаимоотношениях с окружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие от них, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая [23, с. 175].

Психологи отмечают, что девушки 14-15 лет являются личностью взрослее своих сверстников, однако психологические границы развития, их внутренней индивидуальности более узкие. Ведь юноши с ранних лет тяготеют к более широкому взрослому социуму, жаждут риска, преград, испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем девичий, который иногда не выходит за рамки семьи, или близкого им окружения.

Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы.

Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка и юноши, отмечает И. Кон, - имеет самостоятельное значение. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Но возникает вопрос, по сравнению с кем эта реактивность кажется повышенной - по сравнению с ребенком или со взрослым? Далее автор приводит данные исследований, проведенных болгарскими учеными, которые изучая возрастные срезы детей от 5 до 17 лет, пришли к выводу, что наиболее возбудимый тип нервной деятельности чаще всего встречается у 5-ти летних. С возрастом процент возбудимых падает. В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многом связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания[29, с. 277-278].

Возраст 14-15 лет характеризуется более высокой, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения, значительно более устойчивы и осознаны, чем в 11-13 лет, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий [28, с. 177].

При анализе поведения мальчиков и девочек следует учитывать различие в характере их психики и деятельности. Известно, что мальчики создают больше шума. Это не значит, однако, что у них больше нарушений по существу, поскольку нарушения у девочек более «тихие». Отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытый характер. Известно, что «трудные» мальчики в сравнении с «трудными» девочками более шумливы, но «трудные» девочки зато значительно более «трудны» [28, с. 179].

В возрасте 14-15 лет сильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы.

Уровень сознательного самоконтроля уже выше чем у подростков. Они чаще жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажутся, совершающимися автоматически, помимо их воли, и даже вопреки ей.

Так называемые немотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе не безпричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев, - следует четко разграничивать напряженность, а нередко и внутреннюю конфликтность психики юноши или девушки и социальную конфликтность поведения.

В этот период расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации [32, с. 430].

Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей.

Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности.

Становление самосознания и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический процесс раннего юношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является собственная личность, собственное личное «Я» [29, с. 275].

Процесс открытия личного «Я» сложный и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я» не совпадает с внешним поведением, вследствие чего, актуальной становится проблема самоконтроля. Неопределенность, недостаточная дифференцированность собственного «Я» в этом возрасте обусловливают чувство тревожности, внутренней пустоты, которые следует чем-либо заполнить, что в свою очередь порождает усиление потребности в общении и одновременно возрастает его избирательность. Представление о себе соотносится, прежде всего, с определенным групповым образом «Мы» (образ типичного представителя своего возраста и пола), но никогда с ним полностью не совпадает. Образ своего внутреннего «Я», как правило, более дифференцированный, и включает в себя другие нормативные качества, сравнительно с образом «Мы»[29, с. 276].

Юноши 14-15 лет в этот период считают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнестойкими, нежели их сверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другого человека. Девушки же этого возраста приписывают себе меньшую коммуникабельность, зато подчеркивают черты искренности, справедливости, верности.

В сфере самосознания существуют половые различия. В возрасте 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают окружающие. Склонность девочек видеть себя интроспективными и чувствительными подтверждается и сравнением личных дневников юношей и девушек. Вести дневники девочки начинают раньше мальчиков и делают это гораздо чаще, и более систематически, чем мальчики и отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание своих чувств и переживаний, особенно любовных. Дневники мальчиков более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы их авторов, их практическая деятельность. Эмоциональные переживания описываются юношами скупо и сдержанно [29, с. 278].

Немаловажным фактом в юношеском возрасте является самооценка.

На формирование самооценки влияет самоутверждение и самосознание. Самооценка играет одну из главных ролей в развитии личности юношей и девушек, в их желании реализации собственных способностей, установления контактов с окружающим миром, поэтому формируется она только во время общения личности с другими людьми.

Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс для успешной деятельности – индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств, с другой, - самооценка часто служит средством психологической защиты: желание иметь положительный образ «Я» и нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки [29, с. 274].

В юношеском возрасте самооценки очень переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Для возраста 14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего облика стереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным [23, с.52].

Девочки этого возраста очень остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны преувеличивать свою полноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным диетам, нескладность и иногда слишком высокий, по их мнению, рост, т.к. девочки в этом возрасте действительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление волос на теле и пр. У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, многие также болезненно реагируют на появление прыщей и угрей, их смущает отсутствие волос на теле и т.д.

Таким образом, по содержанию девичьи и юношеские заботы о внешности отличаются лишь постольку, поскольку не совпадают стереотипы «феминности» и «мускулинности». Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство, так как порождение у ребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим проблемам.

В общем и целом адекватность самооценок с возрастом в основном повышается, особенно это касается внешности, т.к. во-первых, человек привыкает к своей внешности, во-вторых, появляются другие критерии и эталоны в подходе к качествам личности, хотя эта тенденция и не является линейной. Так, например, юноша этого возраста может считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его самочувствия, так как он не придает этому большого значения. И наоборот: юноша считает себя выдающимся физиком или математиком, но при этом его самоуважение к себе крайне низкое, так как основывается не на интеллектуальных, а на коммуникабельных свойствах.

Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включения в процесс самооценки механизмов психологической защиты. По данным Я.Л. Коломинского, юноши и девушки, отвергаемые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, видеть свое положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле [23, с. 69]. Завышенная оценка в этом возрасте, так же как и в подростковом, может привести к таким негативным качествам, как наглость, неприятие социальных форм поведения, однако, как свидетельствуют многочисленные наблюдения и исследования, для юношей и девушек 14-15 лет наиболее характерным является положение, где образ «Я» и самоуважение все больше зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Прежде, чем приступить к характеристике межличностных отношений, остановимся кратко на социальных особенностях развития молодежи 14-15 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.